МААМ-картинки

Развитие интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников с использованием игровой методики «Нелепицы» (5 фото)

Анна Антонова
Развитие интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников с использованием игровой методики «Нелепицы»

Развитие интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников с использованием игровой методики "Нелепицы"

Авторы: Антонова Т. Ю. Антонова А. В.

Обоснование возможности использования методики "Нелепицы" для развития интеллектуальной и речевой деятельности

Публикация «Развитие интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников с использованием игровой методики „Нелепицы“» размещена в разделах

Краткая аннотация. В статье приводится исследование диагностической работы с применением методики «Нелепицы». На основе полученных результатов и выводов проводится дальнейшая коррекционная работа по развитию интеллектуальной и речевой деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста с применением данной методики.

Ключевые слова: развитие интеллектуальной и речевой деятельности, игры с «нелепыми ситуациями».

Ребенок играет не только камешками,

кубиками, куклами, но и мыслями…

К. И. Чуковский

Проблема развития связной речи дошкольников приобретает в современном мире все большую актуальность. Только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, включаться в активный процесс коммуникации. Совершенствование речевой деятельности тесно связано с формированием мышления, когнетивных функций и становления личности в целом.

Известно, что нормально развивающийся ребенок 6-го года жизни использует наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы мыслительной деятельности. Наиболее развитым является образное мышление: дети способны представлять предметы в различных пространственных положениях, менять мысленно их взаимное расположение и т. д. Формирование же словесно-логического мышления позволяет строить умозаключения на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Для развития интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников автором статьи предложено широко использовать методику «Нелепицы» на логопедических занятиях. Подробно описала этот методический прием профессор кафедры олигофренопедагогики Московского Педагогического Государственного Университета С. Д. Забрамная. Опыт работы позволяет нам утверждать, что применение данной методики дает хорошие результаты в коррекционной работе.

Исследовательская работа проводилась в ГБОУ Школа №2036 и ГБОУ Школа №2026 с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи (24 человека) и общее недоразвитие речи (6 человек). Исследование состояло из нескольких этапов.

Первый этап – диагностический. Воспитанникам предлагалось описать две картины. Одна из которых сюжетная, с изображением времени года – весны, другая картина из серии «нелепицы – времена года». (Рис. 1)

Рис. 1

Результаты диагностического исследования были обобщены и сделаны выводы. Описывая сюжетную картину «Весна» дети чаще использовали простые предложения, иногда просто перечисления, называя отдельные предметы. В составленных описаниях не всегда отображались все характерные признаки данного времени года. Некоторые рассказы были малоинформативны, а иногда выглядели как набор непоследовательных аграмматичных фраз.

Описывая «нелепицы», автор исследования отметила, что дети эмоционально оживлялись, рассуждали, фантазировали, не скрывали, «как это смешно», обосновывали неверность изображения, объясняя, как должно быть на самом деле. Дети проявляли достаточно выраженный познавательный интерес, быстро переключались от одной ошибки к другой, легко строили развернутые высказывания, проявляя развитую мотивацию к общению. Часто использовали предложения сложной конструкции.

А также применение данной методики при обследовании детей позволило выявить степень выраженности эмоциональных реакций, кругозор, уровень познавательной активности, объем, переключаемость внимания, способность использовать прошлый опыт, строить суждение, а составляемые при этом логико-грамматические конструкции дали информацию о степени сформированности словаря, грамматического строя речи, а также словесно-логического мышления.

Таким образом, стало очевидно, что необходимо широко и системно применять данную методику не только на диагностическом этапе, но и для коррекционной работы по развитию интеллектуальной и речевой деятельности.

Второй этап – коррекционный. Дети исследовательской группы приняли участие в дальнейшем формирующем эксперименте. Основной целью данного эксперимента было подтверждение эффективности выбранной методики «Нелепицы» для развития интеллектуальной и речевой деятельности воспитанников.

Задачи, которые поставили мы, были следующими: научить понимать нелепые ситуации; развивать способность к планомерному анализу; повысить запас представлений об окружающем мире; развивать функции внимания; развивать связную речь.

В течение семи месяцев на логопедических занятиях с детьми экспериментальной группы велась коррекционная работа с применением данной методики.

Так что же такое «Нелепицы»?

Нелепицы – ошибочные, нелепые, несуществующие предметы, ситуации, события. (Рис. 2)

Рис. 2

Вашему вниманию предлагается ряд игр с использованием методики «Нелепицы».

Игра «Рисуем нелепицы»

Нелепицы можно объединить по одной лексической теме, например, «Домашние животные» и использовать как вид работы на занятиях по развитию речи. Сначала предложить разгадать ошибки, приготовленные заранее. А затем, дети могут нарисовать свои загадки-нелепицы по заданной теме. (Рис. 3)

Развитие интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников с использованием игровой методики «Нелепицы»

Рис. 3

Игра «Лото»

Использовать в виде лото, перемешивая картинки-нелепицы и правильные картинки. Например, каждый ребенок берет карточку, нужно дать верное объяснение, а затем найти пару - безошибочную картинку. (Рис. 4,5,6)

Рис. 4

Фото «Нелепицы»

Рис. 5

Развитие интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников с использованием игровой методики - фото

Рис. 6

Фото №1 Развитие ребенка

Игра «Так бывает или нет»?

Игра с использованием сюжетных нелепиц, с применением фишек. Фишками необходимо закрывать то, что дети отгадали. Играя в данную игру на занятии, каждый ребенок находит ошибку и дает верный ответ. А закрыв нелепицу фишкой, создается ситуация, когда нет возможности повторять уже ранее сказанное. (Рис. 7)

Фото №2 Материалы для педагогов Развитие интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников с использованием игровой методики Нелепицы Авторы Антонова Т

Рис. 7

Третий этап – контрольно-диагностический. Заключал в себе анализ результатов коррекционно-педагогического воздействия, с целью выявления динамики и особенностей продвижения в процессе развития мыслительных операций и речевой деятельности.

Как показало контрольное исследование, применение в коррекционной работе данной методики позволило развивать образные представления детей об окружающем мире, логические связи и отношения, существующие между некоторыми объектами окружающего нас мира. С помощью этой же методики удалось сформировать умение детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

У многих воспитанников, которые принимали участие в исследовании, улучшились показатели выполнения заданий по составлению развернутых ответов, предложений по картинам, рассказов по серии картин. Увеличился темп выполнения логических заданий.

Такая методика помогала детям с личностными особенностями, скованностью, «зажатостью», стимулируя к проговариванию и объяснению «нелепых ситуаций».

Таким образом, применение методики «Нелепицы», позволяет нам значительно компенсировать нарушения речевого развития, формировать коммуникативные навыки, развивать мыслительные операции.

Список литературы:

1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" : Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М. : Владос, 2003.

2. Ихсанова С. «Нелепые ситуации» в работе по изучению особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта // Дошкольное воспитание, 2000, №4.

3. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. – М. : Гном, 2016.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Конспект игровой методики по ТРИЗ «Круги Луллия» с детьми разновозрастной группыКонспект игровой методики по ТРИЗ «Круги Луллия» с детьми разновозрастной группы Кольца Луллия – это многофункциональная игра. Игра дает возможность обогатить условия для интеллектуального развития и познавательных интересов.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа.

Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Автор публикации:
Развитие интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников с использованием игровой методики «Нелепицы»
Опубликовано: 19 октября 2020 в 19:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников с использованием игровой методики «Нелепицы»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Антонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД