Лучший педагог года

Рабочая программа «Сказкотерапия»

Керн Алла Викторовна
Рабочая программа «Сказкотерапия»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия»

Срок реализации программы (на 2018-2019 учебный год)

Составитель: Керн А. В.

Пояснительная записка.

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.

Евгений Шварц

Публикация «Рабочая программа „Сказкотерапия“» размещена в разделах

Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, к Тематический план кружковой работы «В гостях у сказки» предназначен для работы с детьми от 5 до 6 лет. Программа включает в себя пальчиковые игры, игры драматизации по сказкам, чтение сказок, фольклора, конкурс чтецов, викторины, игры на звукоподражание, игры-фантазии. Данная программа предназначена для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливост.

Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения.

Цели и задачи кружка:

Цель: нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы; развитие творческих способностей, фантазии детей; содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими детьми;

Задачи :

Для детей:

познакомить с творчеством русского народа, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей;

развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

снизить уровень тревожности и агрессивности;

развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций.

Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы направленности (логопедической, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу!

Следует отметить особенности выбора сказки : используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Репка», «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Каша из топора»; «Гуси – лебеди»; «Хаврошечка» и т. д.

сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;

возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы следующие условия:

наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, канцтовары);

практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.);

консультации для педагогов и родителей ( цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки);

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются :

диалоговые взаимоотношения, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;

взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;

Основные этапы применения сказкотерапии.

- Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Необходимо разъяснить родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать тёплую задушевную атмосферу в доме.

Для родителей:

создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка;

развитие совместного творчества родителей и детей;

развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки : любимого сказочного героя, сказочную страну, «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев», что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии.

Решение сказочных задач. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Работа со страхами детей (для детей логопедической группы характерна неуверенность в своих способностях, умении, стеснение, страх неправильно произнести слово). Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку дается возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов. Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок.

Занятия с детьми проводятся в течении одного года в объеме 34 часа с интервалом 1 раз в неделю во второй половине дня с старшей группой детей.

Предполагаемый результат:

развитие интереса к русской литературе;

развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

совершенствование выразительности и связной речи детей;

содействие творческому развитию детей;

развитие эмоциональной отзывчивости;

гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Основные этапы реализации кружка:

Подготовительный:

опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки;

обсуждение кружковой деятельности, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации кружка.

Совместная деятельность детей и воспитателя:

1. Чтение сказок, фольклора;

2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;

3. Игры- драматизации по сказкам;

4. Конкурс чтецов отрывков из произведений;

5. Игры на звукоподражание;

6. Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку.»;

7. Оформление детских работ по сказкам.

Самостоятельная деятельность детей:

1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок;

2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам

(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).

Совместная деятельность детей и родителей:

1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам;

2. Заучивание отрывков из сказок;

3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению

игрушек, поделок, рисунков по сказкам;

4. Изготовление костюмов для игр- драматизаций;

Заключительный этап:

1. Оформление выставки «По дорогам русских сказок»;

2. Развлечение «Что за прелесть эти сказки;

3. Подведение итогов кружковой деятельности.

Календарно- тематический план кружковой работы

недели Тема занятия Игровые упражнения

Программные задачи

Сентябрь

1

Знакомство с русской народной сказкой. Игра «Гори-гори ясно» Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание их читать. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству

2 Русская народная сказка «Репка» Игровое упражнение

«Угадай, из какой я

сказки?» Учить детей фантазировать,

самостоятельно придумывать образы

сказочных героев, описывать их

внешний вид. Развивать словарный

запас.

3 Сказка «Репка» (на новый лад). Игры на звукоподражание. («доскажи словечко» и др.) Познакомить детей с музыкальной

сказкой. Распределять роли между

собой. Разучить с детьми песенку к

музыкальному вступлению.

4

Чтение русской народной сказки «Петушок золотой гребешок» Игра «Живые слова»

Познакомить детей со сказкой,

учить осмысливать идею сказки, характер персонажей, обогащать словарный запас детей.

Октябрь

1

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Закреплять знания о съедобных и не съедобных корнях и вершках.

2

Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь»

Игра «Закончи фразу» Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения.

3

Чтение русской народной сказки «Лиса и козел» Игра «Зайцы и лиса» Развивать у детей образное мышление, фантазию.

4

Литературная викторина. Игра "Чьи слова?" Продолжать прививать у детей любовь к русским народным сказкам.

Ноябрь

1

Чтение русской народной сказки «Финист – ясный сокол» Игра «Прилетели птицы» Продолжать знакомить детей с волшебными сказками как литературным жанром. Учить выявлять образный строй волшебной сказки и структуру сюжета.

2

Фланелеграф по сказке «Гуси лебеди». Игра «Гуси-лебеди»

Игра - ассоциация «Страх» Развивать монологическую и диалогическую речь.

3

Лепка любимых героев из сказки «Гуси лебеди» Игра «Удивительные превращения» Учить детей давать характеристику любимому герою из сказки. Развивать творческие способности

4

Чтение русской народной сказки «Лев, щука и человек» Игра «Назови сказку по главному герою» Учить прислушиваться к советам друзей, не забывать об осторожности, не доверять безоговорочно новым знакомым и не рисковать собой без оснований к этому.

Декабрь

1

Чтение русской народной сказки «Морозко»

Игра «Работа с чувствами» Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним.

чувствах, которые испытывали герои сказки и что испытывают они сами

2

Викторина по математике «Герои сказок в цифрах». Игра «Ящик-загадка»

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

3

Родительское собрание «По дорогам сказок». Игра: «Красная Шапочка»

Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, приобщение родителей к русскому народному творчеству.

4

Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц» Игра: «Волк и козлята»

Воспитывать доброжелательность, закладывать основы доброты и дружелюбия.

Январь

1

Чтение русского фольклора Игра «Муха- Цокотуха»

Учить детей понимать значение русского фольклора, использовать в самостоятельных играх детей.

2

Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игра –драматизация по сказке «Снегурочка». Учить детей интонационно и мимически выражать настроение героев, добиваться четкости при пересказе текста сказки.

3

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Словесная игра «Кто где живет»

Учить детей узнавать героев по характерным признаками. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Развивать у детей память.

4

Чтение русской народной сказки «По щучьему велению» Игра «Необыкновенные путешествия»

Учить трудолюбию, вниманию, ловкости, ответственности за свои слова и умению понимать свои желания вовремя.

Февраль

1

Чтение сказки «Каша из топора». Игра «Волшебные предметы»

Формирование эстетического восприятия посредством русского народного фольклора

2

Аудиозапись сказки «Каша из топора» Игра «Найди ошибку» Развить творческое воображение и фантазию.

3

Рассказывание сказки «Лиса и кувшин»

«Волшебные предметы» Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки.

4

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Игра «Найди!» Учить детей выполнять свои обязанности добросовестно.

Март

1

Сказки, придуманные детьми Игра: «Дополни имя» Учить детей самостоятельно придумывать сказки из личного опыта. Развивать творческое воображение, фантазию.

2

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». Игра «Отгадай загадку» Знакомить детей с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам народа.

3

Прослушивание аудио записи сказки «Царевна-лягушка». Игра- драматизация по сказке «Царевна-лягушка». Воспитывать у детей чувство дружбы и коллективизма.

4

Чтение русской народной сказки «Баба –Яга» Игра «Волшебные слова» Формировать умение быть внимательными, острожными, смелыми, сочувствовать чужому горю и полагаться в трудностях на собственные силы.

Апрель

1

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Игра «Разрезные картинки» Продолжать развивать нравственно-эстетическое восприятие русских народных сказок. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

2

Изготовление с детьми настольного театра по сказке «Хаврошечка». «Отгадай сказку» Развивать творческие способности у детей.

3

Чтение русской народной сказки «Сивка-Бурка» Игра «Волшебные предметы» Учить детей узнавать героев по характерным признаками. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

4

Рисование «Моя любимая сказка». Игра «Закончи»

Выставка детских рисунков. Развивать творческое воображение у детей.

Май

1 Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

Игра «Угадай, из какой я сказки Воспитывать в детях добру, трудолюбие, терпение и умению ценить советы старших.

2 Чтение русской народной сказки «Илья Муромец и Соловей разбойник «Игра «Закончи фразу» Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей.

3 Конкурс «Мой лучший сказочный герой». (Презентация костюмов). Игра «Волшебные предметы» Развитие совместного творчества родителей и детей.

4

Развлечение «Что за прелесть эти сказки. «Волшебные предметы» Развитие монологической и диалогической речи у детей. Развитие артистических способностей у детей.

Список используемой литературы

1. Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок [Текст] – СПБ : Детство-Пресс, 2003.

2. Гербова, В. В. Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года) [Текст] / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 256 с.

3. Лучшая книга сказок [Текст] / сост. А. С. Давыдов. – М. : ЭксмоПресс, 2004. – 320 с.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : МозаикаСинтез, 2009. – 208 с.

5. Садилова, О. А. Волшебные сказки. Духовно-нравственная реабилитация детей и подростков [Текст] : метод. пособие по сказкотерапии / О. А. Садилова, Д. Б. Юматова, Ю. С. Моздокова. – М. : ГУ «Центр «Семья»,

2005. – 84 с.

6. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей [Текст] : метод. пособие / Л. Ю. Субботина. – М. : Просвещение, 2005. – 178 с.

7. Фесюкова, Л. Б. Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам [Текст] / Л. Б. Фесюкова. – М. : Сфера, 2014. – 48

8. nukadeti.ru›skazki/russkie_narodnye

Публикации по теме:

Рабочая программа фольклорного кружка «Ладушки» на 2018–2019 год Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно речевое развитие и социально.

Рабочая программа по конструированию. 3 часть 3.3 Мониторинг Диагностика уровня развития конструктивной деятельности детей II младшей группы Воспитатель: Дата: № Фамилия, имя ребёнка.

Рабочая программа для детей от 1,5 до 3 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Варьеганский детский сад комбинированного вида «Олененок» Рассмотрено на.

Рабочая программа «ИЗО аппликация» Рабочая программа по реализации курса «ИЗО аппликация». Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А.

Рабочая программа «Оригами» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 22» «Карамелька» Утверждено: Приказ.

Рабочая программа по конструированию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №35 «Алые паруса» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ№ 35 ___/ Н. В.

Рабочая программа по Куражевой .

Рабочая программа по логоритмике в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад № 104 комбинированного вида».

Рабочая программа «Рост» Рабочая программа внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение,самооценка,творчество» на 2018-2019 учебный год Составитель: руководитель.

Рабочая программа воспитателя Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 175 Рабочая программа подготовительной группы № 7 «Пчёлки».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Сказкотерапия»
Опубликовано: 25 апреля 2019 в 15:53
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Сказкотерапия»» (включая файлы) размещена пользователем Керн Алла Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД