Получи документы

Развитие детей средствами театрализованной деятельности

Елена Насаева
Развитие детей средствами театрализованной деятельности

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Публикация «Развитие детей средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Приняв группу малышей в возрасте с 2-х до 3-х лет решила изучить методические разработки и педагогические исследования по теме «Театрализованная деятельность в детском саду» и опробовать новые знания на практике.

Изучив:

1. Методические разработки Елены Анатольевны Антипиной Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии.

2. «Методическое руководство и сопровождение театрализованной деятельности» Натальи Додокиной

3. «Театрализованные занятия в детском саду» Майи Давыдовны Маханевой

4. множество интернет – ресурсов

Разработала педагогический Проект «Театрализованная деятельность для первой и второй младших групп». Взяв за основу методическое рекомендации Елены Анатольевны Антипиной.

Цель и задачи моего проекта основаны на миссии, которая отведена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС, театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста:

В неё входит целый целевой компонент:

1. познакомить с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе);

2. формировать навыки коллективного взаимодействия (к примеру, при подготовке инсценировок);

3. способствовать развитию творческого потенциала детей;

4. развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства);

5. стимулировать самостоятельность в деятельности (дети, познакомившись с несколькими видами театра, с их помощью пробуют свои силы в исполнении сюжетов, например, после отработки игровых действий с педагогом, сами ставят сказку «Репка» на фланелеграфе);

6. приобщать родителей к совместной с детьми деятельности (мамы и папы не только готовят реквизит для своих малышей, но и принимают участие в инсценировках, к примеру, исполняя роли Деда Мороза и Снегурочки, которые пришли поздравить ребят в группе с Новым годом);

7. воспитывать уважение к этому виду искусства.

Если целевой компонент театрализованной деятельности для первой и второй младших групп идентичен, то набор задач варьируется и расширяться для детей 3–4 лет. Это вы видите на слайде в Таблице: задачи театрализованной деятельности в первой и второй младших группах

Дети 1,5–3 лет Дети 3–4 лет

1. воспитывать интерес к театру (за счёт демонстрации возможностей разных видов, например, с помощью театра теней педагог может показать малышам целый зоопарк);

2. создавать оптимальные условия для пробуждения творческой активности ребят (этому способствует оформление театрализованного уголка в группе с возможностью подержать в руках, пощупать кукол разных видов — перчаточных, марионеток);

3. работать над речевым развитием (в первой младшей группе такими продуктивными видами деятельности, к которым относится и театрализация, значительно пополняется пассивный словарь малышей);

4. тренировать координацию движений (взаимодействуя с куклами разных театров, малыш учится тонким движениям);

5. стимулировать двигательную импровизацию (эта задача проще решается не в инсценировках, в которых дети пока ещё двигаются по определённым взрослым точкам, а через взаимодействие с куклами, когда, к примеру, с пальчиковыми птичками малыши «летают» или «прыгают» с зайчиками);

6. создавать эмоционально-положительный климат в группе (основная задача театрализации в первой младшей группе — помочь детям «оторваться» от мамы, то есть отвлечься). 1. учиться оценивать действия того или иного персонажа (к примеру, волк, укравший козлят, поступил плохо, так как напугал малышей и заставил маму волноваться);

2. продолжать развивать заинтересованность театром (например, по возможности начать посещать местный кукольный театр);

3. отрабатывать свободное проявление эмоциональных состояний через мимику, жесты, положение тела;

4. добиваться максимального соответствия персонажу (например, в инсценировке сказки «Курочка Ряба» главная героиня не просто кудахчет, а ещё и передвигается, дёргает шеей, как настоящая курица);

5. дать представление о вековых театральных традициях;

6. расширять не только пассивный, но и активный словарь, добиваясь интонационной выразительности речи малыша;

7. стимулировать малышей придумывать собственные истории, рассказывая и даже показывая свои;

8. тренировать память, мышление;

9. отрабатывать навык объективно оценивать и себя, и других;

10. поощрять желание малышей двигаться, танцевать, создавая собственный пластичный образ (например, танцующих и подпрыгивающих двух беззаботных братьев-поросят, которые не послушали Наф-Нафа в конце лета и не стали строить дом);

11. пытаться применять выученные песни и стихотворения, танцевальные па в самостоятельной театрализованной деятельности.

В планируемые результатах проекта мной были учтены главные требования к организации театрализованной деятельности младших дошкольников это:

разнообразие и содержательность тематики;

ежедневное включение театрализованных игр в распорядок дня детей;

максимально возможная активность детей на разных этапах подготовки и проведения игр;

сотрудничество взрослых и детей

последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

В своей группе организовала театрализованную деятельность с различными формами работы:

1. Театрализованные игры

2. Еженедельные театральные пятницы

3. Семейные клубы с участием родителей.

Слайд 8.

Основная цель театрализованной игры : это развитие творческих способностей ребенка, психологическое, развитие речи, на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.

Огромно воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. В них дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашей группе нами воспитателями совместно с родителями и администрацией МБДОУ созданы условия, благоприятные для театральной игровой деятельности :

1. В наличие атрибуты для игр-драматизаций

2. Подбораны литературные произведений для детей 2-4 лет

4. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности размещены :

настольный театр.

театр резиновой игрушки.

пальчиковый театр.

декорации.

театр конусной игрушки.

театр на ковролине.

теневой театр.

Маски

Куклы

костюмы

кукольный театр би- ба – бо.

Учитывая поло-ролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

Мной составлена картотека театрализованных игр и упражнений … от 2 до 3 лет от 3 до 4 лет В неё вошли 65 игр:

Игры - упражнения для снятия мышечного напряжения они помогают развивать мелкую моторику.

Игры - театрализации с использованием артикуляционной гимнастики. Для обучения детей средствам речевой выразительности.

Игры – драматизации и игры - импровизация диалога. Детям очень интересны, ведь импровизируя они вовлекают в свою игру всех окружающих и сидящих рядом детей. Так - робкий ребёнок становится – общительным, а более активный – должен ждать – потому, что диалог требует выдержки, внимания, слушать и слышать своего партнера по диалогу.

Игры – образы. Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности предлагаю детям:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми, обращаю внимание на то, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои неповторимые движения, мимику.

Игры- упражнения для развития выразительной мимики вызывают настоящий восторг малышей:

Ем лимон.

Весёлый медвежонок

Сердитый дедушка.

Лампочка потухла, зажглась.

Грязная бумажка.

Тепло – холодно.

Рассердились на драчуна.

Обиделись.

Мне грустно.

Важным аспектом в данной деятельности является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в который включается ребенок.

Вот уже полгода «Театральная пятница» стала неотъемлемой традицией в нашей группе. Каждую неделю мои воспитанники с нетерпением ждут этот день, чтобы снова погрузиться в мир театрального искусства.

Мероприятия «Театральных пятниц» чётко распланированы.

Каждая театральная пятница посвящена определенной тематике. Таких тематики четыре «Сказочный мир», «Музыкальная шкатулка», «Художетсвенное слово», «Народное творчество».

В театральную пятницу по тематике «Сказочный мир» я показывая на различных видах театра детям, сказку (в соответствии с их возрастом, используя при этом различные приёмы активизации творческой и познавательной деятельности. Во время показа стимулирую желание каждого ребёнка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты элемента текста и концовки сказки. Внимание детей фиксирую на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.

В театральную пятницу по тематике «Музыкальная шкатулка» привлекаю детей повторять текст вместе с героями песенок, для усложнения игровых заданий использую музыкальные инструменты, что способствует развитию творческого потенциала детей.

Театральная пятница «Художественное слово» подразумевает, выразительное чтение, разучивание стихов с детьми, в месте с героями произведений. Для эффективности данной работы использую схемы ТРИЗ – технологии, малыши лучше запоминают произведение так как в процессе запоминания задействованы о много рецепторов восприятия.

Театральная пятница «Народное творчество» самые ожидаемые детьми они организуется и проводится совместно с музыкальным руководителем. Примеряя на себя роли героев народных потешек, песен, хороводных, музыкальных игр, дети формируют навыки коллективного взаимодействия и просто веселятся.

Театральная пятница - это день, когда все наши воспитанники сияют от восторга и радости. Они погружаются воображаемый мир, где могут быть кем угодно и где все возможно. Они учатся творить и преображать, раскрывая свои лучшие качества и способности.

В нашей группе сложились крепкие дружеские связи, взаимодействие между детьми и взрослыми, ежемесячно проходят семейные клубы два из них были связаны с театрализованной деятельностью.

На первом силами родителей и воспитателей был организован кукольное представление театра би-ба-бо «Заюшкина избушка».

Второй был проведён в форм е арт – терапии включают в себя изо-терапию и декоративно-прикладное творчеств дети и родители изготавливали героев для кукольного спектакля, создавали декорации, а потом сами его сыграли. Это объединило детей и взрослых.

Результаты педагогического проекта в динамике вы видите на слайде

Педагогический проект ещё не закончен промежуточные итоги показали динамику изменений качественных показателей детей

1. Увеличение словарного запаса детей на 9,1%

2. Улучшение памяти 1,4%

3. Улучшение внимания 8,8%

4. Положительные изменение звуковой культура речи на 5%

Продукт которые мы создали реализуя проект

Выставка коллажа по сказкам «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и Театральная постановка «Заюшкина избушка»

Выставка работ «Моя любимая сказка».

Не большой опыт работы по театрализованной деятельности распространён мной в детском саду среди своих коллег-единомышлеников. Проведён мастер-класс «Театрализованные игры», подготовлен доклад «Театр для малышей» для педагогического совета, где рассказала коллегам актуальность этого направления искусства, о своих разработках, и как интересно проводить занятия по театральной деятельности. Делилась своими личными разработками и перенимала опыт других педагогов. Разработала ряд консультаций для родителей по данной теме. Опубликовала свой опыт на интернет ресурсе «МААМ».

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность дает положительные результаты: у ребят активизируется и обогащается словарный запас, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают много положительных эмоций.

Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником!

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Конспект открытой комплексной ОД в старшей группе по развитию речи средствами театрализованной деятельности «Сказочный театр»Конспект открытой комплексной ОД в старшей группе по развитию речи средствами театрализованной деятельности «Сказочный театр» «Сказочный театр» Цель: развитие речи посредством театрализации. Задачи: • Образовательные: продолжать учить детей в игре перевоплощаться.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Библиотека изображений:

Публикация Развитие детей средствами театрализованной деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Насаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие детей средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 8 февраля 2024 в 12:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД