Папки-передвижки

Развитие фонематического слуха у детей как основа успешного обучения чтению и письму

Нина Жидкова
Развитие фонематического слуха у детей как основа успешного обучения чтению и письму

В отличии от устной речи, которая развивается у ребенка в процессе естественного общения со взрослыми, письменная речь формируется в результате специального обучения. В связи с этим вполне оправдано внимание к этому вопросу педагогов, психологов, родителей [1, с. 63].

Исследование особенностей фонематического слуха старших дошкольников проводилось нами на базе одного из дошкольных образовательных учреждений г. Белгорода. В нем принимали участие 56 детей, посещающих старшую группу. диагностика предполагала исследование фонематического восприятия (различение на слух и воспроизведение слов-паронимов, дифференциация пар оппозиционных звуков, фонематического анализа и синтеза (определение количества звуков в слове, позиционного положения заданного звука, составление из заданных звуков слов) и фонематических представлений (распознавание правильно и асемантично произнесенных слов, придумывание слов с определенным звуком) [2, с. 16].

Публикация «Развитие фонематического слуха у детей как основа успешного обучения чтению и письму» размещена в разделах

По итогам исследования у детей 40 детей были обнаружены следующие ошибки: - при восприятии на слух слов-паронимов, различающихся акустически и артикуляционно близкими звуками; - при различении слов, содержащих звуки, отличающиеся по признаку звонкости-глухости; - при определении позиционного звуков (не выделяли последний гласный звук в слове, не узнавали звук, находящийся в середине слова, при определении количества звуков в словах). Следует отметить, что со всеми заданиями безошибочно справились только 16 обследуемых.

Для предотвращения таких ошибок, работа по развитию фонематических процессов должна осуществляться последовательно, систематически с учетом поэтапного формирования умственных действий, опираясь на активизацию не только собственных слуховых, но и зрительных, мышечных, резонаторных и тактильных ощущений. Приведем несколько примеров игр и упражнений для детей [2, с. 47].

Для обучения дошкольников различать слова, близкие по звуковому составу, педагог может просить их в ряду семантично правильных и асемантично произнесенных вариантов одного и того же слова (например, котенок-мотенок, котенок-готенок) хлопком выделить несуществующее слово. Учитывая игровую мотивацию дошкольников, это задание можно предложить в виде следующих игр: «Найди несуществующее слово», «Исправь Незнайку», «Инопланетяне учат русский язык», «Съедобное-несъедобное). В последней игре подбираются соответствующие лексичексие группы слов (например, печенье-комеченье, банан-баман-баманан) [3, с. 25].

Для дальнейшего совершенствования этого навыка детям можно предложить различать слова-амонимы, отличающиеся одним оппозиционным звуком. Педагог называет слово, а воспитанники показывают на соответствующую картинку. Можно дать задание и родителям: вместе с детьми составить предложения с парами слов: мишка-мышка, уточка-удочка, галка-палка, крыша-крыса и другими, а затем сделать соответствующий рисунок в своих домашних альбомах.

При формировании навыков различения звуков сначала для дифференциации предлагаются гласные звуки, а потом согласные. Эту работу лучше связывать с работой по развитию артикуляции, коррекции звукопроизношения. При ее осуществлении можно использовать различные условные обозначения звуков, изображения-символы и элементы фонетической ритмики.

Например, каждому ребенку раздаются картинки с изображением плачущего мальчика, испуганного зайца, улыбающейся лисы. Педагог, обсудив с детьми особенности мимики и переживаний каждого изображенного персонажа, объясняет: «Малыш плачет – а-а-а-а; зайчик от страха кричит- о-о-о». После чего произносит каждый звук, а дети поднимают соответствующие картинки [3, с. 18 ].

Аналогичным образом можно проводить работу по различению в ряду звуков и согласных.

Литература

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Методическое пособие. - М. : Изд-во «Мозаика-синтез», 2004 - 148 с.

2. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М. : Изд-во «Академия», 1997- 221с.

3. Рычагова Е. С. Игры со звучащим звуком. Дошкольное образование №8, 2008 – 56 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения)Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения) Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» Цель: Дать знания о том, чем питаются дикие и домашние животные. Задачи:.

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте»Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте» «Путешествие на самолёте». Тема: Звуки С-СЬ. Цель: -Закреплять правильное произношение звуков С-Сь в изолированном виде, в словах. -Учить.

Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС доНормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до (выступление на педсовете) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группе Цель: - Уточнение произношения [И] в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание; Оборудование: Игра «Чудесная.

«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет Цель: - Закрепить правильное произношение звуков л-ль в речи - Учить дифференцировать изучаемые звуки. Оборудование: картинки мальчик.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического слуха у детей как основа успешного обучения чтению и письму
Опубликовано: 13 декабря 2022 в 11:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД