МААМ-картинки

Разработка интегрированного урока «Свадьба-дело вечное, не часовое!»

ирина шиляева
Разработка интегрированного урока «Свадьба-дело вечное, не часовое!»

Интегрированный урок «Свадьба дело вечное- не часовое

Разработка педагога дополнительного образования

Шиляева И. Г.

Подготовка : изготовление таблицы детьми по этапам свадебного обряда

Изготовление детьми кукл- неразлучников

Подготовка кроссворда по теме

Подготовка фотогалереи (фото свадебных фотографий)

Подготовка презентаций по теме

Цель: познакомить обучающихся со свадебным обрядом, ценностью супружества.

Публикация «Разработка интегрированного урока „Свадьба-дело вечное, не часовое!“» размещена в разделах

Обучающая: дать представление о свадебном русском обряде, проследить основные этапы русской традиционной свадьбы,

раскрыть и расширить знания о русской культуре, на примерах показать некоторые фрагменты свадьбы.

осмыслить символику свадебных обрядов

Развивающая: развить аналитическое мышление, умение рассуждать, сравнивать и систематизировать свои знания. Правильно делать выводы.

Воспитывающая: воспитать толерантность к традициям,уважение и интерес к истории русского народа и к его культуре на примере проведения свадьбы.

Планируемые результаты :

1. обучающиеся узнают о старинном свадебном обряде и его традициях.

Ход урока:

Доброе утро,ребята. Мы с вами ежегодно проводим интересные уроки. Сегодня нас с вами ждет очередной такой урок. Мы начинаем.

Ребята, послушайте внимательно стихотворение

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно вчетвером

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

О:-Ребята, о чем это стихотворение? как вы думаете, как создается семья, какое мероприятие посвящено созданию семьи?

как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?.

Правильно,мы сегодня будем говорить о свадьбе, ее этапах и традициях.

Кто из вас не замирал, глядя вслед красивым свадебным машинам с невестами в белых платьях? Красиво, правда? Но это не только красивый обряд, это ответственный шаг, рождение новой семьи.

Старинная свадьба – самое торжественное, самое примечательное празднество для каждой семьи. А для основных участников ее, жениха и невесты, свадьба – один из важнейших моментов жизни. Она круто меняла их судьбу – создавалась новая семья.

Давайте, ребята, мы сначала поговорим о действующих лицах свадьбы, на занятиях народным пением вы о них говорили. (выступают дети)

1. Главные герои- это жених и невеста

2. Родители жениха и невесты (родители жениха- свекр и свекровь, родители невесты- тесть и теща)

3. Главный распорядитель на свадьбе -дружка. Он должен уметь красиво говорить и знать очередность различных ритуалов. Отличительным знаком было повязывание полотенец крест накрест на груди

4. В помощь дружке назначался сват, который выбирался из женатых родственников жениха или невесты. Сват являлся первым заместителем дружки и очень часто выполнял те же обязанности.

5. сватья - особа, приставленная к молодоженам при выполнении различных свадебных ритуалов. женщина,хорошо знающая обычаи и обряды.

6. Тысяцкий. Эта должность назначалась крестному или дядьке жениха, и заключалась в управлении свадебным кортежем Свадебного поезда)

7. Подженишники и подневестницы – неженатые и незамузние друзья, приглашенные на свадьбу.

8. Снарядиха - женщина, помогающая невесте перед свадьбой собраться к венчанию. Она причесывала и одевала молодую.

Эти участники свадьбы создавали так называемый «Свадебный поезд»

У:.Ребята, после свадьбы мужа и жену называли супругами)

Почитайте 2 абзац текста. Откуда появилось слово «супруги», что оно означает.

Муж и жена несут ответственность за лад в семье. Очень много пословиц и поговорок посвящено именно им. (2-3 читают дети)

Как вы думаете, какие черты характера должны быть у хорошей жены, мужа.

Молодцы.

Испокон веков свадьба была самым веселым праздником. Свадьба могла продолжаться до месяца! Свадебные обряды соблюдались строго, потому что каждый шаг имел свой смысл. В каждом крае свои обряды, но у них были общие черты.

(Учитель открывает первую половину доски, где газета с этапами свадьбы

Сватовство (кто принимает участие, рукобитье (участники,подготовка к свадьбе, свадебный пир (участники)

Сватовство-это обряд предложения женихом руки и сердца своей девушке при ее родителях.

Сватались вечером, т. к все было под секретом. (чтоб никто не сглазил). Свататься к невесте приходили мать с отцом и сын, а также крестная. Заходили, здоровались, молились и издалека начинали разговор. Не напрямую предлагали пожениться, а говорили загадками намеками. например: у нас есть садочек, у вас цветочек. Нельзя ли ваш цветочек в наш садочек… Или:у нас селезень, у вас утица. Нельзя ли нам купить вашу утицу…Согласны или нет родители выдать замуж- все равно гостей приглашали за стол.

Ребята, прочитайте, как проходил «чайный разговор» за столом. какие приметы были во время сватовства.

(напечатать)Если родители решили отдать дочь замуж, то стелили белую скатерть, если не согласны, то не стелили.

Пили чай: если жениху невеста нравилась, то он пил 2 чашки, если не понравится, то одну.

Если невеста не понравилась, то гости переворачивают кружку вверх дном.

Если невеста же не согласна выйти замуж, она чай пить не будет, а согласна, так всю кружку выпивала.

Про отказ невесты или жениха, говорили: значит, дело не совпало.

А если все согласны, то говорили: пора дело заводить.

Но самой важной персоной, от которого зависело решение, был отец невесты.

А если дело заводить, значит вести подготовку к свадьбе.

Следующий этап подготовки назывался «рукобитье».

Рукобитье происходило через несколько дней после сватовства. Составляли своего рода договор. А составляли его предусмортительные, умные представители жениха и невесты. В договоре указывался срок свадьбы, количество гостей, расходов, размер и приданого невесты, выплата суммы жениха для нарядов невесты, иногда в договоре писали, чтобы муж не бил молодую жену. Когда обо всем договорились, представители били друг по рукам, в знак договоренности. А молодежь шли шумной толпой по деревне и посильнее шумели, чтобы все знали, что скоро свадьба будет.

Так вот: после сватовства и рукобитья, ребята, назначался свадебный пир или проще говоря, сама свадьба. Она тоже имела свои традиции.

Но прежде, чем состояться свадьбе, нужно к ней подготовится. К свадьбе готовились очень тщательно: готовили приданое, готовили различные отличительные знаки для гостей.

Свадьба начиналасьс обручения. Жених покупал 4 ленточки, их вешали в окна, чтобы знали- идет свадьба. В старину жених приносил невесте башмаки. В даренной обуви невеста ехала к венцу. Если девушка приняла обувь, значит дала свое согласие идти с ним по жизни рука об руку, идти одной дорогой. На обручении одаривали подарками родственников.

Далее был девишник.

Девишником называли вечер после обручения. На девишнике совершались ритуальные действия: расплетение косы и мылась невеста в бане. Баню топить должна мама невесты.

На девишнике в последний раз заплетали косу (она являлась символом девичества. После замужества жена заплетала волосы уже в 2 косы.

Ребята, все свадебные действия всегда сопровождались песнями. Свадебных песен очень много. Одну из них исполняли как на свадьбе, так и на девишнике.

(дети исполняют песню «Землниченька»)

Ну а на следующий день было Венчание (соединение молодой пары перед богом)На венчание ехали все гости, кроме родителей. Родители оставались дома для встречи гостей, для приготовления каравая.

Как мы уже сказали,особое место на свадьбах уделялось песням в том числе. Заклинательные песни пелись в самые важные моменты свадьбы. Один из них – приготовление свадебного каравая.

Старые люди считали, что по этому пирогу можно предугадать насколько счастлива будет семья. Украшался этот пирог Солнцем и месяцем – ведь именно этими именами будут в песнях именоваться жених с невестой. Чем выше и румяней пирог – тем удачливее будет жизнь. Давайте и мы “испечем” с присказкой свадебный каравай.

Пекись, пекись сыр каравай (ми,ре, ре,ми, мими)ля

Выше дуба дубова

Выше матицы еловой

Шире печи кирпичной.

После венчания, едут все в дом жениха. И в доме жениха молодой жене расплетают косу и заплетают две, повязывают платок. Свадьба скреплена.

Только после этого начинается свадебное застолье, гулянье веселье.

Которое очень богато своими традициями.

Садили за стол молодых на подушки пуховые, а под ноги -емкость, наполненную зерном. Символизировало это :подушки- чтоб жизнь была мягкой и ладной, а зерно- чтоб прибыльно и богато жили.

Все вкусности обязательно продавали гостям, все денежки шли в копилку молодым.

Проверяли на качества жениха и невесту: например, забивали денежки в полено, а жених должен был расколоть и достать до единой монетки

Отправлялись молодые за водой. гости всячески мешали нести воду, но нужно было донести до дома: показать, что дом будет полной чашей, и препятствии им не помешают. А после, эту же воду наливали в самовар и угощали чаем гостей.

Невесту проверяли на хозяйственность: она должна была печь блины, лепешки и угощать гостей. Заносили мусор в дом, кидали на пол вместе с монетками. Давали веник, а она должна была вымести мусор из дома и отделить денежки от мусора.

На свадьбу дарились разные подарки молодым, одними из них были обереги. А какие, о них расскажут девочки. Некоторые из вас о них уже слышали

Презентация кукол-неразлучников)

Среди всех традиций, было исполнение песен конечно же. Пели песни разного характера : и шуточные, и лирические- протяжные, и плясовые. Но обязательно такие, чтобы в них фигурировали герои свадьбы. Одна из самых любимых свадебных песен и по сей день, это казачья песня «Ой, при лужку,при лужке» Мы эту песню тоже знаем и сейчас ее исполним

А кто знает- подпевайте!

Молодцы. Теперь можете ее петь на любой свадьбе!

Без частушек не обходилась ни одна свадьба. В частушках потешались над свекром, тестем, свекровью и тд. так же пелось о приданом невесты…

У нас тоже готовы частушки, в которых звучит тема свадьбы.

(поет Марина)

Ребята, мы вкратце рассказали вам о значении свадьбы, ее традициях. Как вы думаете, почему так тщательно шли приготовления к свадьбе, почему так долго праздновалсь свадьба? Почему все было связано именно с супругами?

( примерный ответ: потому, что впереди длительная семейная жизнь, можно было проверить, узнать подходят ли жених с невестой друг другу). Правильно, ребята! Ведь свадьба-это дело вечное, не часовое!

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как сейчас готовятся к свадьбам, какие современные традиции и что они означают?

Сейчас Маша расскажет о тех традициях, которые, точно у нас в городе, исполняются.

Подведение итогов: что интересного узнали?

Из каких этапов состояла свадьба?

Кто был в свадебном поезде?

Какие качества должны быть у молодых?

О чем бы вы рассказали своим родителям после этого урока?

Молодцы! Будьте счастливы в той семье, которую создали ваши родители

Публикации по теме:

Фотоотчет о тематической неделе «Хлебу — почтение вечное!» ко Всемирному Дню хлебаФотоотчет о тематической неделе «Хлебу — почтение вечное!» ко Всемирному Дню хлеба Есть хлеб - будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений.

Конспект интегрированного урока «Путешествие в деревню «Сказкино» для учащихся 1–4-х классов с ОВЗ Интегрированный урок учителя-логопеда и педагога-психолога для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья Цель урока:.

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Методическая разработка интегрированного занятия «За безопасность вместе» Актуальность темы: Представленный материал поможет воспитателям организовать активное взаимодействие с родителями и детьми по закреплению.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Методическая разработка урока математики на тему «Умножение на двузначное число» в 3 классе Математика 3 класс Шугайлова Светлана Владимировна, МБОУ гимназия №19 Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М. :.

Разработка урока музыки с использованием АМО в 6 классе «Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» Конспект АМО-урока (занятия). Организационная информация Авторы урока: Черданцева Светлана Викторовна Предмет: Музыка Класс: 6 класс,.

Разработка урока по изобразительному искусству «Карнавальные маски» в 5 классе Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски» Цель: Изготовление карнавальной маски. Задачи: 1. Развитие.

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе «Земля — планета Солнечной системы» Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира Учебный предмет: Интегрированный урок: русский язык, окружающий.

Технологическая карта открытого интегрированного урока окружающего мира и английского языка во 2 классе Интегрированный урок окружающего мира и английского языка, проведенного в 2 «Ж» классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой,.

Автор публикации:
Разработка интегрированного урока «Свадьба-дело вечное, не часовое!»
Опубликовано: 13 января 2021 в 09:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка интегрированного урока «Свадьба-дело вечное, не часовое!»» (включая файлы) размещена пользователем ирина шиляева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД