Лучший педагог года

Развитие фонематического слуха у дошкольников посредством игр

Нечепуренко Ольга Анатольевна
Развитие фонематического слуха у дошкольников посредством игр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Д/с «Жемчужинка»

п. Пригородный Оренбургского района

«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений»

Учитель-логопед: Нечепуренко О. А.

2022 г.

Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы).

Публикация «Развитие фонематического слуха у дошкольников посредством игр» размещена в разделах

При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

От степени развития фонематического восприятия зависит успешность овладения процессом чтения и письма. Смешение и замена звуков – показатель недоразвития фонематических процессов. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Ребенок не рождается со сформированным фонематическим слухом, эта способность появляется в процессе жизни и развития ребенка.

Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. Поэтому так важно в раннем дошкольном возрасте уделить внимание на развитие неречевого слуха. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать.

С детьми проводятся игры, направленные:

- на узнавание звуков, издаваемых разными предметами (стук палочки, гул машины, звон стеклянного стакана и т. д.) и одним предметом ( действия с бумагой: мять, разрывать, разрезать шуршать, определяя характер их звучания;

- узнавание музыкальных инструментов, озвученных игрушек;

- определение громкости, высоты и длительности звучания разных предметов, различая их по акустическим свойствам;

- определение количества звуков, направления издаваемого звука.

- воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании.

Полезным будет прослушивание с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Необходимо обсуждать услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

Вначале организуются игры, активизирующие слуховые ощущения и внимание ребенка.

Это такие игры:

«Слушай» (ребенок должен отреагировать хлопком в ладоши на услышанный звук колокольчика или барабана);

«Будь внимательным» (ребенку предлагается выполнить определенное движение (присесть, подпрыгнуть, если он услышит звук бубна (погремушки);

«Угадай» (сначала ребенок угадывает звучание разных игрушек (колокольчик, свисток, затем одинаковых (два колокольчика).

Далее формируются умения различать звуки по характеру их звучания. Важно при этом обогащать лексику ребенка словами, определяющими звук: стучит, шуршит, пищит и т. д.

Организуются такие игры:

«Что звучит?» (ребенок угадывает один из прозвучавших предметов за ширмой, не видя его);

«Не ошибись» (по инструкции педагога ребенок выполняет различные движения, соотнося их с разными звучаниями предметов);

«Звучащие коробочки» (ребенку предлагается прослушать звучание одинаковых коробочек с наполнителями в виде различных круп в определенной последовательности, после этого необходимо воспроизвести их звучание в заданной последовательности).

Игры на узнавание и дифференциацию неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, высота, длительность) :

«Найди игрушку» (ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала, чем громче звучание бубна, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке);

«Тихо – громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут);

«Какой звук?» ( у ребенка 2 карточки: одна с изображением короткой полоски, другая – длинной. На длинное и короткое звучание погремушки ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звучания).

Игры на формирование умения слышать определенный звук:

«Угадай заданный звук» (педагог называет слова, а дети должны прослушать их и угадать, какой звук встречается во всех словах. После этого дети произносят слова, выделяя изучаемый звук. Затем самостоятельно придумывают слова с заданным звуком);

«Поймай мяч» (дети стоят в кругу, педагог – с мячом в центре круга. Он бросает мяч ребенку и называет слово, если в слове есть изучаемый звук, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает педагогу);

«Угадай» (ребенку предлагается повторить цепочку из 3-4-5 слов и назвать слово с заданным звуком «с» : зонт, шар, сыр.

«Найди место звука в слове» - работа со звуковой линейкой: полоска разделена на три части (начало слова, середина, конец). Цель игры – определить место «дежурного» звука в слове (названии - картинки).

При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

«Хлопни - топни».

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Подумай, не торопись»

Предложите ребенку несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.)

- Подбери слово, чтобы первый звук был К, а последний - А.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т. д.

Вариант: то же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

«Прищепки»

Игра направлена на различения согласных по твердости и мягкости. Сначала педагог говорит, какая рука играет (какой пальчик, затем называет слово с дежурным звуком. Дети надевают прищепку соответствующего звука на заданный пальчик.

«Беговые дорожки»

Различение согласных по глухости и звонкости. Каждому из детей раздается по игровому полю («беговой дорожке») и по два камешка Марблс. Каждый камешек ставится на клеточку «старт» на беговой дорожке. Педагог произносит слоги или слова с «дежурными звуками», а воспитанники передвигают по одному камешку в зависимости от услышанного звука. В конце игры дети называют, какой из игроков победил и с каким счетом.

«Подари подарки» (педагог ставит на наборное полотно картинки символизирующие дифференцируемые звуки, или буквы. Дети должны подарить «дежурным звукам» «картинки - подарки» имеющие эти звуки в названии.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту»Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту» Цели игры: -развитие фонематического слуха детей -развитие речеслухового внимания -закрепление умения детей выделять звук в любой позиции.

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического слуха у дошкольников посредством игр
Опубликовано: 11 марта 2024 в 19:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД