Лучший педагог года

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития дошкольника

Антонина Ермолова
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития дошкольника

Мастер –класс «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития.

Ермолова А. Е.

Слайд 1. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

как условия успешного речевого развития.

Публикация «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития дошкольника» размещена в разделах

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Мы взрослые должны сделать всё для того, чтобы ребёнок мог уметь наслаждаться их прелестным разнообразием!

Слайд 2. Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.

Если ребёнок не нарушает ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла. " – у него восхитительный музыкальный слух).

Наша задача как педагогов своевременно развить ещё один вид слуха- фонематический - это способность различать звуки речи.

Если наши пятилетние воспитанники смогут безошибочно раскладывать картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С], в другую – со звуком [3], – можно сказать, что у ребенка правильно сформирован фонематический слух.

Много лет работаю над проблемой развития фонематического слуха и фонематического восприятия. Убеждена в том, что развитие фонематичес-кого восприятия – важнейший аспект работы при обучении детей грамоте. Учителя начальных классов, рассказывая о проблемах подготовки детей к школе просят обратить внимание на такие недостатки в выпускников при поступлении в школу как неумение детей 6-7 летнего возраста производить звуковой анализ слова, они затрудняются даже в выделении отдельных звуков, воспринимают слово целиком как звукокомплекс.

Мы убеждены, что развитие фонематического слуха и формирование слухового внимания, восприятия надо с младшего дошкольного возраста, когда наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи. Если целенаправленно работать с детьми по развитию фонематического слуха, то уже к 4-5 годам дети научатся:

• Правильно произносить звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи.

• Различать длинные и короткие слова, похожие и непохожие

• Произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.

• Самостоятельно произносить слова, интонационно подчёркивая в них нужные звуки

• Различать на слух гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные.

• Определять место звука в слове (первый, последний, в середине).

• Самостоятельно выделять слова с заданным звуком.

Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. Однако хорошо известно, что речь двухлетнего ребёнка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия младших дошкольников. Целесообразно начать обучать детей действию звукового анализа слов с трёх лет в специальных игровых упражнениях. Надо отметить, что без развития фонематического восприятия у детей невозможно развитие речи. И важнейший принцип, который мы реализуем при работе с детьми -

способствовать осознанному овладению детьми системой звуков русского языка.

Мы на практике убедились в том, что в игре можно уже с трё х лет:

• сформировать у детей представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, звуке; о качественной характеристике звуков, о выразительных средствах речи

Развить у детей заинтересованное отношение к звуковой основе речи,

• сформировать слуховое внимание

Разнообразные речевые игры и упражнения помогают нам:

• Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности

• Привить интерес детей к активной творческой мыслительной деятельности (преобразование звуков, слов, предложений)

Слайд 4. Чтобы достичь результатов в решении этих задач с чего нужно начать? В первую очередь, наша работа уже с детьми 3 лет направлена на развитие слухового внимания.

Мы используем разнообразные методы и приёмы на развитие слухового внимания - это :

Различение неречевых звуков : громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие.

Систематически проводим упражнения на различение речевых звуков, направленные на воспитание интонационного чутья, умение различать высоту, силу, тембр, темп речи.

Слайд 5. Нами подобрана целая система игр и упражнений на развитие слухового внимания, имеется звуковое панно, благодаря которому дети учатся различать звуки леса, луга, болота, комнаты, улицы, звучание музыкальных инструментов, звуки транспорта.

Слайд 6. Предлагаю вашему вниманию сюжет работы с детьми по развитию фонематического слуха в игре «Угадай по звуку и покажи что звучит?”.

(Воспитатель предлагает детям послушать звучание и называет: играет пианино, звенит колокольчик, играет дудочка, стучит барабан, играет металлофон, играет гармошка и т. д. Затем дети слушают по очереди каждый инструмент и узнают его по звуку, показывают руками действие.

Слайд 7. Задачи по развитию фонематического слуха усложнены в игре “Угадай по звуку, что это, покажи действие”. Дети догадываются, что звучит, и показывают это в действии. Посмотрите это в видеосюжете. (Воспитатель предлагает послушать звуки, с которыми ребёнок встречается в быту и угадать, что звучит: льётся вода, звенит будильник, звонит телефон, стучит ложечка о стенки чашки и т. д. Дети догадываются, что звучит, и показывают это в действии).

Слайд 8. Развитие фонематического восприятия включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая выделяется нами как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет. Для развития артикуляционного аппарата мы широко используем звукоподражательные слова, голоса животных, дети учатся различать и сопоставлять тембр голоса.

Чтобы научить детей различать на слух и произносить твердые и мягкие звуки, мы даём детям музыкальные инструменты — дудочку и колокольчик. Дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь», дети поочерёдно подражают инструменту, тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков. Подобные упражнения мы проводим с различными другими атрибутами и сюжетами. (болит зуб, качаем куклу, и т. д.). Игры и упражнения на различение и произношение согласных звуков стараемся тематически объединить.

Предлагаю посмотреть следующий видеосюжет.

Слайд 9 Видеосюжет. Игровые упражнения «Проколотое колесо», «Комарики». Воспитатель рассказывает историю о том, что к нам в гости ехал мишка и у него лопнула шина. Из большого отверстия воздух выходил со свистом - СССССССССС…., а из маленького с*с*с*с*с*с*с*с*….

Не успел мишка починить машину, как налетели на него комары. Большой комар звенел твёрдым низким голосом, ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ, а маленький комарик пронзительным тонким голоском з*з*з*з*з*…

Слайд 10. Параллельно ведём последовательную работу по формированию фонематического восприятия.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).

2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.

3. Различениез звука в слове.

4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции

6. Придумывание слов на определённый звук.

Слайд 11. Красочные колобки (гласные звуки) учат дошкольников с3 лет определять по артикуляции нужный звук.

Малыши раскладывают картинки колобкам по первым звукам- (Колобку, который поёт песенку а-а-а-а-а-а-а – арбуз, альбом, автобус и т. д.) Узнавание и различение речевых звуков формируется в словесных играх: Развивают фонематический интерес игры : “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, “Слова-перевёртыши”, “Добавлялки”.

Особенно нравятся дошкольникам игры с различными манипуляциями: “Поймай рыбку”, “Звенит-жужжит”.

Красочные картинки, герои сказок, приносящие детям проблемные ситуации способствуют поддержанию детского интереса, помогает детям зрительно запоминать слова, различать звуки: и т. д.

Уже с трёх лет мы приобщаем детей к применению при звуковом анализе специальных символов- (как эффективного метода развития фонематического восприятия) красный круг- колобок, гласный звук, зелёные и синие квадраты-гномы для обозначения согласных звуков.

Слайд 12. Видеосюжет «Колобки»

Слайд 13. Подготовкой к звуковому анализу слова являются упражнения, направленные на выделение первого, последнего звука, определение позиции звука вначале гласного, а затем и согласного в слове.

Посмотрите это в видеосюжете «Куда спрятался колобок».

Слайд 14. Результативностью нашей работы является то, что

к 5 годам наши дети определяют любую позицию гласного звука в слове: в начале, в середине или в конце. Успешно выполняют задания по подбору слов с определенным звуком, умеют дифференцировать наиболее простые звуки: Б-П. ,Д-Т,Г-К., В-Ф.

В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, учится подбирать слова по звучанию с твёрдыми и мягкими согласными в начале слова.

По серии картинок дети определяют “третий лишний” звук, ориентируясь на начало слова. На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования фонематического восприятия.

Слайд 15. Важнейшим условием речевого развития младших дошкольников является построение речевой развивающей среды, способной стимулировать качественное речевое развитие ребенка.

Слайд16. При построении речевой развивающей среды в нашем учреждении мы поставили перед собой следующие задачи:

• создать благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей в процессе жизнедеятельности

• обеспечить богатство сенсорных впечатлений

• обеспечить высокий уровень собственной речевой активности ребёнка;

• обеспечить возможность для исследования и экспериментирования в языковой системе

• обеспечить совокупность развития мыслительной и речевой деятельности средствами знаков и символов

Слайд. 17 Речь воспитателя. Важнейшим компонентом построения развивающей речевой среды является речь педагога. «Прежде чем при-ступить к ответственному делу развития речи своих воспитанников, <. > следует позаботиться о развитии, упорядочении своей речи», — напоминает педагогам Е. И. Тихеева.

До сих пор актуальными остаются разработанные ею методические требования:

речь должна быть абсолютно правильна, литературна;

по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;

структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;

«содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;

речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.

Слайд. 18. В своё время Е. И. Тихеева заметила: «В пустых стенах ребёнок не заговорит» Мы поставили перед собой цель создать в группах нашего дошкольного учреждения среду, обеспечивающую интенсивный развивающий характер педагогического процесса, содержащую яркие эмоциональные раздражители с элементами новизны. Сегодня мы хотим представить ещё один элемент нашей творческой деятельности- организацию конструктивно-творческой деятельности в детьми с 3 лет. Это создание творческих образов из элементов печатных букв. Создавая образы, дети развивают творческое воображение, осваивают способы ориентировки на листе бумаги, развивают мелкие мышцы рук. Что в конечном итоге работает на развитие речи ребёнка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Игры на развитие фонематического слуха Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух (способность воспринимать и различать звуки (фонемы, составляющие.

Игры с мячом для развития фонематического слуха Игры с мячом на развитие фонематического слухаМладший возраст 1 игра «Назови звук» (с мячом в кругу) Взрослый называет слово с выделением.

Картотека игр для развития фонематического слуха «Выдели слово». Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда они услышат.

Картотека игр по развитию речевого дыхания и фонематического слуха Игры на развитие речевого дыхания. Формирование длительного выдоха. Игра «Султанчик» Взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним, обращая.

Консультация для родителей «Игры для развития фонематического слуха и восприятия» Развитие фонематического слуха и восприятия не менее важно, чем коррекция звукопроизношения, эти процессы тесно друг с другом связаны. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ.

Презентация «Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений» Дорогие, уважаемые логопеды! Если при обследовании речи ребёнка вы пользуетесь альбомами с наглядным материалом по О. Б. Иншаковой, то можете.

Родительское собрание «Игра как средство развития фонематического слуха» "Игра как средство развития фонематического слуха" Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Зачем же нужен.

Сборник дидактических пособий по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей «Речевой калейдоскоп» Сборник дидактических пособий для детей старшего дошкольного возраста содержит материалы по развитию фонематического восприятия и фонематического.

Консультация «Условия успешного речевого развития детей» Условия успешного речевого развития детей Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития дошкольника (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Антонина Ермолова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития дошкольника
Опубликовано: 10 сентября 2018 в 14:44
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД