Полина Айдиева
Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников- экспериментирование.
Публикация «Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Работа по программе «Детство» и понимая значимость экспериментирования в развитии интеллектуальных способностей ребенка, стремились создать в группе условия для исследовательской активности детей. Эту работу мы начинали с построения развивающей среды, подборки литературы по данной теме. Для развития познавательной активности детей и поддержание интереса и экспериментальной деятельности выделили в группе место под Уголок экспериментирования распределили по разделам: «Песок и почва», «Воздух и вода», «Магниты», «Бумага» и другие, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Совместно с детьми выбирали правила работы с различными материалами. Так же вместе с детьми были подготовлены карточки – схемы с изображением предложенных опытов.
Результаты проведенных исследований фиксировали в специальных альбомах и индивидуальных дневниках наблюдений.
Вся работа организовалась по трем темам:
1. Живая природа.
2. Неживая природа.
3. Рукотворный мир.
Работа по данным темам осуществлялась на основе разработанного перспективного плана с учетом сезонных изменений.
Первые эксперименты проводились в специализированной деятельности. Так на занятиях по формированию элементарных математических представлений детей предлагали опыты с измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др., что позволяло самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности. Так же очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования – при формулировании цели, во время обсуждения и хода опыта, при проведении итогов и словесном отчете об уведенном. При проведении с детьми опытов о выявлении свойств предмета, использовали модели, схемы, с помощью которых дети называли предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия. И сделали для себя вывод, что использование таких схем заметно облегчает дошкольникам овладением связной речи.
Для определения факторов внешней среды необходимых для роста и развития растений провели с детьми ряд таких опытов, как «На свету и в темноте», «С водой и без воды», «В холоде и в тепле». Результаты опытов позволили детям определить факторы необходимые для жизни растений.
Так же при совместной работе детям предлагалась проблемные ситуации для организации экспериментирования «Как и почему льется вода», «Волшебный гвоздик» и др. после каждой игры у детей возникало много вопросов, в основе которых лежал познавательный мотив. Их, например, интересовало, от чего бывает ветер; с помощью чего издается звук и многое другое. Мы не всегда торопились с ответом, а способствовали тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Предполагали обращаться за помощью к детским энциклопедиям или предлагали узнать у родителей, а затем рассказать всем детям. С проведением каждого опыта у детей развивался собственный познавательный опыт. Это стало проявляться в самостоятельной деятельности детей в уголке экспериментирования, при проведении таких опытов, как пускание мыльных пузырей, фокусы с магнитом, игры с водой.
Для самостоятельной деятельности детей так же предлагалась экспериментальные игры: «Тонет – не тонет», «Сделаем раствор», «Волшебные краски» и другие.
Работа в уголке экспериментирования находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, например, после проведения экспериментов со звуком мы создали с детьми в группе свои музыкальные инструменты из бросового материала (пробки, пуговицы, монетки и др.)
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Поэтому эксперименты планировали не только на занятиях, но и в совместной деятельности.
При ознакомлении детей в совместной деятельности с неживой природой, используя беседы, рассказы, иллюстрации столкнулись со сложностями условия детьми занятий. Так, например, познакомив детей со свойствами воздуха и проверив, через несколько дней усвоение знаний, выяснила, что дети не смогли ответить на вопросы: «Как можно обнаружить воздух? Где он находится». После беседы с детьми, предложила им самостоятельно обнаружить воздух в окружающей среде, предметах, на примере таких опытов как «Живая змейка», «Есть ли воздух в воде, губке». Дети находили сами ответы на свои вопросы, отвечая, что «змейка двигается», а «из губки идут пузырки». Проанализировав результаты проведенной работы, сделала вывод, что интерес у детей стал более устойчивым, длительным, каждый пытался добиться поставленной перед собой цели. Знания приобрели прочный характер.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводились консультации, были предложены папки- передвижки (Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментированию», «Проведение экспериментов летом», «Занимательные опыты»). Предлагали заполнить анкеты, цель которых была выявить отношение родителей к исследовательской активности детей. Родители принимали активное участие в создании экспериментирования, помогали в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствовали удовлетворению в домашних условиях. Так же оформлялись тематические выставки «Природа и фантазия» (творческие работы детей, совместно с родителями). Для воспитателей были оформлены консультации: «Влияние экспериментальной деятельности на интеллектуальное развитие дошкольников», «Организация работы в уголке экспериментирования в старших группах». Сделана подборка познавательных занятий с элементами экспериментирования.