МААМ-картинки

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Алиса Коханистова
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. От уровня сформированности этого качества во многом зависит их адаптация в коллективе сверстников. Умение взаимодействовать в паре – одно из важнейших. Оно имеет особую значимость. Трудности общения дошкольников со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в группе сверстников, тревожности, препятствуют полноценному развитию ребенка.

Публикация «Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, которая включает в себя развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с ними (п. 2.6). Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначено, что ребенок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми…способен договариваться…» (п. 4.6).

Работа в парах как нельзя лучше соответствует целям развития коммуникативных умений и нравственных качеств. Благодаря наличию общей цели, чёткому распределению обязанностей, вниманию к усилиям и успехам друг друга, ответственности за общий и лично свой результат, дети осваивают элементарные способы сотрудничать, помогать, поддерживать, принимать совместные решения, разрешать конфликты, оценивать свои и общие достижения.

Процесс развития навыков сотрудничества посредством технологии взаимодействия в паре у старших дошкольников эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:

организация совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста, усиливающей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания;

• систематическое проведение специально организованной работы с детьми, включающей в себя использование игровых упражнений, заданий, педагогических ситуаций;

• умение учитывать в ситуации взаимодействия в паре интересы сверстника;

• умение замечать эмоциональное состояние партнера и проявлять сочувствие и сострадание;

• умение в доброжелательной форме выражать согласие и несогласие с партнером, навыки культуры общения;

• умение слушать партнера.

Формированию у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к сверстнику при взаимодействии в паре способствует применение комплекса методов и педагогических средств: решение проблемных ситуаций, дидактические игры, этические беседы, анализ художественных произведений, интегрированные занятия социального направления.

Для успешного совместного выполнения задании могут быть применены следующие педагогические методы и приемы, направленные на групповое взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности :

• использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);

• формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей);

• разыгрывание проблемных ситуаций (реализуя данные ситуации, педагог воздействует на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);

• ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категории постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т. д.).

Преподаватель организует совместно взаимодействующую работу в микрогруппах по 3-4 человека в микрогруппе – преподаватель учит старших дошкольников автономно применить методы сотрудничества в общей со сверстниками работе, охватывая поручения во всех областях занятий при исследовании последующей темы, «открытии» свежего познания, метода работы. Изучение способностей общей работы исполняется не только вовремя именно образовательной работы дошкольников, но и в направлении всего дня.

Для этого применяются эти методические способы формирования готовности к общей работы :

• демонстрация «положительных» и «отрицательных» методик взаимодействия с игровым персонажем, иным взрослым, ребенком и дальнейшее их обсуждение;

• переключение интереса дошкольника со взрослым на сверстника;

• создание истории недочета материала;

создание истории выбора: поручения, метода выполнения, материала, партнёра;

выработка правил взаимодействия и фиксация их с поддержкой относительных обозначений.

В образовательной работе в группе ребят старшего дошкольного возраста были назначены надлежащие обстоятельства:

• творческие поручения, допускающие высший уровень самостоятельности ребят, способность использовать раньше приобретенные познания и умения для умозаключений необычных ситуаций;

• нетрадиционные формы организации общей работы (конкурсы, викторины, умственные игры);

организация ребят в парах, тройках, небольших группах;

• для организации общей работы можно применить эти поручения, которые имеют положительный итог общих поступков.

Они содействуют выработке убежденности для себя и находящихся вокруг. С поддержкой взрослого данных правил для игр дошкольники обучаются.

Формированию сотрудничества старших дошкольников посредством технологии взаимодействия в паре способствует и элементарная трудовая деятельность детей. Детей 5–7 лет вполне можно привлекать к коллективному элементарному труду, распределяя их по парам, в ходе которого дошкольники усваивают следующие правила: прежде чем начинать работу, необходимо договориться с товарищем; быть внимательным, замечать, нужна ли помощь товарищу по паре; понимать, что вместе работа будет выполнена и лучше, и быстрее; если трудно, то необходимо попросить товарища по паре о помощи; не мешать друг другу выполнять порученное дело. В процессе работы следует подчеркивать правильное выполнение правил, одобрить старательность, моменты взаимопомощи.

Целенаправленная и систематическая работа по формированию навыков сотрудничества посредством технологии взаимодействия в паре у старших дошкольников дает положительные результаты. Дети приобретают опыт в проявлении заботы друг о друге, установлении доброжелательного характера во взаимоотношениях. Конструктивное сотрудничество в паре выступает как стимул различных действий и поступков, которые дети совершают без постороннего влияния, с желанием, готовностью. Такое сотрудничество становится не только формой взаимоотношений, но и мотивом поведения.

Публикации по теме:

История о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огородеИстория о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огороде В нашем детском саду есть огород. Его делали всем миром для каждой группы. Охраняет этот огород, как полагается, чучело, непременный атрибут.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада»Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада» Тема: «Уборка участка детского сада» [/b] Программное содержание. Формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольниковКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алиса Коханистова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
Опубликовано: 11 января 2023 в 14:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД