Лучший педагог года

Разработка учебно-игровых заданий по обучению русскому языку детей старшего дошкольного возраста (часть I)

Наталья Трещева
Разработка учебно-игровых заданий по обучению русскому языку детей старшего дошкольного возраста (часть I)

часть 2

Разработка учебно-игровых заданий по обучению русскому языку детей старшего дошкольного возраста в рамках лексически-грамматической темы

«Продукты».

Тема: «Продукты».

Новые лексические единицы:

бублик, расстегай, пончик, кулич, рулет, крендель,кулебяка, пирожное.

Новые речевые образцы:

употребление предлогов «в», «на», «с»;

употребление сложных предложений с союзом «а»;

Публикация «Разработка учебно-игровых заданий по обучению русскому языку детей старшего дошкольного возраста (часть I)» размещена в разделах

употребление дательного и родительного падежа без предлога;

согласование числительных и существительных;

единственное и множественное число существительных;

женский, мужской, средний род существительных;

согласование существительных с прилагательными.

Известные речевые образцы:

послушай, повтори, принеси, покажи, положи, нарисуй, слепи.

Пассивные слова:

что ты любишь? что ты приготовил? опиши своё изделие.

Учебно-игровые ситуации взаимодействия:

1. Предварительная беседа.

Воспитатель: Ребята,сегодня в нашей группе произошло удивительное событие. Рано утром,когда вас ещё не было ко мне кое-кто приходил в гости.

Дети: Кто?

Воспитатель: Домовёнок. И не простой домовёнок,а из сказки. Знаете такого?

Дети: Да!

Воспитатель: А как его зовут?

Дети: Его зовут Кузя!

Воспитатель:Молодцы,вижу многие из вас читали о нём сказку или смотрели мультфильм. Ребята, Кузя оставил для вас письмо.

Воспитатель достаёт конверт и вынимает оттуда письмо.

Воспитатель читает: Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам домовёнок Кузя. Я очень хочу с вами познакомиться и кое-чему вас научить. Если вы будете внимательными и выполните все мои задания, то очень скоро я сам приду к вам в гости и мы с вами устроим весёлое развлечение. Только каким оно будет, пока секрет. До скорой встречи. Кузя.

Воспитатель: Вот такое письмо предал мне Кузя. Ребята, а как вы думаете, чему же домовёнок хочет вас научить, в чём он очень хорошо разбирается?

Ответы детей.

Воспитатель: Я вам подскажу. Кузя же домовой. И он очень хорошо разбирается в домашнем хозяйстве и, конечно, во всех продуктах и напитках. Ведь сам он очень любит вкусно покушать. Вот он и попросил меня узнать, а хорошо ли вы в продуктах развиваетесь? Вот это мы и проверим на наших занятиях.

2. «Смотри и слушай»(Занятие по развитию речи,можно использовать как вводное по теме, с расчётом на разную подготовку детей)

Воспитатель: Ребята, Кузя оставил мне карточки, на которых нарисованы разные продукты. Давайте на них посмотрим.

Воспитатель по одной показывает детям карточки, называет, что на каждой карточке изображено и прикрепляет их на магнитную доску. Карточки распределены группами по родам. В конце показываются карточки,на которых продукты во множественном числе.

Ж. р. :сметана,колбаса,рыба,булка и т. д.

М. р. : творог,сыр, мёд, кефир, сок и т. д.

Ср. р. : масло,мясо,яйцо,молоко и т. д.

Мн. ч. : пельмени,макароны и т. д.

3. «Покажи».(Занятие по развитию речи, можно использовать как вводное по теме, с расчётом на разную подготовку детей)

На доске висят карточки из предыдущего занятия. Воспитатель просит детей по очереди показать продукт,который он будет называть. В своей речи воспитатель использует не только название продукта. Он так же называет,в чём тот или иной продукт обычно измеряется. Идёт употребление винительного падежа в названии измерения и родительного в названии продукта.

Воспитатель: Маша,покажи упаковку сметаны.

Ваня,покажи батон колбасы.

Коля,покажи рыбу и т. д.

Петя,покажи пачку творога.

Оля,покажи кусок сыра.

Надя, покажи банку меда.

Вова,покажи пакет кефира и т. д.

Илья,покажи пачку масла.

Марина,покажи кусок мяса.

Влад,покажи пакет молока и т. д.

Тоня,покажи упаковку пельменей.

Серёжа, покажи пачку макаронов и т. д.

4. «1,2,3, повтори». (Развитие вербальной памяти, интерпретируя можно использовать на любого рода занятиях)

Воспитатель называет продукты группами по 3. Дети по очереди повторяют.

Воспитатель:Мука,колбаса,булка. Маша,повтори.

Рыба,сметана,ягода. Даша,повтори.

Масло,мясо,яйцо. Катя,повтори.

Творог,мёд,сыр. Саша,повтори.

Пельмени,макароны,сосиски. Коля,повтори и т. д.

5. «Верно-неверно». Занятие по развитию речи. Практическое употребление сложных предложений с союзом а. Развитие логического мышления.

Воспитатель: Ребята,я вам сейчас буду говорить предложения. Вы должны слушать очень внимательно,правильно ли я говорю. И если нужно,вы меня поправите.

Воспитатель:Сыр в стакане,а чай в тарелке. Верно?

Дети:Не верно! Сыр в тарелке,а чай в стакане.

Воспитатель: Компот в кофейнике,а кофе в кастрюле. Верно?

Дети: Не верно! Компот в кастрюле,а кофе в кофейнике.

Воспитатель: Чай в сковородке, а котлета в чайнике. Верно?

Дети: Не верно! Чай в чайнике,а котлета в сковородке.

Воспитатель:Пирог в чашке,а кефир в блюдце. Верно?

Дети: Не верно! Пирог в блюдце,а кефир в чашке.

Воспитатель: Конфеты в кастрюле, а суп в коробке. Верно?

Дети: Не верно! Конфеты в коробке, а суп в кастрюле.

Воспитатель: Молоко в тарелке, а печенье в стакане. Верно?

Дети: Не верно! Молоко в стакане,а печенье в тарелке.

6. «Чем будет?» Занятие по развитию речи. Усвоение категории творительного падежа. Обогащение лексического запаса.

Воспитатель: Ребята,вы конечно знаете,что из разных продуктов получаются разные блюда. Я вам буду называть продукт, а вы мне будете говорить, чем может стать этот продукт.

Если дети затрудняются с ответом,воспитатель подсказывает.

Яйцо будет. Яичницей,омлетом.

Мука будет. Хлебом,булочкой.

Мясо будет. Котлетой,тефтелей.

Капуста будет. Салатом,солянкой.

Гречка будет. Кашей.

Яблоко будет. Соком.

Ягода будет. Вареньем.

Молоко будет. Сыром,сметаной, сливочным маслом.

7. «Чей предмет». Можно использовать как на занятии по развитию речи, так и на занятии по математике (ознакомление с геометрическими формами).

Используются предметы-заместители или натуральные продукты.

Брусок – сыр, палочка – сосиска, конус – морковка, шарик – яблоко, цилиндр – конфета, колечко – баранка, кубик – пачка чая.

Воспитатель раздаёт детям предметы-заместители, показывает картинку и спрашивает : чей предмет похож на баранку?

Ребёнок, у которого колечко (например, колечко от пирамиды) поднимает его и отвечает : мой предмет похож на баранку.

Воспитатель: Чей предмет похож на морковку?

Ребёнок, у которого конус поднимает его и отвечает: мой предмет похож на морковку.

Воспитатель: чей предмет похож на конфету?

Ребёнок, у которого цилиндр поднимает его и отвечает: мой предмет похож на: конфету.

Воспитатель: Чей предмет похож на сосиску?

Ребёнок, у которого палочка поднимает её и отвечает: мой предмет похож на сосиску.

8. «Лепим сами» Занятие по лепке.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами попробуем вылепить продукты и из пластилина. Давайте вместе подумаем,что может из пластилина получиться?

Дети: Яблоко,бублик,морковка,печенье,шоколад,буханка и т. д.

Ребята выполняют задание,каждый лепит,что хочет. В конце занятия каждый рассказывает,что у него получилось. Например, я слепил яблоко и т. д.

9. «Кому дать?» Занятие по развитию речи. Дательный падеж существительных без предлога + согласование числительных и существительных)

У каждого участника по 3 одинаковых предмета (это могут быть игрушки, карточки, настоящие продукты).

Воспитатель: Ребята, в руках у каждого из вас продукты. Сейчас мы будем меняться ими друг с другом. Условие такое, предметов у вас 3, а отдать их нужно двум другим ребята. Кому-то 1, кому-то 2. Например, У меня три баранки, я даю одну баранку Жене и две баранки Кате.

Дети: У меня три морковки, я отдаю одну морковку Насте и две морковки

Саше.

У меня три шоколадки, я отдаю одну шоколадку Маше и две морковки

Ване.

У меня три булочки, я отдаю одну булочку Тане и две булочки Коле.

У меня три пирожка, я отдаю один пирожок Наде и два пирожка Серёже.

У меня три бублика, я отдаю один бублик Тоне и два бублика Жене.

У меня три пончика, я отдаю один пончик Свете и два пончика Вове.

У меня три яблока, я отдаю одно яблоко Клаве и два яблока Грише.

У меня три яйца, я отдаю одно яйцо Мите и два яйца Люсе.

У меня три пирожных, я отдаю одно пирожное Арине и два пирожных

Паше.

10. «Положи» Занятие по развитию речи. Использование предлогов «в» «на» с единственным и множественным числом существительных.

У каждого участника по 3 одинаковых предмета (это могут быть игрушки, карточки, настоящие продукты).

Воспитатель: Ребята, как вы помните у Кузи в доме всегда был порядок. Давайте мы с вами тоже разложим наши продукты по местам.

Сначала дети выполняют задания воспитателя, а потом сами дают инструкции друг другу.

Маша,положи морковку на тарелку,а морковки в пакет.

Саша, положи шоколадку на стол, а шоколадки в коробку.

Таня, положи булочку на тарелку, а булочки в шкаф.

Надя, положи пирожок на блюдце, а пирожки на тарелку.

Даша, положи бублик на стол,а бублики в коробку.

Женя, положи пончик на блюдце, а пончики в пакет.

Даня, положи яблоко в карман, а яблоки на стол.

Света, положи яйцо на тарелку, а яйца в коробку.

Гриша,положи пирожное на стол, а пирожные в пакет.

11. «Съедобное-несъедобное»Можно использовать как на занятии так и в свободной игровой деятельности.

Всем известная игра,где водящий бросает по очереди остальным участникам мяч, называя при этом съедобную или несъедобную вещь. Участник в свою очередь, если озвучена вещь съедобная должен мяч поймать, если несъедобная,то мяч он не ловит.

12. «Я люблю» Занятие по развитию речи. Предлог «с» творительный падеж.

Воспитатель: Ребята,давайте расскажем друг другу, кто что любит кушать. И с чем он это любит. Например, я начинаю. Я люблю хлеб с маслом или я люблю хлеб с сыром.

Дети: Я люблю хлеб с вареньем.

Я люблю кашу с молоком.

Я люблю макароны с сыром.

Я люблю картошку с мясом.

Я люблю пюре с сосиской.

Я люблю хлеб с колбасой и т. п.

13. «Вкусно не вкусно». Аналог игры 12 с шуточным элементом.

Воспитатель: Ребята, мы с вами рассказали друг другу кто что любит кушать. А как вы думаете, всё ли можно смешивать. Слушайте внимательно и отвечайте, вкусно или нет.

Хлеб с вареньем вкусно? Да! Хлеб с песком вкусно? Нет!

Каша с молоком вкусно? Да! Каша с чернилами вкусно? Нет!

Макароны с сыром вкусно? Да! Макароны с гвоздями вкусно? Нет! И т. п.

Начинает игру воспитатель, затем предлагает самим детям придумывать вопросы друг для друга.

14. «Сосчитай» Можно использовать как на занятии по развитию речи, так и на занятии по математике.

Согласование числительного с существительным.

На магнитной доске карточки, на которых нарисованы разные продукты по несколько на одной карточке (от1 до 5).

Воспитатель:Маша,сколько яблок? - Три яблока.

Саша, сколько яиц? - Пять яиц.

Соня, сколько морковок? -Две морковки.

Игорь, сколько булок? - Одна булка. И т. д.

Один и тот же предмет изображён на разных карточках в разном количестве.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Мышка» по всем лексическим логопедическим темамДидактическая игра «Мышка» по всем лексическим логопедическим темам Чтобы закрепить с детьми все лексические темы, я придумала такое дидактическое пособие "Мышка". Играя в эту игру можно закреплять предметы,.

Коллаж «Продукты питания»Коллаж «Продукты питания» В нашем детском саду месяц разделён на лексические темы. Одна неделя была посвящена продуктам питания. Предлагаю изготовление коллажа.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Разработка учебно-игровых заданий по обучению русскому языку детей старшего дошкольного возраста (часть I)
Опубликовано: 10 июня 2014 в 08:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка учебно-игровых заданий по обучению русскому языку детей старшего дошкольного возраста (часть I)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Трещева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД