Папки-передвижки

Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста «Вода и я»

Каширская Екатерина Александровна
Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста «Вода и я»

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…. 3

I раздел

Учебно-тематический план программы для детей 3-4 лет….6

Учебно-тематический план программы для детей 4-5 лет…. 8

II раздел

Содержание программы для детей 3-4 лет…10

Содержание программы для детей 4-5 лет…. 10

III раздел

Методическое обеспечение…. 11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста „Вода и я“» размещена в разделах

Формирование здоровья ребенка, полноценное развитие его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии, такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.

Занятия в бассейне являются уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Они имеют огромное воспитательное значение, создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.

Актуальность и педагогическая целесообразность.

Одно из важнейших значений занятий в бассейне детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны.

Цели и задачи.

Цель – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

Задачи:

1. учить детей не бояться воды,

2. освоение различных видов передвижения в воде,

3. воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др. ,

4. воспитание привычки и любви к пользованию водой, потребности в дальнейших занятиях плаванием,

5. формирование стойких гигиенических навыков.

В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового социального опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка. Предусматриваются основные требования к организации проведения занятий в бассейне, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил.

Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям в бассейне на всех этапах обучения, стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы

- Конвенцией о правах ребёнка, 2012г. ;

- Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;

- Законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29.12.2012г

- Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации)

- СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Возраст детей.

Данная программа предназначена для детей 3-4 и 4-5 лет.

Сроки реализации программы.

Сроки реализации рассчитаны на два года обучения.

Организация и санитарно-гигиенические условия проведения занятий в бассейне по программе «Вода и Я»

Успешность обучения дошкольников по программе «Вода и Я» и степень ее оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила.

Обучение детей дошкольного возраста по данной рабочей программе проходит в крытом малоразмерном бассейне, расположенных в здании МАДОУ №30 детский сад «Знайка» г. Рязань.

Обучение организуется во второй половине дня один раз в неделю, не ранее чем через 40 мин после еды. Каждое занятие предусматривает распределения детей по подгруппам, в зависимости от возраста детей и от конкретных условий.

Таблица 1

Длительность занятий в разных возрастных группах в течении года

Возрастная группа Количество

подгрупп Число детей

в подгруппе Длительность занятий, мин.

в одной подгруппе во всей группе

Вторая младшая 2 12-13 от 10-15 до 20 от 20-30 до 40-60

Средняя 2 12-13 от 15-20 до 25-30 от 30-40 до 50-60

Длительность обучения в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается.

Большая роль в подготовке и проведении занятий по программе «Вода и Я» отводится воспитателям групп. Воспитатели групп работают в тесном контакте с руководителем и медицинским персоналом. Они ведут работу в своей группе : следят за выполнением расписания, готовят воспитанников к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.

Воспитатель перед занятием проверяет наличие у детей всех плавательных принадлежностей, помогает детям подготовить все необходимое. Воспитатель сопровождает детей в бассейн, под его присмотром дети раздеваются, надевают плавательные шапки и готовятся к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а также при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому, для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить, охлаждения детей и необходима помощь воспитателя

Роль воспитателя очень важна при организации занятий в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков.

При проведении занятий осуществляется медико-педагогический контроль над воспитанием и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.

Санитарно-гигиенические условия проведения занятий включают следующее:

- освещенные и проветриваемые помещения;

- ежедневная смена воды;

- текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;

- анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией.

Таблица 5

Санитарные нормы температурного режима в бассейне.

Возрастная группа Температура

воды (0С) Температура воздуха (0С)

Вторая младшая + 30… +320С +26… +280С

Средняя + 28… +290С +24… +280С

Обеспечение безопасности на занятиях по программе «Вода и Я»

До начала организации занятий в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям.

Обеспечение безопасности при организации занятий с детьми дошкольного возраста включает следующие правила.

- Обучение проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены.

- Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния.

- Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется.

- Не проводить занятия с группами, превышающими 10-12 человек.

- Допускать детей к занятиям только с разрешения врача.

- Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости толькос разрешения преподавателя.

- Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее.

- Научить детей пользоваться спасательными средствами.

- Во время занятий внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку.

- Обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении занятий.

- Не проводить занятия раньше, чем через 40 минут после еды.

- При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинениегуб) вывести ребенка из воды и дать ему согреться.

- Соблюдать методическую последовательность обучения.

- Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка.

- Не злоупотреблять возможностями ребенка.

- Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности занятий по данной программе.

Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:

- внимательно слушать задание и выполнять его;

- входить в воду только по разрешению преподавателя;

- спускаться по лестнице спиной к воде;

- не стоять без движений в воде;

- не мешать друг другу, окунаться;

- не наталкиваться друг на друга;

- не кричать;

- не звать нарочно на помощь;

- не топить друг друга;

- не бегать в помещении бассейна;

- проситься выйти по необходимости;

- выходить быстро по команде преподавателя.

Соблюдение правил поведения в бассейне с детьми дошкольного возраста способствует обеспечению безопасности при проведении занятий по программе «Вода и Я».

Таблица 6

I раздел

Учебно-тематический план программы

для детей 3-4 лет.

Блок Тема занятий Количество часов в неделю Количество часов

«Освоение в воде»

1. Организационный вход в воду (индивидуально) 2 8

2. Плескание 1

3. Движение руками в воде 2

4. Игры, связанные с привыканием к воде и взаимодействием с ней 3

«Передвижение в воде по дну бассейна разными способами»

5. Передвижение по дну бассейна шагом, бегом, прыжками. 2 6

6. Передвижение по дну бассейна изученными ранее способами в сочетании с движениями рук 2

7. Игры в воде, связанные с передвижением по дну бассейна различными способами 2

«Передвижение и ориентировка в воде, погружение в воду 8. Приседание в воде 2 8

9. Опускание лица в воду 2

10. Погружения в воду с опорой 2

11. Игры, связанные с погружением в воду, передвижением и ориентировкой в воде 2

«Выдохи в воду» 12. Выдох перед собой в воздух 1 3

14. Выдох на воду 1

15. Игры с использованием воздуха в воду 1

Итого в год: 25 часов.

Таблица 7

Учебно-тематический план программы для детей 5-6 лет.

Блок Тема занятий Количество часов в неделю Количество часов

«Организационный вход в воду» 1. Организационный вход в воду (индивидуально) 1 5

2. Поточный вход в воду 1

3. Умывание в воде бассейна 1

4. Движения руками в воде 1

5. Игры, связанные с привыканием к воде и взаимодействием с ней 1

«Передвижение в воде по дну бассейна разными способами» 6. Передвижение по дну бассейна шагом 1 5

7. Передвижение по дну бассейна бегом 1

8. Передвижение по дну бассейна прыжками 1

9. Передвижение в воде по дну бассейна изученными ранее способами в сочетании с движениями рук 1

10. Игры в воде, связанные с передвижением по дну бассейна различными способами 1

«Погружение в воду с открыванием глаз» 11. Опускание лица в воду 1 7

12. Открывание глаз в воде 1

13. Приседание в воде 1

14. Погружение в воду (с опорой) 1

15. Погружения в воду (без опоры) 2

16. Игры, связанные с погружением в воду 1

«Выдохи в воду» 17. Выдох в воду 1 2

18. Игры с использованием выдоха в воду 1

«Лежание в воде на груди и на спине» 19. Лежание на груди 2 6

20. Лежание на спине 2

21. Игры, связанные с лежанием на груди и на спине 2

Итого в год: 25 час.

II раздел

Содержание программы для детей 3-4 лет

Блок «Освоение в воде». Познакомить детей с бассейном, с правилами поведения и гигиены в бассейне, с водой; воспитывать безбоязненное отношение к воде. Приучать детей входить в воду, самостоятельно, не бояться брызг, не вытирать лицо руками.

Блок «Передвижение в воде по дну бассейна разными способами». Продолжать приучать детей самостоятельно входить в воду; упражнять в выполнении разных движений в воде: активно передвигаться шагом, бегом, прыжками.

Блок «Передвижение и ориентировка в воде, погружение в воду». Приучать детей смело входить в воду, самостоятельно опускать лицо в воду, не бояться воды.

Блок «Выдохи в воду». Приучать смело опускать лицо в воду, не бояться воды выполняя выдох в воду.

Содержание программы для детей 4-5 лет.

Блок «Организационный вход в воду». Рассказать детям о пользе плавания, ознакомить с помещением бассейна, поведением в нем. Познакомить с правилами поведения на воде. Воспитывать безбоязненное отношение к воде.

Блок «Передвижение в воде по дну бассейна разными способами». Совершенствовать различные виды движений в воде.

Блок «Погружение в воду с открыванием глаз». Учиться погружаться в воду, не бояться открывать глаза.

Блок «Выдохи в воду». Приучать детей не бояться делать выдохи в воду.

Блок «Лежание в воде на груди и на спине». Обучать лежанию на груди и на спине. Способствовать усвоению навыков личной гигиены.

III раздел

Методическое обеспечение программы

1. Булгакова Н. Ж. Плавание : Пособие для инструктора – общественника / Н. Ж. Булгакова. - М. : Физкультура и спорт, 1984.-160 с.

2. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников : Учебно-методическое пособие/Л. Н. Волошина. – М. :АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).

3. Галицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н. С. Галицина. - М. :, 2005.-143с.

4. Глазырина Л. Д. Физическая культура - дошкольникам : программа и программные требования : Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Д. Глазырина. - М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.

5. Козлов А. В. Плавание : Учебная программа/А. В. Козлов. - М. : Просвещение, 1993

6. Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л. Е. Микулин. – М. : Физкультура и спорт,1974.-95 с. - (Азбука спорта).

7. Макаренко Л. П. Юный пловец. /Л. П. Макаренко. - М. :Физкультура и спорт, 1983.-288с.

8. Осокина Т. И. Как учить детей плавать : Пособие для воспитателя детского сада / Т. И. Осокина. - М. : Просвещение, 1985.-80 с.

9. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду : Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. - М. : Просвещение, 1991.-158 с.

10. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.

11. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ : Методическое рекомендации / С. Д. Сажина. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- 112 с. - (Библиотека руководителя ДОУ).

12. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста : Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. -М. :ТЦ Сфера, 2005.-176 с. -(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

13. Маханева М. Д., Баранова Г. В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).

14. Петрова Н. Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н. Л. Петрова, В. А. Баранов. – М. : «Издательство ФАИР», 2008.-120 с.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа по обучению детей дошкольного возраста (4–7 лет) степ-аэробике Дополнительная общеобразовательная программа по обучению детей дошкольного возраста (4-7 лет) степ-аэробике «Волшебные ступеньки» Нормативный.

Рабочая программа для детей 5–7 лет по обучению грамоте и чтению «Как хорошо уметь читать!» Содержание: Пояснительная записка….3 1. Целевой раздел…. 4 1.1. Цели,задачи,реализации программы….4.

Рабочая программа дополнительного образования «Зеленые друзья» для детей старшего дошкольного возрастаРабочая программа дополнительного образования «Зеленые друзья» для детей старшего дошкольного возраста Предоставляю вашему вниманию рабочую программу кружка по экологии "Зеленые друзья". Занимаясь в кружке дети узнают много нового и интересного.

Рабочая программа «Край родной» для детей старшего дошкольного возраста П Р О Г Р А М М А По предмету «Родной край» Для детей 5 лет СОСТАВИТЕЛЬ: Педагог дополнительного образования Л. Г. Чепенко.

Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Оригами» Пояснительная записка Цель современного дошкольного образования – это воспитание и развитие личности ребенка, его творческих способностей.

Рабочая программа на тему «Дидактические игры как средство развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских.

Рабочая программа педагога-психолога для детей дошкольного возраста «Релаксация» ПРОГРАММА «Релаксация» педагога-психолога Тулушевой Ю. Ю. Форма занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 мин. Основная форма занятий.

Рабочая программа по обучению детей основам ПДД СОДЕРЖАНИЕ I. Пояснительная записка II. Перспективный план III. Планируемые результаты IV.Приложение 1 V. Приложение 2 VI. Литература.

Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

Рабочая программа «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста» 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают.

Библиотека изображений:

Публикация Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста «Вода и я» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Каширская Екатерина Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста «Вода и я»
Опубликовано: 10 апреля 2017 в 22:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД