Лучший педагог года

Проект «Развитие графомоторных навыков у детей 6–7 лет»

Виктория Шмелькова
Проект «Развитие графомоторных навыков у детей 6–7 лет»

Проект

«Развитие графомоторных навыков

у детей 6-7 лет»

Автор: Шмелькова В. В, Н. Новгород

ДОУ школы им С. В. Михалкова

Актуальность. Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки обучению в школе. Недостаточное развитие графомоторных навыков в дошкольном возрасте может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. В дошкольном возрасте важна работа по подготовке руки к письму, развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Публикация «Проект „Развитие графомоторных навыков у детей 6–7 лет“» размещена в разделах

Многие ученые считают, что сложностей при обучению письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы в дошкольном возрасте.

Поэтому, в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, т. е. развития графомоторных навыков.

Диагностика: В целях выявления актуальности данной темы была проведена диагностика уровня развития графомоторных навыков (Приложение № 1, 2). Диагностика показала, что из 15 детей :

1) у 13 детей ведущая рука – правая, а у 2 – левая;

2) при диагностировании уровня развития мелкой моторики рук :

- 3 детей – испытывали трудности при выполнении заданий,

- 8 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;

- 4 детей - качественно и без ошибок выполняли задание;

3) при диагностировании определения графического навыка :

- 3 детей – испытывали трудности,

- 8 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;

- 4 детей - качественно и без ошибок выполняли задание.

Таким образом, мы можем отметить, у детей недостаточно развиты графомоторные навыки.

На основе вышеизложенного нами сформирована цель проекта :

- развивать у детей графомоторные навыки направленные на развитие умения производить точные движения руки в игровой форме.

Задачи:

Развивающие :

- развивать у детей умение правильно держать карандаш, ручку;

- развивать у детей умение использовать в деятельности самомассаж, игры, упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

- развивать у детей мышление, память, внимание, сосредоточенность, зрительное и слуховое восприятия, фантазию;

- развивать у детей пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Формирующие:

- формировать у детей зрительно-моторную координацию;

- формировать у детей активную речь, пополнять словарный запас новыми понятиями;

- формирование у детей навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Воспитывающие:

- воспитывать у детей стремление добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.

Практическая значимость проекта :

1. Развивается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

2. Совместная творческая деятельность с родителями поможет в развитии способностей ребенка, в формировании его ценных жизненных ориентаций.

2. Систематизированный информационно-методический материал по развитию графомоторных движений рук, зрительно–пространственного восприятия, памяти, мышления пополнит методическую копилку ДОУ.

Этапы реализации проекта :

1этап – подготовительный, диагностический (сентябрь 2022 г.);

2 этап – практический (октябрь-апрель 2022-23 г. г.);

3 этап – обобщающий, диагностический (май 2023 г.).

Методы и приемы:

Наглядные (показ, наблюдение, образец, практические (игровые упражнения, словесные (объяснение, собеседование, описание, инструкции, команды и распоряжения при выполнении графических диктантов).

Взаимодействие с педагогами: раскрывает интеграцию содержания всех образовательных областей и форм работы с детьми в Программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (см. ниже).

Образовательные

области Формы

1. «Физическая» - физминутки; подвижные и пальчиковые игры;

- упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. «Социально-коммуникативная» - дидактические игры.

3. «Художественно-эстетическая» - рисование (цветными и простыми карандашами, восковыми мелками, фломастерами, перьевыми ручками);

- лепка;

- аппликация;

- выставка детских рисунков и поделок;

- раскраски;

- штриховки;

4. «Познавательная» - конструирование из бумаги и бросового материала; газетных трубочек;

- конструирование из лего, из палочек Кюизенера, из счетных палочек, из магнитной мозаики;

5. «Речевая» - беседы с детьми,

- пальчиковые игры

План мероприятий по развитию проекта – см. Приложение № 3.

Продолжительность проекта : 1 год.

Тип проекта : групповой, познавательно-продуктивный.

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, инструктор по физ-ре, психолог; родители.

По окончании проекта ожидаются следующие результаты:

- пополнение в группе предметно-развивающей среды по теме «Развитие графомоторных умений»;

- изготовление детско-родительских работ к конкурсам, выставкам;

- организация выставок детских рисунков, аппликаций, поделок (из бумаги, бросового и природного материала, пластилина);

- выполнение детьми различных видов штриховок, графических диктантов.

Основные направления деятельности:

НОД:

1) Развитие речи (разучивание стихотворений, потешек, пословиц, поговорок).

2) Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).

3) Конструирование и ручной труд (из строительного материала, из бумаги, из природного и бросового материала).

В повседневной жизни:

1) Физические упражнения и игры; физкультминутки; пальчиковые игры.

2) Дидактические, настольные игры (игры со шнурочками, счетными палочками; пазлы, мозаика, конструкторы, лего, шашки и т. д.); компьютерные игры;

3) Графическая моторика : раскрашивание изображений, штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, букв и геометрических фигур; рисование по точкам, пунктирным линиям; стирание ластиком ненужных линий; дорисовывание второй половины рисунка; срисовывание геометрических фигур;

4) Массаж пальцев рук, гимнастика для рук.

5) Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив, посев и сбор семян; перебирание зерен.

6) Ремонт книг.

7) Изготовление игрушек для сюжетно-ролевых игр.

8) Нанизывание бусин и колец на тесьму, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание узелков; сортировка мелких предметов.

9) Одевание-раздевание кукол.

Работа с родителями:

1) Папки-передвижки: «Развитие графомоторных умений у детей старшего дошкольного возраста», «Игры для развития координации движений рук для детей 6-7 лет».

2) Индивидуальные консультации по развитию графомоторных умений у детей.

3) Оформление уголка, пополнение предметно-развивающей среды по теме «Развитие графомоторных умений».

4) Родительское собрание по теме: «Развитие графомоторных умений и навыков – эффективный способ подготовки дошкольника к письму».

5) Изготовление детско-родительских поделок к конкурсам.

6) Выставки детско-родительских работ.

Ресурсное обеспечение проекта :

- цветные карандаши, пастель, угольные карандаши, фломастеры, различные кисти, перьевые ручки, тушь разных цветов, восковые мелки, ножницы, клей, цветная бумага, картон; ластики.

- природный и бросовый материалы; молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры, цветные клубки нитей для перематывания; различные емкости, пузырьки, коробочки.

-мячики для тренировки мускулатуры кисти;

-наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями;

-дощечки со слоем пластилина – на них можно выкладывать узоры из ракушек, камешков, бусин, крупы;

-счетные палочки для выкладывания узоров;

-проволочки для создания узоров и фигурок;

- конструкторы, дидактические и настольные игры;

- раскраски, трафареты;

- инструменты для ухода за растениями;

Литература:

1) Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. - Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2003. – 120 с.

2) Безруких М. М., - Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2001. – 256 с. : ил.

3) Безруких М. М., Ефимова С. П. - Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму, – Тула: Арктоус, 1997.- 88с. : ил. – (Библиотека «Поможем детям учиться»).

4) Воробьева Т. А., Грузенко Т. В., - 50 уроков подготовки руки к письму – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2008, - 80 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

5) Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. - Развиваем графические навыки. - Мой помощник – карандаш. - АСТ: Астрель: Академия развития, 2005.

6) Гаврина С. Ю. - Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 180 с.

7) Галкина Г. Г., Дубынина Т. И. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М. : Издательство «Гном и Д», 2005. – 40 с.

8) Голубь В. Т. Графические диктанты : Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М. : ВАКО, 2008. – 144 с.

9) Крупенчук О. И. - Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. СПб: Издательский дом “Литера”, 2006.

10) Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Вправо – влево, вверх – вниз: - Развитие пространственного восприятия у детей 6–8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.

11) Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. - Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с. : ил.

Заключение

Реализовав проект, была проведен повторная диагностика уровня развития графомоторных навыков (Приложение № 1, 2). Диагностика показала, что из 15 детей :

1) у 13 детей ведущая рука – правая, а у 2 – левая;

2) при диагностировании уровня развития мелкой моторики рук :

- 3 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;

- 12 детей - качественно и без ошибок выполняли задание;

3) при диагностировании определения графического навыка :

- 2 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;

- 13 детей - качественно и без ошибок выполняли задание.

Таким образом, можем отметить эффективность проекта.

Проведенный проект позволил подтвердить эффективность данного проекта.

Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка. Задача педагога состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.

Таким образом, в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов ДОУ:

- в группе пополнилась предметно-развивающая среда по теме «Развитие графомоторных умений»;

- детьми (совместно с родителями) изготовлены работы к конкурсам, выставкам;

- проведены выставки детских рисунков, аппликаций, поделок (из бумаги, бросового и природного материала, пластилина);

- значительно повысился уровень развития графомоторных навыков.

Проектный метод сделал детей, их родителей, воспитателей активными участниками образовательного процесса; развил познавательный интерес к различным областям знаний, сформировал навыки сотрудничества.

Приложение № 1

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Обследование развития уровня графомоторных навыков и других вспомогательных процессов у детей 6-7 лет проводится по следующим критериям:

1. Определение ведущей руки. (Применялась методика М. Озьяс).

Детям предлагается ряд упражнений:

- 1) «Переплетение пальцев рук». Ребенку предлагается сложить руки в замок (выполнялось быстро, без подготовки). Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

- 2) «Поза Наполеона» — складывались руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

2. Определение уровня развития мелкой моторики рук.

(Использовались методики Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич).

Детям предлагаются следующие упражнения:

1. «Обводим кисти рук».

Методика проведения: для обследования необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Ребенок сидит за столом, кладём перед ним лист бумаги и просим положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

После этого обводим кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Смотрим, что получилось. Потом снова просим положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясняем суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинаем.

В случайном порядке указываем ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.

Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец).

Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом, проба проводится на каждой руке дважды.

При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно. Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).

2. «Ребро, кулак, ладонь»

Методика проведения: ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.

3. Определение развития графического навыка.

(По критериям предложенным Н. В. Нижегородцевой).

Для обследования графического навыка следует использовать:

1) графический диктант;

2) рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

3) рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;

4) выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

При выполнении упражнений хорошо использовать разные материалы – карандаши, фломастеры, мелки.

Определение уровня владения графомоторными навыками :

При оценивании результатов используется таблица (см. Приложение № 2, где высокий уровень получают дети, которые качественно и без ошибок выполняли задание; средний – при выполнении заданий допускали неточности и погрешности; низкий – не выполнили задание вообще.

Приложение № 2

Фамилия, имя

ребенка

Критерии

1. Определение ведущей руки 2. Определение уровня развития

мелкой моторики рук 3. Определение развития графического навыка

1 2 итог

1 2 1 2 3 4

итог

п л п л итог

Приложение № 3

План мероприятий по развитию проекта

Этапы проекта, мероприятие Дата

I этап - подготовительный (разработка проекта).

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- сбор информации, литературы, дополнительного материала (раскраски, штриховки и т. д.);

- пополнение предметно-развивающей среды по теме «Развитие графомоторных умений»;

- диагностика детей (Приложения № 1, 2);

- оформление папок-передвижек для родителей «Развитие графомоторных умений у детей старшего дошкольного возраста», «Игры для развития координации движений рук для детей 6-7 лет». с 02.09. – 30.09.2023 г.

II этап – основной.

Реализация комплексно-тематического плана.

Ежедневно:

- физминутки, подвижные игры, пальчиковые игры;

- дидактические, настольные игры (игры со шнурочками, счетными палочками; пазлы, мозаика, конструкторы, лего, шашки и т. д., компьютерные игры;

- графическая моторика : раскрашивание изображений, штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, букв и геометрических фигур; рисование по точкам, пунктирным линиям; стирание ластиком ненужных линий; дорисовывание второй половины рисунка; срисовывание геометрических фигур;

- массаж пальцев рук, гимнастика для рук;

- уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив, посев и сбор семян; перебирание зерен.

- ремонт книг;

- изготовление игрушек для сюжетно-ролевых игр;

- нанизывание бусин и колец на тесьму, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание шнурков, узелков; сортировка мелких предметов.

- одевание-раздевание кукол;

- раскрашивание иллюстраций;

- рассматривание плаката «Как сидеть при письме. Как правильно держать ручку»

- самостоятельное детское творчество;

НОД (см. комплексно-тематическое планирование для подготовительной к школе группы) :

- развитие речи (разучивание стихотворений, потешек, пословиц, поговорок);

- изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка,

- конструирование и ручной труд (из строительного материала, из бумаги, из природного и бросового материала, газетных трубочек).

III этап – заключительный

- организация выставок рисунков, аппликаций, поделок детей

- подведение итогов, анализ ожидаемого результата;

- презентация проекта родителям, на итоговом педсовете. с 03.10. 2022 по 28.04.2023 г

с 01 .05 по 31.05.2023 г.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста» Одним из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе является уровень развития мелкой моторики или хороший.

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыковИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности»Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности» .

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Развитие графомоторных навыков у детей 6–7 лет» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Виктория Шмелькова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Развитие графомоторных навыков у детей 6–7 лет»
Опубликовано: 7 ноября 2023 в 10:26
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД