Папки-передвижки

Работа по самообразованию на тему «Финансовая грамотность в дошкольном возрасте» (19 фото)

Юлия Семенова
Работа по самообразованию на тему «Финансовая грамотность в дошкольном возрасте»

План работы по самообразованию на 2020-2021гг.

Педагог: Семенова Юлия Борисовна

Тема: «Финансовая грамотность в дошкольном возрасте».

Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о потребностях;

Публикация «Работа по самообразованию на тему „Финансовая грамотность в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

2. Способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

3. Способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

4. Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

5. Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном

бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

6. Учить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

7. Организация работы с родителями по теме.

Предполагаемый результат:

Воспитатель:

оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);

повышение качества воспитательно–образовательного процесса;

участие в педсоветах, семинарах;

повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.

Родители:

повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дети:

знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

знают российские деньги;

знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;

в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;

проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство).

Практический выход:

1. Формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юный финансист».

2. Консультация для педагогов по теме «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста».

3. Показ презентации по финансовой грамотности на педсовете.

Раздел плана Сроки Форма работы Практический выход

Изучение методической литературы:

1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева;

2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017;

3. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с. ;

4. Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017г. № 8. С. 349–351;

5. Образовательная программа "Азы финансовой культуры для дошкольников". Пособие для воспитателей ФГОС ДО/Л. В. Стахович, Л. Ю. Рыжановская, Е. В. Семенкова: Вита-Пресс, 2018 г.

6. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб. : Свое издательство, 2015. С. 39–41.

7. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

8. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005. 256 с. 9. Изучение передового педагогического опыта: в ходе работы над темой рассматривались идеи исследователей Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой. 10. Значимы для исследования работы Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование;

11. Конспекты занятий Смоленцевой А. А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок». Изучение методической литературы

Работа с детьми : 1. Беседа «Почему взрослые работают? Труд и продукт труда». Загадки о труде и профессиях.

2. Занятие «Почему взрослые работают.

3. Занятие «Юные финансисты».

4. Просмотр презентаций «История денег», «Деньги стран мира».

5. Занятие «Дети и деньги».

6. Игровое занятие

«Путешествие в сказочную страну Финансов».

7. Занятие «Азбука денег».

8. Занятие «Открываем супермаркет». Игра "Хочу" и "надо". Игра «Помощники или угадай, какая это профессия». Творческая игра «Сделай рекламу».

9. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

10. Занятие «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике».

11. Занятие «Приключения Грамотея и Капризки».

12. Игровое занятие «Бартер».

Работа с родителями : 1. Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах».

2. Консультация для родителей «Дети и деньги».

3. «Сказки, ориентированные на освоение экономических понятий».

Подбор библиотеки

Работа с педагогами : 1. Консультация для педагогов «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста».

«Финансовая грамотность в дошкольном возрасте».

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом -

Приучай его с детства заниматься трудом,

Чем он раньше познает, как хлеб достаётся -

Тем полезней ему будет в жизни потом.

Пояснительная записка

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие, искусство пользоваться.

В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 5-7 годам элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые зачастую не имеют методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего мыслить финансово-экономическими категориями. Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде, чем обучать ребенка, взрослым есть смысл задуматься о самых простых операциях и

поступках. Следовательно, финансовая грамотность детей, в первую очередь зависит от их родителей, того, какую культуру грамотности они передали своим детям.

Актуальность выбранной темы по самообразованию

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Целью работы по самообразованию является повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о потребностях;

2. Способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

3. Способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

4. Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

5. Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном

бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

6. Учить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

7. Организация работы с родителями по теме.

Выводы по окончанию работы по теме самообразования «Финансовая грамотность в дошкольном возрасте».

Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Тема финансовая грамотность является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам финансовых знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическо-финансовое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных финансовых отношениях.

Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика и финансы занимают в окружающей его действительности.

Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Практические методы работы предполагают выполнение разнообразных практических действий с дидактическим материалом. В ходе упражнений ребенок выполняет практические и умственные действия. В практические упражнения, как правило, всегда включаются игровые элементы. При формировании экономических знаний упражнения используются для закрепления знаний о назначении цены, подсчете доходов и расходов, составлении бюджета, подсчете прибыли и убытков сказочных героев в игровых ситуациях. Упражнения такого рода могут быть репродуктивными, основанными на воспроизведении способа действия, полностью регламентируемого педагогом в виде образца, предписания, инструкции, правила, алгоритма, определяющего, что и как надо делать (технология изготовления продуктов труда, и продуктивные упражнения, которые характеризуются тем, что способ действия дети должны полностью или частично открыть сами (например, придумать способ безотходной технологии приготовления блюда из картофеля и др.).

Задачи, которые хотелось бы поставить перед собой и продолжить данную тему на следующий учебный год:

С педагогами:

1. Совершенствовать использование знаний по финансовой грамотности в повседневной работе с детьми и родителями при создании в ДОУ предметно-развивающей среды в играх и образовательной деятельности детей.

2. Разработать тематику деловых игр, практикумов, тренингов с целью решения сложных педагогических ситуаций, возникающих в повседневной жизни.

3. Координировать взаимодействие всех педагогов по физвоспитанию - в реализации знаний по финансовой грамотности ребенка в детском саду.

4. Собрать с помощью родителей и воспитателей видеотеку и библиотеку для знакомства детей с экономическими и финансовыми понятиями.

С детьми:

1. Создание условий для обеспечения экономических и финансовых знаний детьми;

2. Совершенствование финансовых знаний детей и потребности в получении новых знаний;

3. Умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права;

С родителями:

1. Использование экономических моделей поведения в системах ребенок-ребенок, ребенок-взрослый;

2. Повышение правосознания родителей через изучение нормативных документов;

3. Создание условий для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

Заключение: анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного финансового воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.

Список литературы:

1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева;

2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017;

3. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с. ;

4. Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017г. № 8. С. 349–351;

5. Образовательная программа "Азы финансовой культуры для дошкольников". Пособие для воспитатателей ФГОС ДО/Л. В. Стахович, Л. Ю. Рыжановская, Е. В. Семенкова: Вита-Пресс, 2018 г.

6. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб. : Свое издательство, 2015. С. 39–41.

7. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

8. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М. : «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

9. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005. 256 с. 10. Изучение передового педагогического опыта: в ходе работы над темой рассматривались идеи исследователей Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой. 11. Значимы для исследования работы Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование;

12. Конспекты занятий Смоленцевой А. А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок».

Работа по самообразованию на тему «Финансовая грамотность в дошкольном возрасте»
Фото «Финансовая грамотность в дошкольном возрасте»
Работа по самообразованию на тему - фото
План работы по самообразованию на гг Педагог Семенова Юлия Борисовна Тема Финансовая грамотность деньги Экономическое воспитание Финансовая грамотность в дошкольном возрасте Цель повысить свой профессиональный уровень систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста Экономическое воспитание Темочки Способствовать формированию первоначальных представлений о труде Способствовать формированию первоначальных представлений о купле продаже товаров Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена платежа и накопления Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике Учить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях Организация работы с родителями по теме Родители повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Практический выход Формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Юный финансист Консультация для педагогов по теме Финансовая грамотность детей дошкольного возраста
Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей»Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность»Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.

План работы по самообразованию «Организация проектной деятельности в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с №8 «Золотой ключик» Горбатовской Татьяны Владимировны Тема: «Организация.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Экологическая беседа на тему «Поможем природе» в старшем дошкольном возрастеЭкологическая беседа на тему «Поможем природе» в старшем дошкольном возрасте Экологическая беседа на тему «Поможем природе» в старшем дошкольном возрасте Эту беседу можно начать с разговора о том, какую конкретную.

Библиотека изображений:

Публикация Работа по самообразованию на тему «Финансовая грамотность в дошкольном возрасте» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Семенова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Работа по самообразованию на тему «Финансовая грамотность в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 28 мая 2021 в 08:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД