МААМ-картинки

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством игровых ситуаций

Водяницкая Людмила
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством игровых ситуаций

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ

Водяницкая Людмила Евгеньевна,

воспитатель,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 «Центр развития ребенка «Сказка» г. Белгорода

Публикация «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством игровых ситуаций» размещена в разделах

Аннотация: в статье представлена актуальность проблемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Автор представил опыт работы по использованию игровых ситуаций в образовательном процессе дошкольной организации в развитии диалогической речи у дошкольников. Предлагаются примеры игровых ситуаций, используемых автором, для развития диалогической речи у детей в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: речевое развитие, диалог, диалогическая форма речи, дошкольный возраст, игровые ситуации.

DEVELOPMENT OF DIALOGIC SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN THROUGH GAME SITUATIONS

Vodyanitskaya Lyudmila Evgenievna

Abstract : the article presents the relevance of the problem of the development of dialogic speech in preschool children. The author presented the experience of using game situations in the educational process of preschool organizations in the development of dialogic speech in preschoolers. Examples of game situations used by the author for the development of dialogic speech in children in the conditions of a preschool educational organization are offered.

Key words : speech development, dialogue, dialogic form of speech, preschool age, game situations.

В настоящее время актуализируется проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Полноценное развитие речи в дошкольный период обеспечивает в дальнейшем гармоничное развитие личности в целом и успешность обучения в школе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие» одной из задач выступает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи [4].

В практике дошкольных образовательных организаций уделяется большее внимание развитию монологической речи, отводя на второй план диалогическую. Однако диалогическая форма речи является не менее важной в развитии личности ребенка. Приоритетность задачи развития диалогической речи дошкольников признается и ведущими специалистами в области отечественной методики (М. М. Алексеева, О. С. Ушакова, В. И. Яшина и др.).

Диалогическая речь представляет собой форму речи, в рамках которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами [3].

О. А. Бизикова отмечает, что диалогическая речь детей дошкольного возраста, которая осуществляется в устной форме и в разговорном стиле, является комплексом диалогических умений, необходимых для полноценного участия в диалоге. Основные критерии диалогической речи у дошкольников представлены общительностью, умением вступать в диалог и адекватно реагировать на разнообразные обращения собеседников, культурой диалога [2].

В структуру диалога, по мнению А. Г. Арушановой [1], Л. П. Якубинского [5], входят инициативные и ответные высказывания (диалогические пары) (рис. 1) :

Рис. 1. Структура диалога

На наш взгляд, процесс развития диалогической речи у детей дошкольного возраста наиболее успешный, если погружать детей в игровые диалоги, в активную речевую практику. Поэтому мы создаем игровые ситуации, являющиеся одними из активных методов обучения, которые отличаются использованием игровых принципов из принципов активного обучения (обычно 1-2, реализуемые в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.

Наиболее типичными игровыми ситуациями являются ролевые игры и дискуссионные занятия.

Основой ролевой игры является межличностная, конфликтная ситуация. Дети принимают на себя определенную роль и пытаются разрешить конфликтную ситуацию или просто пообщаться между собой в процессе диалога. Действия игроков не регламентированы и формально свободны от правил, однако сюжет игры может включать общие указания о форме реализации или представления решения, а сама игра всегда содержит ряд «скрытых» правил.

Например, можно предложить ролевую игру «Заказ такси». Участвуют два ребенка. Один ребенок выполняет роль заказчика, а другой – оператора связи. И между ними происходит диалог :

Заказчик: Здравствуйте! Можно заказать такси?

Оператор связи: Здравствуйте! Да, конечно! Какой адрес?

Заказчик: Адрес, улица Мичурина, дом 27, квартира 56.

Оператор связи: Куда?

Заказчик: Улица Губкина, дом 21, квартира 12.

Оператор связи: Через 7 минут к вам подъедет такси: черная шкода, номер 387.

Заказчик: Какая цена?

Оператор связи: 156 рублей.

Заказчик: Спасибо.

Оператор связи: Всего доброго. До свидания.

Заказчик: До свидания.

Дискуссионные занятия мы проводим в виде:

- судебного заседания, где воспитателю и детям отводятся определенные роли. Например, сначала ключевые роли, которые предполагают больше речевых реплик и общения, - адвоката, прокурора, судьи, а дети берут роли ответчиков. Затем следует включать детей в речевую практику более активно, т. е. давать им роли адвоката, прокурора, судьи;

- мозговой штурм. Считается, что данный метод следует начинать использовать только в школе, однако его можно адаптировать и к детям дошкольного возраста. Мозговой штурм является методом, когда дети оперативно, быстро решают задачи, предлагают свои разнообразные идеи, на основе стимуляции их творческой активности. Рекомендуем использовать в работе со старшими дошкольниками.

Судебное заседание можно провести по разным темам. Например, суд «Приговор Лисы». Сюжет основан на сказке «Колобок», т. е. проводится суд над Лисой, которая съела Колобка. Приходят герои сказки, которые встречались Колобку по пути, рассказывают историю встречи с ним, выражают отношение к действиям Лисы. У Лисы есть адвокат, который защищает ее. Также есть прокурор, который выдвигает обвинения Лисе. Судья – задает вопросы, читает приговор Лисе. Здесь распределяются роли между детьми, воспитатель берет на себя одну из ролей, также можно подключить других специалистов.

Мозговой штурм предполагает решение какой-либо ситуации, поэтому мы предлагаем ситуацию «Мальчик не хочет собирать игрушки». Каждой группе детей дается это задание, в течение 3 минут они придумывают несколько решений, затем рассказывают поочередно. Также можно предложить смоделировать данные ситуации.

Таким образом, организация специальных игровых ситуаций способствует развитию диалогической формы речи у детей дошкольного возраста. Каждый ребенок в игровой ситуации включается в активную речевую практику, участвует в игровом диалоге, приобретая ряд важных компонентов, необходимых для общения: учится задавать вопросы и отвечать на них, выражать отношение к сообщению, реагировать на побуждения и т. д.

Список литературы

1. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. –2010. –№ 5. –С. 51-54

2. Бизикова А. О. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр: автореферат дисс… канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. – 23 с.

3. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М. : Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. – 865 с.

4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.

5. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование. – М. : Наука, 2006. – 264 с.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Воспитатель: Прилепко Е. А. Тема слайд-1 Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Родной язык играет большую.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством игровых ситуаций
Опубликовано: 18 января 2022 в 12:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД