Получи документы

Программа по ДПИ для детей 6–7 лет

Татьяна Литвинова
Программа по ДПИ для детей 6–7 лет

(30 часов)

Для реализации программы кружка «Волшебная кисть» мною применяются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных возможностей детей

словесные (беседа, объяснение, познавательный (картины, схемы,

образцы, рисунки);

метод наблюдения (видео- экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание (иллюстрации, рисунки тканей, показ образца, показ способов выполнения и др.);

игровые (дидактические, развивающие, подвижные игры);

метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на

поставленное задание);

Публикация «Программа по ДПИ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

практические – упражнения, эксперименты (смешивание цветов, использование различных подручных материалов, и др.

При отборе методов, форм и приемов я учитываю такие критерии, как:

комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

целостное развитие личности ребенка;

разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

игровая организация обучения;

актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей в действующих лиц.

Мне важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя на занятиях комфортно, знал, что его здесь любят, поддержат.

Кроме общих методов, во время занятий в кружке используются методы эстетического воспитания:

- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с

целью овладения даром сопереживания;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости

прекрасного в окружающем мире;

- метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный

на формирование эстетического вкуса;

- метод разнообразной художественной практики;

- метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);

- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.

Все вышеизложенные методы используются мною в комплексе.

При проведении занятий придерживаюсь следующих правил:

использование приема транслирования информации;

отбор тематического содержания;

главный герой – ребенок;

создание эмоционального настроения с помощью музыки, шутки, игрушки и др.

При реализации Программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничного развития личности ребёнка и побуждают родителей проявить желание заниматься с детьми дома. Ежеквартально проходят тематические выставки в группе и ДОУ.

Составлены технологические карты (инструкции, в которых показаны поэтапное выполнение той или иной техники, при изготовлении различных работ (приложение).

Собрана коллекция образцов готовых работ.

Составлен и реализуется:

Календарно - тематический план организации работы с детьми по развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста;

Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности:

*декоративно-прикладное искусство

*рисование

*графика

Игры и упражнения для ознакомления детей с нетрадиционными техниками изображения;

Картотека нетрадиционных способов рисования.

Цель программы :

формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие:

- освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна;

- выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям;

- развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие креативного мышления;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.

Воспитательные:

- воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;

- воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;

- воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;

- развитие коммуникативных способностей;

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание несовершеннолетних;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Структура занятия:

- Показ и объяснение воспитателя.

- Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью воспитателя.

- Самостоятельная творческая работа детей.

Формы работы:

- теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний;

- работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;

- практические занятия по изготовлению поделок.

В программу включены следующие разделы:

Работа с бумагой

Роспись

Лепка

Работа с тканью и нитью.

Творческий проект

Выставки, экскурсии, праздники.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

Исторический аспект

Связь с современностью

Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

В работе, предлагаю детям различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед детьми ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

эскиз

воплощение в материале

выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует воспитанников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана на 30 часов обучения. Группу посещают дети подготовительных групп, 6-7 лет. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10-15 человек.

Режим работы кружка – 2 занятие в неделю по 1 часу.

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в течение всего времени дети должны получить:

Знания:

-о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

-о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

-о видах декоративно- прикладного искусства (лепка, роспись, резьба и. т. п.);

в области композиции, формообразовании, цветоведения;

-о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;

-об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;

- о различных техниках работы с пластилином, соленым тестом и глиной (пластилинография и т. д.)

-о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, сочетание аппликации с вышивкой;

-о проектной деятельности.

о современном декоративно-прикладном искусстве;

расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;

об объемном конструировании из бумаги (оригами, папье-маше, о работе с гофрокартоном;

о хохломской росписи и ее отличительных особенностях;

о чувашской национальной одежде, чувашской вышивке;

о работе с соленым тестом;

о разных способах изготовления роз и украшения ими предметов своего гардероба.

Умения:

-работать нужными инструментами и приспособлениями;

-последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

-лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;

- трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;

решать художественно - творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация);

- свободно рисовать кистью элементы растительного и геометрического орнамента;

- лепить разными способами;

создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям.

вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов.

Содержание Программы

Обучение 30 часов

Вводное занятие (2 часа)

Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно - прикладное искусство и человек».

Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы».

• Роспись по дереву (4 часа)

Из истории росписи по дереву. Инструменты и приспособления.

Знакомство с техникой росписи.

Творческая работа: роспись дощечки, деревянных ложек, матрешки.

• Работа с бумагой (5 часа)

I. Объемные композиции из бумаги. Техника Квиллинг (2,5 часа).

Из истории квиллинга. Инструменты и приспособления.

Возможности квиллинга.

Обучение техники квиллинга.

Творческая работа: изготовление поделки «Рыбка».

II. Модульное или объемное конструирование (2,5 часа).

Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т. п.

Знакомство с возможными поделками из модулей.

Обучение технике изготовления модулей и технике сборы поделки.

Оформление поделок декоративными элементами.

Творческие работы: «Лебедь», «Цыпленок», «Павлин», «Торт».

• Художественная обработка ткани. Поделки из нитей. (4 часа)

I.Аппликация из ткани (2 час)

Основные сведения о тканях (сырьё, применение). Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение.

Упражнение: Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древнеегипетский орнамент.

Беседа: «Из истории Древнего Египта».

Творческая работа: «Панно - аппликация «Египет».

II. Ознакомление с техникой Макраме. (2 часа)

История возникновение техники. Показ готовых работ.

Обучение техники макраме.

Творческая работа: «Браслет дружбы»

Лепка (9 часов)

• Глина

I. Дымковская игрушка (3 часа)

Сведения о глине как художественном материале. Инструменты и приспособления. Беседа: «Народная глиняная игрушка» (история, основные сюжеты, используемые в игрушках, особенности игрушек отдельных школ, приемы росписи) Дымковская роспись: волнистые линии – «синее море», круги большие и маленькие – «солнышки» большие и маленькие, клетка.

Упражнения: вытягивание заготовки для получения основных частей фигурки; лепка отдельных частей (кокошник, оборки, зубцы и т. п.)

Твор. раб. : «Глиняная дымковская игрушка» (лепка и роспись).

II. Гжельская керамика (3 часа)

Искусство Гжели. Инструменты и приспособления. Роспись «Мазок на одну сторону» или «Мазок с тенями», «Сеточка».

Упражнения: способы лепки посуды 1)заготовки – лепёшки, доведение их до формы тарелочки, чашки; 2)заготовки – жгутики; 3) заготовке шаровидной формы: выбирание глины стекой.

Творческая работа: «Керамическая посуда Гжели» (лепка и роспись).

• Пластилин (3 часа)

Техника Пластилинография.

Беседа о истории возникновения пластилинографии.

Выполнения эскиза, выбор инструментов. Цветоведения. Постановка цели и задачи.

Оформление поделок декоративными элементами. Применения элементов из народных промыслов (дымковская роспись, гжельская и т. д.)

Творческая работа: «Волшебный лес»

Проект (2 часа)

Что такое творческий проект? Этапы творческого проекта.

Групповая работа с детьми.

Создание выставки по творческим работам, собранным по всем видам

Выставки, экскурсии, праздники (4 часа).

«О чем поведали старинные экспонаты музея?» - изучение художественного наследия в местном краеведческом музее. «Веселая ярмарка» - урок - праздник. Выставка детских изделий.

Учебно-тематический план (приложение 1)

Таким образом, могу предположить, что на занятиях я, воспитываю у детей интерес к произведениям искусства, вызываю внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, направляю их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т. е. учатся эстетически осваивать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения — что хорошо и что плохо.

Желательно организовать экскурсию детей подготовительной группы в музей или на выставку декоративного искусства. Познакомившись на занятиях и в играх с аналогичными произведениями, дети с интересом посмотрят экспонаты музея или выставки и послушают пояснения сотрудника музея.

Итак, использую следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством :

-Рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства.

-Для занятия обычно подбираю произведения одного какого-либо вида искусства — или репродукции картин, или скульптура, или произведения декоративно-прикладного искусства.

-Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказами, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.

В детском саду, в групповой комнате или зале, устраиваются выставки художественных произведений на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампы, иллюстрации, скульптура и пр.

Со старшими детьми проводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия, как по объему, так и по содержанию.

Поощряется самостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском саду и вне его. Я внимательно выслушиваю рассказы детей о виденном.

Знакомство детей с ДПИ позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.

Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческая работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта. Поэтому вопрос о развитии восприятия детей является центральным.

Натура используется и в конце занятия для сравнения результатов работы с предметом. Для воспитателя критерием оценки будут служить поставленные программные задачи, а для детей - конкретное сходство с натурой.

Иногда картину можно использовать в процессе рисования, когда ребенок забыл форму какой-либо части, детали предмета; после рассматривания воспитатель убирает ее во избежание копирования детьми. Картина, как и заменяющий ее рисунок воспитателя, не может служить образцом для детского рисунка и применяться для срисовывания. Восприятие картины должно основываться на наблюдениях в жизни, помогать ребенку осознать виденное.

В зависимости от целей рисования методика использования образца может быть различной. Для точного повторения он дается в тех случаях, когда дети знакомятся с каким-либо новым композиционным приемом или элементом узора. Например, они учатся путем «примакивания» создавать цветок, симметрично располагая лепестки вокруг центра. Все внимание должно быть сосредоточено на выполнении этой задачи, поэтому здесь вполне оправданно копирование детьми образца воспитателя, подкрепленного наглядным показом последовательности рисования лепестков - вверху-внизу, слева-справа, между ними.

Показ может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей. Употребляется и частичный показ.

В декоративном рисовании при построении узора из центра круга или квадрата после рассматривания нескольких образцов воспитатель частично показывает, с чего надо начать рисовать цветок, как симметрично располагать лепестки. Воспитатель рисует не весь цветок, а всего 2-3 ряда лепестков, полный рисунок цветка дети видят на образце.

Ребенку, плохо справляющемуся с заданием, воспитатель помогает. При этом он должен помнить, что показывать неполучающийся у ребенка элемент надо не на его рисунке, а на другом листе бумаги. В таком случае ребенок видит, как надо рисовать, и может сам повторить этот прием.

При объяснении расположения рисунка на листе лучше всего воспитателю не рисовать, а просто обрисовывающим жестом показать, как надо выполнять то или иное задание. Для старших детей этого бывает достаточно, чтобы они поняли задачу и постарались выполнить ее самостоятельно.

Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы.

Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие.

Дошкольники старшей группы с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ уже могут подметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путем сравнения с натурой, образом или с имеющимися в сознании представлениями. Это говорит о возросшем интеллекте детей и способности к самостоятельному мышлению.

Дети старшей группы могут обосновать свой ответ, используя приобретенные знания о красивом сочетании цветов, расположении предметов, технике рисунка.

Список используемой литературы:

1. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М. «Мозаика - Синтез». - 2005 год

3. Казакова Т. Г Развивайте у дошкольников творчество - М. «Просвещение» - 1985г.

4. Корчинова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на - Дону «Феникс» - 2002г.

5. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей - М. «Просвещение» - 1986г.

8. А. П. Усупова. Русское народное творчество детскому саду - М. Издательство «Просвещение» - 1972г.

9. Н. Б Халезова Народная пластика и декоративная лепка в детском саду - М. «Просвещение» - 1984г.

10. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. М. «Просвещение» - 1985г.

11. Декоративно-прикладное искусство - Википедия

Публикации по теме:

«Югорский трамплин» — программа для детей, родителей и педагогов Внедряя программу «Югорский трамплин» на протяжении трех лет, достигли фундаментальных доверительных взаимоотношений всех субъектов дошкольного.

Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП) Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП). Содержание I.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка индивидуальной.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Игровая программа для детей и родителей «Твори своё здоровье сам!»Игровая программа для детей и родителей «Твори своё здоровье сам!» Цель: формировать привычку к здоровому образу жизни; расширять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья; воспитывать.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Программа «Психологическая подготовка детей к школе»Программа «Психологическая подготовка детей к школе» ВВЕДЕНИЕ Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Опубликовано в разделах:

Публикация Программа по ДПИ для детей 6–7 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Литвинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа по ДПИ для детей 6–7 лет
Опубликовано: 15 августа 2023 в 08:18
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД