Получи документы

Рабочая программа театральной студии

Марина Брыксина
Рабочая программа театральной студии

Рабочая программа театральной студии

В последнее время совершается активное реформирование системы дошкольного воспитания: увеличивается сеть альтернативных дошкольных учреждений, разрабатываются новые программы дошкольного воспитания, оригинальные методические материалы. В свете этих прогрессивных перемен развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда предоставляется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Впрочем, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованная деятельность этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Публикация «Рабочая программа театральной студии» размещена в разделах

Одно из достоинств раннего возраста — это повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Известный отечественный психолог В. В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Преобладание эмоций в оценке мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выставляет эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, ее «центрального звена» (Л. С. Выготский).

О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. А. С. Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.

Театр — один из наиболее демократичных и приемлемых для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, сопряженные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскованности. Развитию эмоциональной сферы ребенка, как одной из главных задач театрализованной деятельности отдается довольно много внимания.

Программа придерживается различных форм организации театральной деятельности : специально организованная – в которой основная роль принадлежит педагогу, и самостоятельная игровая деятельность - при минимальном участии педагога.

Программа направлена на то, чтобы ребенок активно включался в театральную деятельность, эмоционально относился к действующим лицам и их поступкам, проявлял желание подражать положительным героям и быть не похожими на отрицательных.

В студии «Малышарики» дети обогащают свой запас знаний о театрализованной игре, как об одной из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей и творческие способности.

Воспитание потребности взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, решение задач эмоционального, познавательного, речевого, художественно-творческого развития - все это делает Программу актуальной на сегодняшний день.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы – создание благоприятных условий для успешной адаптации к новой социальной ситуации развития, развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

• Способствовать эмоциональному развитию ребенка.

• Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

• Развивать речевые навыки.

• Формировать опыт социальных навыков поведения.

• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

• Привлекать родителей к активному участию в качестве исполнителей в спектаклях, изготовителей декораций и костюмов.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена с учетом важнейших дидактических принципов организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:

• Принцип психологической комфортности – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

• Принцип творчества. Максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

• Принцип целостного представления о мире. Личностное отношение ребенка к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

• Принцип вариантности. Предполагает понимание детьми возможности различных вариантов решения задач.

• Принцип доступности. Учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала к возрасту.

• Принцип систематичности и последовательности. Постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных норм.

• Принцип наглядности. Учет особенностей мышления.

• Принцип динамичности. Интеграция Программы в разные виды деятельности

• Принцип дифференциация. Учет возрастных особенностей; создание благоприятной среды для реализации театрализованной деятельности, организации театрализованных игр

1.4. Характеристики особенностей развития детей раннего возраста.

Программа предназначена для работы с группой детей от 1 года 6 месяцев до 3 лет. Период раннего детства - чрезвычайно интенсивный в плане развития: физического, психического, социального; у ребенка формируются фундаментальные личностные образования, в том числе и эмоции. Ни в какой иной возрастной период психика ребенка не будет развиваться так динамично. Это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие.

В этом возрасте ребенок осваивает общественно-выработанные способы восприятия окружающих его предметов. Первоначально это происходит в непосредственном общении и взаимодействии с взрослым, а затем самостоятельно. Как указывал выдающийся отечественный психолог Д. Б. Эльконин, ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, не непосредственна, она опосредована образом действия; при этом процесс формирования образа действий с предметом есть одновременно и процесс отождествления ребенка с взрослым.

Классики отечественной детской психологии указывали не только на возможности, но и на конкретные механизмы детского изобразительного действия в раннем возрасте, однако в настоящее время именно этот возраст обделен вниманием педагогов, занимающихся развитием творческих способностей у детей, в частности, средствами театрализованной деятельности.

Действительно, в раннем возрасте театрализованная деятельность близка к игре. Но в отличии от игры, она осуществляется на основе готовых сюжетов, реплик, движений. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся в играх-забавах, в хороводах, при выразительном чтении взрослым стихов и сказок. Что бы пробудить фантазию ребенка, можно обратиться к самым повседневным, знакомым объектам окружающего мира.

Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точной передачи характерных особенностей персонажа. Гораздо важнее-желание ребенка желание участвовать в театрализованной деятельности, его эмоциональный отклик.

На третьем году жизни условное, мнимое действие ребенка становится началом любого творчества. Взрослый побуждает малыша изображать, как мишка косолапый ходит, как киска мяукает, как зайчик прыгает. Очевидно то, что развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками будет способствовать и освоению предметно-орудийной деятельности, и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение.

Однако следует помнить, что развитие творческих способностей ребенка средствами театрализованной (или любой иной) деятельности - это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности. В связи с этим следует отметить возможный вклад театрализованной деятельности в актуализацию двух важнейших потребностей, которые, по мнению Л. И. Божович, «пробуждаются» в этом возрасте и направляют развитие личности ребенка:

1) потребность в новых впечатлениях;

2) потребность в самоутверждении.

Первая - проявляется в любознательности, стимулирует развитие восприятия, речи, мышления, воображения. Вторая - стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремление заслужить поощрения взрослого. Однако только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.

В раннем детстве в жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. По мнению А. И. Захарова, «именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока». У ребенка существует повышенная потребность в эмоциональном признании окружающих и, в первую очередь, родителей.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами, развиваются действия соотносящие и орудийные.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они совершенствуются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Ранний возраст - возраст зарождения сюжетно-ролевой игры.

Задача воспитателя формировать в этом возрасте предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками. Также воспитатель должен учить выполнять несколько игровых действий, объеденных сюжетной канвой. Подводить к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.

К третьему году основной формой мышления становится наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувство гордости, стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Таким образом, ранний возраст - важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У детей формируются представления об доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.

1.5. Планируемые результаты реализации Программы

Успех реализации Программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

- готовностью педагогов и родителей воспитанников к открытию уникальной художественной культуры через театрализованную деятельность;

- определение совместного пути взрослых и детей в мир театральной культуры.

Ожидаемые результаты освоения Программы :

• У ребенка развита эмоциональная отзывчивость на музыку, мультфильмы, литературные произведения;

• Развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

• Охотно включается в игры-импровизации, игры-драматизации.

• Появляется желание выступать перед зрителями.

• Развита способность к созданию выразительного образа в этюдах, играх-драматизациях, песенных и танцевальных импровизациях.

• Появляется умение взаимодействовать с партнером

• Развито умение создать образ с помощью куклы.

2. Организация деятельности по Программе

Программа рассчитана на 1 год. Для успешного освоения Программы численность детей в группе должна составлять не более 7 воспитанников. Деятельность проводится для детей 1 г. 6 мес. – 3 лет по 10 минут.

Тематический план организации деятельности по Программе

1-2 «Давайте познакомимся»

3-4 «Ладушки-ладушки, пекла бабушка оладушки»

5-6 «Варись, варись, кашка (Угостим бабушку)

7-8 «Коза -хлопота»,«Идет коза рогатая»

9-10 «Мишка-косолапый», «Мишка-лежебока»

11-12 «Почему медведь зимой спит»

13-14 Знакомство со сказкой «Репка

15-16 Драматизация сказки «Репка»

17-18 «Жил-был зайчик», «Заинька, походи»

19-20 «Мы на луг ходили»

21-22 «Мы делили апельсин»

23-24 «Курочка - красавица у меня жила»

25-26 «Вышла курочка гулять»

27-28 «Сказка о глупом мышонке»

29-30 «Мышата и котята»

31-32 «Кто в гости к нам пришел?»

3. Содержание рабочей программы дополнительного образования.

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности. Следовательно, надо строить всю педагогическую деятельность исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании.

Русские народные игры и потешки способствуют развитию интеллекта и речи. Малышам полезно напевать песенки, делая массаж каждому пальчику, загибать их, повторяя слова снова и снова. Слова напеваются ритмично, выполняя движения руками в такт песенке или стихотворению. Очень важно играть с интересом, весело, подчеркивать слова, менять скорость рассказа и тембр голоса. Скоро ребенок запомнит связь между словами и движениями и сам станет стараться повторять их со взрослыми.

Любое детское стихотворение может стать основой для пальчиковой игры. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. игры с пальчиками помогают развить в ребенке сообразительность, воображение, фантазию, усидчивость, память, внимание. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Уже годовалому крохе полезно играть со взрослыми в забавные и веселые игры.

Дети от года до двух хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. С помощью пальчиков можно объяснить и показать все от игрушек до чисел и букв. Научившись изображать с помощью пальчиков знакомые предметы, игрушки, животных, ребенок начнет придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков.

Ребенку 2-3 лет нравятся игры с энергичными движениями рук - «забиваем гвозди», «пилим стол», «месим тесто».

Виды театра для детей раннего возраста.

Пальчиковый театр.

Кукольный театр.

Театр рукавичек

Театр резиновой игрушки

Театр картинок (фланелеграф)

Театр кружек

Театр народной игрушки

Все выше перечисленные виды театров направлены на развитие речи, мелкой моторики рук (пальчиковые игры, пальчиковый театр, перчаточный, театр рукавичек, на развитие воображения, памяти, творческих способностей детей раннего возраста.

Также представленные виды театров будут способствовать звукоподражательной, звукопроизносительной стороне речи, грамматическому строю языка.

Система управления театральными куклами.

Для всех видов кукольных театров способ управления один и тот же. Игрушка должна «ожить» в руках взрослого и начать «разговаривать» с малышами. Для этого во время чтения потешки, пения песенки или участия в сказке кукла должна в такт речи взрослого плавно покачиваться, общаясь с детьми. Если нужно управлять одновременно двумя игрушками, то та, которая в данный момент «говорит», покачивается, а другая в это время замирает в руках взрослого и внимательно «слушает». Затем наоборот, та, которая «слушала», начинает плавно покачиваться в ритме речи взрослого, а другая в это время внимательно «слушает». Прежде чем показать детям какую-либо сказку, нужно провести этюды с куклами, то есть познакомить малышей с каждым героем поочередно: показать куклу, назвать ее, предложить малышам потрогать ее, рассмотреть вместе с ними все ее части, (например, где у нее глазки, носик, ротик, ушки, хвостик, дать детям самим внимательно изучить игрушку, поиграть с ней. Затем нужно прочитать им потешку, спеть песенку о данном персонаже (лучше не один, а несколько раз подряд). Показывать одну и ту же игрушку нужно также несколько раз, при этом внимательно наблюдать за реакцией детей. Когда станет ясно, что дети хорошо «изучили» данную игрушку, можно показывать следующую и так далее. После того, как малыши познакомятся со всеми персонажами, можно начинать показ самой сказки.

Спектакль должен сопровождаться песенками героев или народными мелодиями. Очень хорошо знакомить детей с новыми сказками, но и периодически возвращаться к хорошо знакомым. Для детей это будет настоящим подарком. Они с радостью вспомнят сказку, узнав полюбившихся персонажей, будут активно реагировать на происходящее, хлопая в ладошки, болтая ножками, улыбаясь и героям, и ведущим.

После просмотра каждого спектакля можно прочитать малышам одноименную сказку и вместе рассмотреть иллюстрации, повторяя пройденный материал. Пусть дети покажут на картинках героев сказки, а также продемонстрируют, как рычит волк, как блеет коза, как кудахчет курочка, как лает собачка.

Виды театров многообразны, они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и делают жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.

Публикации по теме:

Анализ работы театральной студии за 2014–2015 учебный год Одним из творческих объединений дополнительного образования, создающим благоприятные условия обучения и воспитания в 2014-2015 учебном году.

Фотоотчёт выступления детей театральной студии на утреннике со сценкой «Кто в доме главный?»Фотоотчёт выступления детей театральной студии на утреннике со сценкой «Кто в доме главный?» Фотоотчёт выступления детей театральной студии на утреннике со сценкой "Кто в доме главный?"После предыдущего фотоотчёта многие педагоги.

Программа студии музыкального развития детей «Веселые нотки» ВидеоПрограмма студии музыкального развития детей «Веселые нотки» Видео Программа студии музыкального развития детей «Веселые нотки» Уважаемые коллеги, я думаю, что всем родителям и нам, педагогам, хочется, чтобы.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 классаРабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 класса Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Сценарий поздравления для пап театральной студии на празднике «Защитники Отечества» (старшая группа)Сценарий поздравления для пап театральной студии на празднике «Защитники Отечества» (старшая группа) Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию "поздравительную открытку" к празднику "Защитники Отечества". Дети заходят в зал под песню-речевку.

Библиотека изображений:

Публикация Рабочая программа театральной студии (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Брыксина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рабочая программа театральной студии
Опубликовано: 15 октября 2020 в 17:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД