Папки-передвижки

Распространение идей передового педагогического опыта

Екатерина Корнеева
Распространение идей передового педагогического опыта

1. Передовой педагогический опыт – это отвечающий современным требованиям, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам образец педагогической деятельности, который приносит лучшие по сравнению с массовой практикой результаты; высокое мастерство, итог личного, локального эксперимента педагога.

Выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является важной частью методической работы ДОО.

Публикация «Распространение идей передового педагогического опыта» размещена в разделах

Роль старшего воспитателя в обобщении опыта работы очень велика, так как именно он должен увидеть ППО в незаметном ежедневном труде педагога, осмыслить его, проанализировать, какими средствами, с помощью каких методов и приемов достигаются высокие результаты.

Распространение педагогического опыта – процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления или результаты опыта инновационной педагогической деятельности до целевой аудитории, апробирование данного опыта другими педагогами и внесение в него необходимых корректив.

· Распространение передового педагогического опыта

После обобщения педагогом положительных результатов по одному из направлений профессиональной деятельности, ему следует помочь определить пути распространения собственного опыта.

Распространение опыта должно последовательно осуществляться на различных уровнях: локальном (внутри ДОО, муниципальном, республиканском (региональным, федеральном и т. д.

Внедрение - наиболее важный и наименее изученный этап в системе распространения передового опыта.

Можно хорошо изучить и обобщить, даже успешно пропагандировать и в приказном порядке заставлять его применять, и все же успеха не достичь. Внедрение нелегко дается воспитателю ДО, он требует творческих усилий, способности к трансформации и преодоления трудностей, большого желания и силы воли, настойчивости и умения анализировать свои ошибки и неудачи. Неудачи в начале, даже при самой тщательной подготовке, неизбежны. Нужны навыки, приспособления, отработки приема с учетом своих индивидуальных данных.

Внедрение передового педагогического опыта

может быть организовано в каждой образовательной организации независимо от качественного состава кадров. В связи с этим старшему воспитателю необходимо периодически оформлять в методическом кабинете выставки имеющегося отечественного и зарубежного передового опыта работы, с аннотацией и рекомендациями по его внедрению.

Такой опыт можно разместить под разными рубриками: «Передовой опыт – в практику», «Мастера воспитания», «Внимание! Интересный опыт».

ППО коллег помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует разработке собственного опыта, совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

С педагогами, которые будут внедрять опыт, составляется перспективный план работы, включающий изучение теории вопроса и определение форм и видов работы, которые будут внедряться.

Общая технология внедрения передового педагогического опыта в практику может быть кратко выражена в следующей последовательности:

- Ознакомление педагогов с передовым опытом, разъяснение его преимуществ по сравнению с традиционными методами;

- Создание благоприятных условий для развития творчества педагогов, показ приемов работы на практике;

- Организация практической работы с применением интерактивных методик;

- Организация педагогического направления введенных рациональных методов работы;

- Моральное и материальное поощрение носителя передового педагогического опыта.

2. Распространение опыта может проводиться в различных формах:

*устная;

*практическая;

*печатная;

*наглядная.

Устная форма представления опыта осуществляется путем организации выступлений перед педагогическим коллективом с рассказом об опыте. Это может сделать педагог дошкольного образования, руководитель ДОУ, опыт которого обобщен. Выступления организуются на педсоветах, заседаниях методических объединений, научно-практических конференциях, педагогических чтениях.

Практическая форма представления опыта – это демонстрация опыта во время открытого занятия, мероприятия, мастер – класса и т. д. Его эффективность как средства распространения опыта будет выше, если целевая установка четко сформулирована (показ идеи обобщенного опыта, ее пропаганда) и будет заранее доведена до сведения воспитателей. Именно эти идеи и должны потом стать предметом коллективного обсуждения педагогов.

Печатная форма. Опыт педагога может быть описан в стенной газете, методическом бюллетене, статьях городских газет, научных работах; возможно издание в ДОО рукописных сборников из опыта работы воспитателя, интернет сайтах.

Наглядная форма включает в себя организацию стационарных и передвижных выставок из опыта работы воспитателя. На стендах, баннерах «Из опыта работы воспитателя», «Знакомьтесь: передовой опыт можно поместить фотографию педагога, коротко сказать о его достижениях, вскрыть суть идеи опыта, который изучен и обобщен, призвать учителей использовать его в практике своей работы, описать этапы использования. К стенду прилагаются материалы обобщенного опыта (справка-описание опыта, конспекты уроков, внеклассных мероприятий, планы и т. д.). Такую выставку целесообразно организовать в школьном методическом кабинете. Для пропаганды опыта вне ДОУ можно использовать «книжки-раскладушки», удобные для использования на педагогических чтениях, конференциях и т. д.

Существуют следующие основные формы обобщения опыта : открытые педагогические мероприятия, рассказ, описание (доклад).

При организации открытого показа педагогам предлагается просмотреть отдельные приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов. Данное мероприятие предполагает определенную подготовку, которая поможет интересно организовать обсуждение увиденного.

Рассказ используется при организации выступления на педсовете, семинаре, консультации и других формах методической работы, где непосредственно в живом изложении педагог поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это описание собственного опыта работы.

Описание (доклад) предполагает более глубокий аналитический уровень обобщения опыта, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Роль старшего воспитателя на данном этапе работы предполагает оказание помощи педагогу в анализе и формулировке результатов, подборе наиболее эффективных материалов, отражающих опыт (аудио- и видеозаписи, фотографии и др.).

Для учета ППО в ДОО следует ежегодно заполнять (пополнять) соответствующую информационную карту учета передового педагогического опыта.

Организационные единицы

Формы

Методы

Методические объединения

Открытые занятия

Наблюдения

Научно-педагогический Семинар

Научно-практическая конференция

Беседа

Проблемная лаборатория

Совет педагогов

Анкетирование

Школа передового опыта

Педагогические чтения

Анализ документации

Школа педагогического мастерства

Педагогическая выставка

Хронометрирование

Спецкурс

Диспуты и дискуссии

и т. д.

и т. д.

Самообразование

Семинарские занятия

Практикумы

Консультации

и т. д.

Формы распространения ППО :

· выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т. п.);

· коллективный просмотр образовательной деятельности педагога;

· выступления на семинарах, круглых столах, курсах повышения квалификации;

· педагогические чтения;

· выпуск методического пособия;

· размещение информации на официальном сайте ДОО, в АИС «Сетевой город. Образование»;

· конкурсы профессионального мастерства, «Площадка успешности»;

· публикации в СМИ;

· участие в очно (заочных) научно-практических конференциях;

· выступление на заседаниях педагогических сообществ города;

· школа передового опыта (ШПО, руководителем которой является педагог, распространяющий передовой опыт.

· мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о результатах своей профессиональной деятельности и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

· показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных образовательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Данная форма методической работы может быть организована как с детьми, так и со взрослыми, исполняющими роли детей.

· представление материалов в методическом кабинете. В качестве материала могут выступать конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы, авторские дидактические игры и наглядные пособия.

· творческий отчёт, в процессе которого организуется:

3. Алгоритм внедрения передового педагогического опыта :

1. Пропаганда передового педагогического опыта (Ознакомление педагогов с ППО).

2. Обучение передовой технологии педагогов ДОУ (Разъяснение преимуществ рекомендуемых новшеств по сравнению с обычными способами работы).

3. Практическая деятельность педагогов по применению передовых технологий (Показ в действии методов и приёмов работы, подлежащих внедрению. Практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приёмов (школа ППО, семинары, практикумы).

4. Контроль за внедрением

5. Подведение итогов (выявление результатов внедрения передового педагогического опыта, проведение научно- практической конференции и т. д.)

Главное для успешного внедрения ППО - это умение администрации ДОУ заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им. Здесь недопустимо применение каких-либо административных мер.

Обобщая практику внедрения ППО, можно назвать следующие основные элементы, из которых складывается этот сложный процесс: ознакомление педагогов с ППО, разъяснение преимуществ рекомендуемых новшеств по сравнению с обычными способами работы; показ в действии методов и приёмов работы, подлежащих внедрению; практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приёмов (школа ППО, семинары, практикумы0; решение Совета педагогов ДОУ, производственного совещания с рекомендациями о внедрении ППО; контроль за выполнением решений, оказание необходимой помощи в преодолении возникших затруднений.

Итак, необходимо использовать разнообразные активные формы распространения ППО.

Пример оформления ППО.

Титульный лист

Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения)

Ф. И. О.

Тема опыта

Идея опыта (главная цель)

Структура описания обобщённого педагогического опыта.

1. Сведения об авторе.

2. Условия формирования опыта.

3. Теоретическая база опыта.

4. Актуальность и перспективность опыта.

5. Новизна опыта.

6. Адресность опыта.

7. Трудоёмкость опыта.

8. Технология опыта.

9. Результативность опыта.

Схема описания передового педагогического опыта

по модульной технологии.

Титульный лист.

Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы.

Далее надо сформулировать идею опыта. Идея - центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей:

Цель = конечный результат /средства его достижения.

Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач.

Идея должна следовать теме, а опыт - раскрывать идею.

1. Сведения об авторе:

Ф. И. О.

Образование

Название (полное) учебного заведения, год его окончания

Специальность по диплому

Место работы

Должность

Педагогический стаж

Стаж работы в занимаемой должности

Квалификация

Награды (Министерства образования Нижегородской области, ДОО, и выше).

2. Условия формирования опыта.

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

· изучение методической литературы;

· изучение опыта коллег;

· курсовая переподготовка : курсы повышения квалификации;

· активное участие в работе городских методических объединений и т. д.

3. Теоретическая база опыта.

Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.

4. Актуальность и перспективность опыта (раскрыты в критериях ППО).

5. Новизна опыта (раскрыта в критериях ППО)

6. Адресность опыта.

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т. д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т. д.).

7. Трудоёмкость опыта.

Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

8. Технология опыта.

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

9. Результативность опыта (раскрыта в критериях ППО).

Приложение к опыту работы :

· алгоритм подготовки к занятию;

· алгоритм проведения занятий и других видов деятельности;

· конспекты занятий;

· планы учебно-воспитательной работы с детьми;

· продукты детской деятельности;

· фотографии;

· аудио-видео-записи;

· дидактический материал;

· публикации в СМИ;

· выступления на методических мероприятиях;

· педагогическая диагностика;

· рабочая программа;

· план кружковой работы с детьми;

· и т. д.

Публикации по теме:

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Отчет воспитателя за 2019–2020 учебный год (повышение квалификации, распространение опыта работы) За отчетный период в рамках самообразования по повышению квалификации и распространению педагогического опыта участвовала - на муниципальном.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Трансляция передового опыта педагогов и Устав учреждения Уважаемые МААМовцы, сегодня Вашему вниманию представляю материал по трансляции передового опыта педагогов и изучение Устава учреждения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Распространение идей передового педагогического опыта
Опубликовано: 28 октября 2021 в 15:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД