Папки-передвижки

Развитие индивидуальности ребенка через дидактическую игру

мартынова ирина
Развитие индивидуальности ребенка через дидактическую игру

]РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ

Мартынова И. Ю.,

МАДОУ «Детский сад № 210» комбинированного вида, г. Новокузнецк

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе кото-рой развиваются духовные и физические силы ребенка : его внимание, память, воображе-ние, дисциплинированность, ловкость и т. д.

Публикация «Развитие индивидуальности ребенка через дидактическую игру» размещена в разделах

Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту спо-соб усвоения общественного опыта.

Д. В. Менджерицкая

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружа-ет его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это, же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, побуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связями между предметами и явлениями позволит игра.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские го-ды и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игра привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не, только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения : игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, все-сторонне;

игра как средство приобретения проработки знаний.

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ре-бенка дошкольного возраста.

Известно, какую роль игра выполняет в жизни ребенка, захватывая его мысли и чувства. Педагоги и родители знают, как увлеченные игрой дети с трудом переключаются на другой вид деятельности. Но значение игры не только в том, что это приоритетный вид деятельности для ребенка, игра имеет большое значение для его всестороннего развития. Передавая в игре впечатления об окружающей жизни, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Их отношения усугубляются, уточняются и по-новому действуют на них.

В жизнь детей в детском саду включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные игры.

Сегодня мы поговорим о дидактической игре. Дидактические игры как своеоб-разное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

Первые дидактические игры были созданы народом. До сих пор к числу люби-мых детьми относятся народные игры: «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, пре-одолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, про-являются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игро-вых интересов создаются интеллектуальные игры.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопле-ние чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать. Делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это мо-жет быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей принося им удовольствие. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидакти-ческой задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют «запре-щающие» правила, которые ограничивают действия и слова играющих. В игре «Фанты» нельзя произносить «да», «нет», «черное», «белое». В игре «Что изменилось?» требуется закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан сигнал. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости.

Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий. Таковы, например, игры, в которых надо определять, «что такое хорошо и что такое плохо», давать характеристики литературным героям.

Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, спо-собствуют накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспи-танию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать красоту в их сочетании, расположении.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умствен-ного развития детей и их воспитания.

В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение кото-рой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности - Всегда плохая игра».

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой. Юмором. Ув-лечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Так же следует учитывать темперамент детей. Многие настольные дидактиче-ские игры, в частности карточная, носят азартный характер, и если кто-либо из игроков постоянно проигрывает, за столом разгораются нешуточные страсти. Поэтому советуем включать в игру взрослого или ребенка постарше, чтобы он следил за игрой и разряжал обстановку, не доводя дело до слез и драки. Между прочем, многие дети любят играть вместе совзрослыми, только не забывайте, что у вас перед ними огромное преимущество - постарайтесь умерить свой пыл и не выигрывайте слишком часто. Дидактические игры также используют при обучении детей родному языку, формировании элементарных ма-тематических представлений, формировании представлений о предметах и их свойствах, о растениях, животных и т. д.

Так же дидактические игры являются почти обязательной частью многих заня-тий. В этой форме они чаще всего проводятся в виде дидактических игр и упражнений с наглядным материалом: предметами, картинками. Детей учат различать с помощью раз-личных анализаторов предметы, определять их свойства и качества. Воспитывать умение сравнивать предметы по внешним признакам (чем похожи, чем отличаются, группировать (посуда, одежда, овощи) и классифицировать (посуда, чайная, столовая, кухонная).

Так, детей дошкольного возраста обучают узнавать форму предметов не только зрительно, но и путем осязания. Помогает этому дидактическая игра «Чудесный мешочек» Ребенок опустит руку в мешочек, ощупывает какой-либо из находящихся в нем предметов и рассказывает о его признаках, а остальные по этому описанию отгадывают его. Педагог объясняет правила игры, учит детей, какие признаки надо называть, когда ощупываешь предмет.

В игре «Что съел?» нужно определить овощи и фрукты на вкус. В игре «Угадай растение» кукла поливает, рыхлит землю, а дети угадывают и называют и само растение (фикус, хлорофитум, аспагарус, и действие персонажа.

В дидактической игре «Чего не стало?» ее участники запоминают название ве-щей, предметов, реже других используемых в быту или похожих внешне: посуда - молоч-ник, селедочница, сахарница, салатница; мебель - кресло, стул, табуретка; обувь - тапочки, сапоги, туфли; транспорт - автобус, троллейбус, трамвай. И другие игры.

Используя картинки. Дети учат группировать предметы. Аналогично проводятся упражнения на закрепления представлений дошкольников об овощах и фруктах. Частях суток, математических представлений и т. д.

Таким образом, руководя играми детей, взрослый использует разнообразные ви-ды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей ребят, знаний о при-роде, предметах окружающего мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. И этому во многом помогают используемые на протяжении всего учебного года дидактические игры.

Литература

1. Адлер А. Индивидуальная психология. / П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан. История зарубеж-ной психологии. 30 – 60 годы ХХ века. (Тексты). – М., 1986. – с. 131 – 140.

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов-на-Дону, 1998. – 448 с.

3. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи : исследования и проблемы. // Вестник Московского Университета. Психология. Сер. 14. – 1987. - № 2. – с. 60 –72.

4. Андреева Л. А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории. : Дис. … канд. псих. наук., - М., 2000. 143 с.

5. Антонов Л. И., Медведков В. М. Социология семьи. – М., 1996. – 304 с.

6. Архиреева Т. В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста. : Дис. … канд. псих. наук – М., 1990. – 169 с.

Публикации по теме:

«Театр через игру»«Театр через игру» Мир детства,внутренний мир ребенка-ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает.

Детки играют в дидактическую игру «Угости светофорчиков»Детки играют в дидактическую игру «Угости светофорчиков» «В гости к светофорчикам» Игра «Угости светофорчики вкусными блинами» Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами – кругом, учить.

Фотоотчет «Как мы играли в дидактическую игру «Вредно-полезно»Фотоотчет «Как мы играли в дидактическую игру «Вредно-полезно» Сегодня с утра дождь. А к нам в гости пришли Зубная Щетка и Паста. Как вы думаете зачем? Правильно – поиграть с нами! Цель игры – сформировать.

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру»Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.

Мастер-класс «Как изготовить дидактическую игру на липучках «Кто живет на ферме?»Мастер-класс «Как изготовить дидактическую игру на липучках «Кто живет на ферме?» Дидактическая игра на липучках «Кто живет на ферме?» 1. Распечатайте шаблоны для игры на цветном принтере. 2. Ламинируем материал,вырезаем.

Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?»Приобщение детей к природе через дидактическую игру «Найди, чья шубка?» Мы растем, растем, растем! Все о мире узнаем. В. А. Сухомлинский писал: «Игра-это огромное, светлое окно, через которое в духовный.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игруСоциализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие индивидуальности ребенка через дидактическую игру (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем мартынова ирина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие индивидуальности ребенка через дидактическую игру
Опубликовано: 28 октября 2021 в 07:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД