МААМ-картинки

Развитие гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурного наследия

Ольга Симонова
Развитие гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурного наследия

Сегодня задача развития гражданственности и патриотизма детей имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Изменились нравственные ценности, отношения к нашей истории и к отдельным личностям; также изменилось отношение людей к Родине. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою Родину, свой город, свой народ, нам нужно показать их с лучшей стороны.

Публикация «Развитие гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурного наследия» размещена в разделах

В своей практической деятельности используем основную образовательную программу МБДОУ ДС №37 «Соловушка» программу и методическое руководство по воспитанию детей дошкольного возраста, программу О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам народной культуры». Решая задачи развития гражданственности и патриотизма, свою работу строим в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Воспитываем у них эмоционально – положительные отношения к тем местам, где они родились и живут, развитию у них желание узнать больше об особенностях края, воспитываем любовь к Отечеству, к своему народу, его культуре, традициям и обычаям.

Планирование работы проводим по следующим темам: «Моя семья», «Мой дом», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя Родина». Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей темам («День семьи», «День матери», «День защитников Отечества», «День города») проводятся праздники. Такое распределение программного материала позволяет сформировать у детей системные знания.

Любовь к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Поэтому одной из первых тем, стоит тема «Моя семья». Прикосновение к истории их семей вызывает у детей сильные эмоциональные переживания. Детям больше хочется узнать о своих исторических корнях. Они вместе с родителями составляли генеалогическое дерево своей семьи. Родители проявили большой интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. После этого на занятиях по теме «Моя семья» дети с большим интересом рассказывали каждый о своей семье, о традициях семьи. Продолжая эту работу, проводились выставки детских рисунков «Моя семья», конкурс на лучший рецепт традиционного семейного блюда, фотовыставка «Я и моя семья», спортивные соревнования «Я и моя семья». Для ознакомления с семейным бытом и традициями русской культуры прошлого в саду оформлен этнический уголок в виде «избы». Здесь проводятся занятия с целью знакомства с бытом наших предков, их национальными костюмами. Проводили беседы о том, откуда произошли русские обычаи, знакомили детей с русским народным творчеством. Для этого использовали не только художественную литературу, иллюстрации, шутки, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудие труда). Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, получения информации через русские народные игры.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Начиная со старшего дошкольного возраста, знакомим детей с историей родного города и его достопримечательностями. Вначале знакомим детей с микрорайонами, которые окружают наш детский сад. Во время целевых прогулок обращаю внимание детей на все новое, положительное, что происходит вокруг, - построили новый дом, открыли новый магазин, обращаем внимание на школу, в которую они будут ходить и т. д. Для лучшего запоминания местности изготовили в группе маленький макет микрорайонов, где находится детский сад, и живут дети. Основная работа по воспитанию любви к родному городу проходит вне занятий – это беседы с детьми, рассматривание иллюстраций о родном городе Старый Оскол, знакомство с его основными предприятиями, рассказы о людях, прославивших наш город. С историей возникновения города знакомили детей в местном краеведческом музее. После посещения музея организовали выставку, проводили беседу с использованием иллюстраций «История названий слобод Старого Оскола», викторину «Что мы знаем о нашем городе», беседу «Наша Старооскольская игрушка», занятие – презентацию «Предприятия нашего города». Для детей была организована экскурсия в аллею славы «Они прославили свой город, они прославили страну». На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов, довались детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». В книжном уголке были оформлены альбомы с фотографиями прославленных людей, альбомы «Мой любимый город», «Они защищали Родину», была организована фотовыставка «Наши папы – защитники Отечества». Проводились семейные экскурсии по городу, посещали с родителями и детьми в краеведческом музее «Зал славы», художественный музей, музей знаменитого писателя Ерошенко, который находится в близлежащем селе Обуховка. После таких экскурсий проводились конкурсы рисунков. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Воспитывая у детей любовь к своей малой родине, подводили детей к пониманию того, что она является частицей их большой Родины, имя которой – Россия. Занятия по разделу «Наше Отечество» проводили в форме путешествий и экскурсий по карте России, по городам: Москва, Санкт – Петербург, Суздаль, Сергиев Посад, Белгород, Владивосток и другие, знакомили с историей нашего государства, её природой. Использовали для этого репродукции с изображением природы России, красивых зданий, соборов разных городов России. Много внимания уделяли изучению государственной символики нашей страны. При этом использовали нетрадиционные формы проведения занятий. Знание о гербе и его значении давались детям в сказочной форме. Дети хорошо знают, сколько цветов на российском флаге и что означает каждый из них. Использование таких форм и приемов развивает у детей интерес к истории Отечества, чувство любви к своей Родине, уважение к людям труда, работающих на благо процветания своей Родины, своего любимого города.

Таким образом, воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Литература:

1. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания / Москва 1998. 135-150с.

2. Иванова, Н. Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа : Пособие для воспитателе ДОУ, Сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». 96с.

3. Кондрыкинская, Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ, Москва: ТЦ Сфера, 2006. 192с.

Публикации по теме:

Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности «Защитники земли» (2 слайд) Как объяснить ребёнку, что такое патриотизм? Его нельзя увидеть или потрогать, его можно только почувствовать или им проникнуться.

Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у дошкольников через воспитание любви к родному городу Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Сложность решения.

Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Я — маленький гражданин России» Пояснительная записка Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества БелогорьяГражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья b]«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Михаил Ломоносов [/b] На современном этапе модернизации системы дошкольного.

Отчет по воспитанию патриотизма и любви к своей Родине у детей старшего дошкольного возрастаОтчет по воспитанию патриотизма и любви к своей Родине у детей старшего дошкольного возраста Сегодня, как никогда, важно воспитать у наших дошколят чувство патриотизма и любви к своей огромной, прекрасной Родине; показать ее значимость.

Педагогический проект «Воспитание толерантности детей старшего дошкольного возраста на основе традиций народов России» Актуальность. Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую.

Проект нравственного патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры Проект нравственного патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры Название проекта: «Нравственное.

Программа «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека» Пояснительная записка Патриотическое и гражданское воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной.

Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности «Защитники земли русской» Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с «Радуга» Смирнова Елена Адольевна Пояснительная записка к методической разработке познавательного проекта.

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через любовь к родному краю «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурного наследия
Опубликовано: 7 декабря 2016 в 10:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД