Получи документы

Развитие фонематического слуха у дошкольников с помощью интерактивной доски

Екатерина Варварина
Развитие фонематического слуха у дошкольников с помощью интерактивной доски

Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей с ТНР

"В стране волшебных звуков "

Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.

Публикация «Развитие фонематического слуха у дошкольников с помощью интерактивной доски» размещена в разделах

Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит – для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности.

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети успешно автоматизируют поставленные звуки, воспринимают и различают окончания слов, приставки, выделяют количество слов в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

III этап – различение слов, близких по звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Длительность занятия – 30 мин

Цель: Развитие фонематического восприятия

Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

совершенствовать навыки различения неречевых звуков;

учить внимательно слушать речь, различать слова в потоке речи;

учить подбирать рифмы к словам;

закрепить умение различать слова, близкие по звуковому составу;

закрепить умение выделять первый звук в слове;

закрепить правильное звукопроизношение.

Коррекционно-развивающие :

развивать слуховое внимание;

развивать навыки звукового анализа через подбор слов, картинок с заданным звуком;

развивать навыки ориентации в пространстве при помощи предлогов «перед», «за», «между»

развивать наблюдательность, мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательные

учить навыкам самоконтроля и самокоррекции;

учить навыкам коллективной и индивидуальной работы;

воспитывать в детях желание помогать друг другу.

Материал и оборудование: аудиозапись со звуками, интерактивная доска, компьютер

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Физическое развитие».

Виды детской деятельности: слуховое восприятие, коммуникативная, игровая, двигательная,

Структурные компоненты:

I этап – Организационный: приветствие, создание атмосферы психологической комфортности, мотивации.

II этап – Основной: актуализация знаний, практическое выполнение заданий.

IIIэтап – Заключительный: рефлексия, подведение итогов детской деятельности.

Этап занятия (структурные компоненты деятельности)

Ход занятия

I этап

Организационный

(введение в ситуацию)

Педагог создает атмосферу психологической комфортности

Включается аудиозапись со спокойной музыкой

– Ребята давайте сейчас необычно поздороваемся друг с другом. Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте то, о чем я буду говорить.

Скажем «здравствуйте» руками,

Скажем «здравствуйте» глазами,

Скажем «здравствуйте» мы ртом

Станет радостно кругом.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите вокруг – как стало радостно от наших улыбок!

Педагог демонстрирует детям скрипичный ключ и задает вопрос «Ребята, как вы думаете, дверь в какую страну открывает этот необычный волшебный ключ?»

-Ребята, этот ключ открывает двери волшебной страны звуков, куда я вам сегодня предлагаю отправиться. Вы согласны?

-Тогда ребята приглашаю вас в волшебный поезд, на котором мы отправимся в страну звуков.

Я буду паровозом, а вы вагончики. Первый вагончик тот, в чьем имени первый звук Я, второй – в чьем имени первый звук В, третий-в чьем имени первый звук М, последний вагончик, тот в чьем имени тоже первый звук Д

Звучит звук движущегося поезда, то быстро, то медленно

Дети приветливы, в хорошем настроении

Дети внимательны, активны, если у кого-то возникают трудности в определении звука-помогают друг другу

5 мин

II этап

Основной

– ребята, страна звуков хранит множество тайн, давайте попробуем найти ответы на все вопросы.

– Ребята, закройте глаза и послушайте, что слышно вокруг.

– А что нам помогло услышать звуки вокруг? … Нам помогли уши. Мир полон звуков. Звуки окружают нас повсюду. Звуки могут издавать предметы, люди, птицы, животные

Давайте посмотрим на доску,нас ждёт попугай Гоша,он хочет с вами поиграть

-сейчас вы услышите различные звуки, попробуйте догадаться что это за звуки,какие предметы их издают и как называются комнаты,в которых эти предметы находятся (Игра "Наш дом ")

Высказывают свои версии

Дети активизируют слуховое внимание, верно или с небольшой помощью выполняют задание

Вы прекрасно справились с заданием,а теперь превратимся в музыкантов,смотрите,какие колокольчики на экране.

Игра "Колокольчики"

Послушайте внимательно как звучат колокольчики,в какой последовательности,мы будем выходить к доске и повторять их звучание в определенной последовательности

А теперь попугай нас приглашает на птичий двор, давайте вспомним домашних птиц,которых мы совсем недавно изучали, послушайте с закрытыми глазами,какие звуки издают птицы,а потом повторим последовательность их звучания

-Ребята, а сейчас в стране звуков нам предстоит превратиться в поэтов. Посмотрите на доску, мы будем подбирать рифму к словам. А знаете ли вы, что такое рифма? Действительно, рифма – это слова, которые звучат похоже. Найти рифму слову – это искусство, и у настоящего поэта процесс поиска рифмы к какому-либо слову занимает достаточно длительное время, но я думаю, вы легко справитесь с этим заданием.

– Снова наш поезд отправляется по стране звуков. Слушайте меня внимательно. Яна, встань между Василисой и Даниилом, Малика встань перед Яной, Сережа встань за Данилом.

Рифма-это слова которые звучат похоже

Давайте выберем пары слов, которые рифмуются между собой

Дети высказывают свое мнение

Дети справляются с заданием, каждый ребенок имеет возможность проявить себя, при возникновении трудностей – коллективно обсуждаем

Дети владеют навыками ориентации в пространстве с использованием предлогов.

А теперь покажем попугаю наши знания про гласные звуки

Давайте посмотрим на доску и назовём гласные звуки

А давайте поиграем в игру

"Поймай звук У"

А теперь попробуем определить место звука У в слове

Игра "Определи место звука У в слове "

Физкультминутка

Ну что ж ребята, в нашей прекрасной стране звуков, где вы уже прекрасно ориентируетесь, нам осталось выполнить два задания

В русском языке есть звуки,которые дети часто путают,это звуки -двойняшки.

Например звуки с-ш

з-ж

Р-л

Давайте попробуем разложить слова,в которых есть звуки с и ш по корзинам и не ошибиться

III этап

Заключительный

– Ребята, вы большие молодцы. Выполнили в стране звуков все задания. Какое задание было самым сложным? Какое самым веселым? Какое вам понравилось больше всего?

-Мне очень понравилось быть рядом с вами и наблюдать как ловко вы со всем справляетесь.

Я приготовила для вас угощение, попробуете по звуку догадаться что это?

Публикации по теме:

Физминутки в режиме дня с использованием интерактивной доскиФизминутки в режиме дня с использованием интерактивной доски Ни для кого не секрет, что детям дошкольного возраста свойственна интенсивная двигательная активность. Поэтому в условиях детского сада.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Использование интерактивной доски на занятиях по обучению грамотеИспользование интерактивной доски на занятиях по обучению грамоте Мы живем в XXI веке, веке высоких информационных технологий. Это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.

Конспект НОД «Коврик из геометрических фигур» с использованием интерактивной доскиКонспект НОД «Коврик из геометрических фигур» с использованием интерактивной доски Конспект НОД по аппликации из бумаги «Коврик из геометрических фигур» для детей средней группы с использованием интерактивного оборудования. Цель.

Консультация для педагогов «Использование интерактивной доски в старших группах ДОУ» Использование интерактивной доски Smart Board (Смарт-Борд) в старших группах ДОУ Воспитатель: Иосифова Александра Милентьевна Интерактивная.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического слуха у дошкольников с помощью интерактивной доски
Опубликовано: 24 января 2023 в 14:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД