Папки-передвижки

Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности

Лена Иванова
Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности

Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности

Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках.

В. А. Сухомлинский

Реализация креативного потенциала личности является не только насущной потребностью сегодняшнего дня, но и социальным заказом современности.

Работа с одаренными и способными воспитанниками, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Публикация «Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Прежде чем говорить о детской одарённости надо четко представить, что мы имеем в виду: в современной психологии на основе слова «одаренность» созданы и активно используются два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается группа детей, опережающих сверстников в развитии.

«Детская одаренность», напротив, не предполагает какого-то отбора, а указывает на то, что каждый ребенок имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. Мышление, способность к творчеству - величайший из даров природы, даром этим отмечен каждый человек, но степень развития этого дара может существенно различаться.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

ПД- один из важнейших элементов пространства детской реализации. Под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого дети и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя связанной одной темой занятий и игр.

Главное условие эффективности ПД –это чтобы проект был действительно детским, т. е. был задуман и реализован детьми. Роль взрослого- в создании условий.

ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПРОБЛЕМЫ:

Особенностью ПД в дошкольном возрасте, является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимает участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить опыт организации образовательной деятельности с ребенком в семье, испытать чувства сопричастности и удовлетворение от своих успехов и успехов ребенка. Совместный сбор информации по теме проекта, игры, конкурсы, презентации, праздники раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в образовательный процесс.

ЦЕЛЬ: Становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, творческого, эмоционально-нравственного, отношения к окружающей действительности.

ЗАДАЧИ:

• Формировать предпосылки поисковой деятельности умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого или самостоятельно.

Развивать познавательные потребности в поиске знаний. Организовывать новые формы активности.

• Расширять творческий потенциал педагогов и детей, умение определять возможные методы и решения проблемы.

Основная часть:

В качестве примера хотим представить вам исследовательский проект «Планета профессий», организованный с нашими детьми подготовительной группы «Аленький цветочек».

Когда мы с детьми беседовали о том, какие профессии они знают и кем они хотели бы стать, когда вырастут, многие затруднялись ответить или называли только традиционные профессии. У них наблюдался недостаточный уровень представлений о разнообразии профессий и функциях труда.

1. Название проекта : «Планета профессий».

2. Вид проекта : исследовательский.

3. Длительность работы над проектом : 2 недели.

4. Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагоги.

5. Проблемное поле формируется на содержании ознакомления дошкольников с темой «Профессии» и на основе вопросов, сформулированных детьми вместе с воспитателем: «Какие профессии характерны для Якутии?», «Кем работали наши прадеды?», «Какие профессии будут в будущем, а какие исчезнут?», «Какие профессии мужские?», «Какие профессии на свете самые редкие и необычные?»

6. Цель проекта : расширить представления детей о разнообразии профессий.

7. Задачи проекта :

- расширять знания детей о профессиях (профессии региона, редкие, необычные профессии, профессии прошлого и современные, профессии, связанные с риском).

- развивать умение думать, анализировать, работать с информацией, планировать, достигать поставленной цели, презентовать свой проект окружающим, сотрудничать в реализации проекта со сверстниками и взрослыми.

- формировать уважение к труду взрослых;

- привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Любой проект выполняется последовательно, можно выделить следующие этапы проектной деятельности.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

Подготовка методического обеспечения: определение содержания проекта, подбор пособий, литературы, дидактических и сюжетно-ролевых игр и атрибутов к ним. Беседы с родителями о проекте, попросить их рассказать детям о своей профессии, папам снять видеоролик о профессиях: пожарный, полицейский.

Формулирование вопросов проблемного поля проекта, использование на утреннем круге модели трех вопросов: что мы знаем? что мы хотим узнать? как узнаем об этом? и метода составления «паутинки», в которой отражаются виды детской деятельности в центрах активности, направленные на реализацию проекта.

Основной этап

Образовательная область Вид деятельности

Познавательное развитие. - НОД: «Школа. Учитель»

- просмотр презентаций «Профессии родного края», «Редкие профессии», «Современные профессии»,

-Д/ и: «Кому без них не обойтись?», «Поваренок», «Какая профессия?», «Ассоциации», «Раздели профессии по группам», «Цепочка профессий», «Я знаю пять профессий», «Кто, где работает».

Социально-коммуникативное развитие -Экскурсия на кухню, в медицинский кабинет.

-беседы: «Профессии моих родителей», «К дедушке на ферму, сенокос», «Люди каких профессий заботятся о нашем здоровье», «Кто работает в ателье», «Люди опасных профессий»

- минутки безопасности: «Советы инспектора ГАИ», «Служба 01»

- С/ р-и: «Строители», «Кондитерская», «Ветеринарная клиника Айболит», «Такси», «Салон красоты», «Космонавты на неизвестной планете».

Художественно-эстетическое развитие -коллективный коллаж «Все профессии важны»,

-рисование «Профессии наших родителей», «Кем я хочу стать?»,

-аппликация «Юные модельеры»,

-лепка из соленого теста для с/р-игры «Кондитерская»,

-раскрашивание раскрасок по теме,

-лего-конструирование «Морской порт»,

-оригами «Пароход»

-прослушивание песен «Песенка оленевода»,

Речевое развитие -чтение стихотворений: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Михалкова «А что у вас?», Л. Разумова «На уколы, на уколы», О. В. Маяковского «Кем быть?», рассказа А. Платонов «Еще мама», Б. Житков «Охотник и собаки», -- -чтение загадок и пословиц

-заучивание стихотворения «Кинолог»

-составление рассказа о различных профессиях,

-рассматривание картины «На стройке»

Физическое развитие п/и : «Царь Горох», «Зайцы и охотники», «Мы водители», «Рыбаки и рыбки», «Космонавты»

-динамическая пауза «Много профессий на свете у нас»,

Взаимодействие с родителями:

- видеоролик о профессиях пап: «Пожарный», «Полицейский»

- индивидуальные беседы по подготовке к заочному фестивалю «О профессиях важных, нужных и разных»

- консультации и памятки для родителей по теме;

- пошив костюмов для сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Полицейский», «Военные»

Заключительный этап

- выставка рисунков «Кем быть?».

- создание коллективного коллажа «Все профессии важны»

- просмотр видеороликов «Мой папа- пожарный», «Наша служба и опасна, и трудна» о профессиях пап.

8 Презентация проекта.

Участие в конкурсе чтецов «Все профессии нужны…» открытого заочного фестиваля «О профессиях разных, нужных и важных» в рамках городского проекта «Центр профессиональных проб «Выбор. Проф. Якутск»

(Перцева Алина-диплом 2 степени).

Участие в конкурсе коллажей «Все профессии важны…» открытого заочного фестиваля «О профессиях разных, нужных и важных» в рамках городского проекта «Центр профессиональных проб «Выбор. Проф. Якутск» (подготовительная группа «Аленький цветочек» -диплом 3 степени).

Выводы и результаты работы над проектом.

У дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых о разнообразии мира профессий. Появилось уважение к труду взрослых, интерес к будущему выбору профессии.

Использованная литература:

1. Проект «Одаренный ребенок» в Якутии: лучшие практики дошкольного образования: [Коллективная монография]/Под ред. И. И. Комаровой, Т. С. Комаровой, О. Н. Степановой. – Москва – Якутск, 2017. – 288.

2. https://theslide.ru/uncategorized/razvitie-detskoy-odarennosti-posredstvom-proektnoy-deyatelnostiavtor

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности»План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности» План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность» Актуальность: Третья.

Публикация Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лена Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности
Опубликовано: 26 января 2024 в 06:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД