Папки-передвижки

Разработка, проведение и анализ коррекционно-развивающего занятия в соответствии с педагогической концепцией

Мария Плеханова Бурковская
Разработка, проведение и анализ коррекционно-развивающего занятия в соответствии с педагогической концепцией

Введение

В настоящее время все больше детей имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с самыми разнообразными эндогенными и экзогенными причинами.

В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) [3].

Публикация «Разработка, проведение и анализ коррекционно-развивающего занятия в соответствии с педагогической концепцией» размещена в разделах

Одна из важнейших задач системы образования заключается в ранней диагностики и развитии образовательной деятельности для работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Главная роль в решении этой задачи отводится педагогу. Используя различные методы и приемы в работе с детьми с ОВЗ, педагог проводит коррекционно-развивающую работу, направленную на стимуляцию различных познавательных процессов. Одной из широко применяемых форм в работе педагога стали коррекционно-развивающие занятия. Особенно ценным является то, что коррекционно-развивающие занятия могут быть представлены в интересной, доступной, соответствующей ведущей деятельности игровой и предметной деятельности, объединены общей темой, что позволяет детально проработать и закрепить материал.

В данной работе представлена разработка коррекционно-развивающего занятия для группы детей 5-6 лет с задержкой психического развития (далее ЗПР) на тему: «Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Дошкольники с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Одна из проблем у детей с ЗПР является отставание в познавательной сфере. В связи с этим среди широко спектра тем, я выбрала тему «Лесные животные». Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста [2]. Для дошкольников это предметно-операциональная деятельность и, затем, сюжетно-ролевая игра. Дети в этом возрасте могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли, они начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. Также для этого возраста характерно развитие образного мышления, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. При условии проведения специальной работы по активизации воображения оно будет развиваться, начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Изменения происходят и в речи, дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я [9].

Но игровая деятельность детей с задержкой психического развития в этом возрасте характеризуется однообразием, отсутствием творчества, бедностью воображения, недостаточной эмоциональностью, низкой (по сравнению с наблюдаемой в норме) активностью детей. Поэтому учить и воспитывать детей с задержкой психического развития следует, играя с ними. Коррекционно-дидактические занятия позволяют оказывать целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечение условий для формирования предметной и игровой деятельности, а позднее - предпосылок к овладению учебной деятельностью.

Основой при разработке коррекционно-развивающего занятия стала современная дидактическая психолого-педагогическая концепция (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов) [10]. Современная дидактическая концепция предполагает, что преподавание и учение составляют единый процесс обучения. В качестве приоритета в современной концепции выступают не программы, а ребенок, ученик, его интеллектуальное, духовное, физическое развитие. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии раннего адекватно организованного коррекционного сопровождения обучения и воспитания в соответствии с общими с нормально развивающимися детьми, и их особыми образовательными потребностями, обусловленными характером нарушения их психического развития. [12].

Современная дидактическая концепция  характеризуется следующими особенностями: в ее основе лежит системный подход к пониманию процесса обучения; ее сущностью является сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью учащихся. Указанная концепция изменила подход к содержанию обучения, сочетая принципы классической теории с новейшими теориями обучения. Эти приоритеты и принципы должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способностей, в создании условий для свободного выбора профессии, в защите прав ребенка. Целью коррекционного направленного образования является введение ребенка в культуру, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть данную проблему и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» [7] особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые могут быть достигнуты в рамках современно-дидактической концепции. Опираясь на данную концепцию есть возможность предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей, единых для всех группы и специфичных для категории детей с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет.

Таким образом, в концепции указывается на возможность включения такого набора вариантов обучения, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с задержкой психического развития образованием [7].

Публикации по теме:

Анализ индивидуального коррекционно-развивающего занятия для старших дошкольников со сложной структурой дефектов Тема: «Осень» Дата: 13.11.2018 г. Продолжительность: 20 мин. Цель: Обобщить и систематизировать представления детей по теме «Осень». Задачи:.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «День дружбы» Конспект коррекционно-развивающего занятия «День дружбы» Цель занятия: формирование представления о том, что такое дружба и каким должен.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Домашние птицы» Целевая аудитория: дети со сложным дефектом развития. Форма проведения: подгрупповое занятие. Цели: 1. Уточнить и расширить словарь по теме.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Лаборатория эмоций» Коррекционно-развивающее занятие. Тема : «Лаборатория эмоций»! Цель: Развитие эмоционального интеллекта и компетентности дошкольников, формирование.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Айболит» Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни; развитие навыков самообслуживания. Задачи: 1. Формировать ручные умения в откручивании.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Поиграем в слова» Тема: «Поиграем в слова». Цель: познакомить с особыми загадками – метаграммами, логогрифмами, перевертышами. Задачи: Коррекционная – способствовать.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Транспорт» для детей с РАС Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:Коррекционно - образовательные: - обогащать представления детей о транспорте, и.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ от 1–2 лет «Игрушки» Задачи: • Вызывать у ребенка положительные эмоции. • Развивать навык мелкой моторики рук • Развивать активное подражание действиям взрослого,.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Я — самый смелый» Коррекционно-развивающее занятие «Я самый смелый» Педагог-психолог – Литовская Марина Суреновна № Этапы занятия Ход занятия 1. Организационный.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Овощи» Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития Задачи: • Образовательные.

Библиотека изображений:

Публикация Разработка, проведение и анализ коррекционно-развивающего занятия в соответствии с педагогической концепцией (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Плеханова Бурковская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Разработка, проведение и анализ коррекционно-развивающего занятия в соответствии с педагогической концепцией
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 15:18
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД