Получи документы

Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми «Любознайка»

Анна Жамцуева
Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми «Любознайка»

Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей среднего дошкольного возраста как условие успешной социализации»

Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у них умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремится разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоятельных поисков.

Публикация «Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми „Любознайка“» размещена в разделах

Исследование, проведенные Н. Н Поддъяковым показали, что лишение детей возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитие и саморазвитие ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н. Н Поддъякова является ведущим видом деятельности у детей.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод экспериментирования, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяются равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав все варианты, сам обратится за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Цель программы : создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающейся действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.

Задачи программы

1. Развивать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, воздуха, камня, древесины, пластмассы, метала, ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других.

2. Развивать способности использовать обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий.

3. Развивать мыслительные способности: операции анализа, классификация, сравнения, обобщения; формировать, способы путем сенсорного анализа, развивать самостоятельность, наблюдательность, мышление, память.

4. Воспитывать ценность проживание в гармонии с природой.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Одно занятие в неделю, продолжительностью 20 минут.

Предназначена для детей 4-5 лет.

Методические приемы:

• Создание проблемных ситуаций

• Экспериментирование

Формы работы :

• Малые группы

• Индивидуальная работа

• Самостоятельная деятельность детей.

Ожидаемый результат:

• умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы).

• умение опытным путем доказывать свойства воздуха.

• умение опытным путем доказывать свойства песка.

• умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер.

• умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

• овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:

• изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования;

• открытый показ кружковой работы;

• консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях»;

• консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;

• фотоотчеты кружковой работы.

Приборы и оборудование для мини-лаборатории:

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.

Материалы для организации экспериментирования:

1. Бусинки, пуговицы.

2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Винтики, гайки, шурупы.

7. Пробки.

8. Пух и перья.

10. Фотопленки.

11. Полиэтиленовые пакетики.

12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

13. Спилы дерева.

14. Вата, синтепон.

15. Деревянные катушки.

16. Киндер-сюрпризы

17. Глина, песок.

18. Вода и пищевые красители.

19. Бумага разных сортов.

Месяц,

неделя Объект Тема опыта Цель Материал, литература

Сентябрь, 1 неделя Вода Окрашивание воды Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. Емкость с водой (холодной и теплой, кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

«Картотека игр-экспериментов»

Сентябрь, 2 неделя Растения Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?

Помочь определить, что срезанные растения живут меньше, чем на корню, но раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем.

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность. Клумба с цветами, срезанные цветы.

Е. А. Мартынова, 177

Сентябрь,

3 неделя Песок, глина Почему песок хорошо сыплется? Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито.

«Картотека игр-экспериментов»

Сентябрь

4 неделя Растения Почему цветы осенью вянут? Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги. Картина с изображением растений.

Е. А. Мартынова, 179

Октябрь,

1 неделя Магнит Волшебная рукавичка. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.

«Картотека игр-экспериментов»

Октябрь,

2 неделя Воздух Поиск воздуха Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

О. В. Дыбина

Октябрь,

3 неделя Песок, глина Где вода? Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

«Картотека игр-экспериментов»

Октябрь,

4 неделя Свет Солнечные зайчики. Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Зеркала.

О. В. Дыбина

Ноябрь, 1 неделя Человек «Умный» нос. Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.

«Картотека игр-экспериментов»

Ноябрь,

2 неделя Резина Резина, ее качества и свойства. Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность, Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки.

«Картотека игр-экспериментов»

Ноябрь,

3 неделя Песок, глина «Необычное рисование» Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. Подносы с песком, камушки, ракушки, шарики.

«Картотека игр-экспериментов»

Ноябрь,

4 неделя Цвет Волшебная кисточка. Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров.

Декабрь,

1 неделя Мех Зачем зайчику другая шубка? Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

О. В. Дыбина

Декабрь, 2 неделя Вода Изготовление цветных льдинок. Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

О. В. Дыбина

Декабрь,

3 неделя Снег Возьмем с собой снеговика. Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снеговик с носом из сосульки, емкость.

«Картотека игр-экспериментов»

Декабрь,

4 неделя Человек Язычок – помощник. Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус).

О. В. Дыбина

Январь.

2 неделя Экспериментирование с предметами «Мыло-фокусник»

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Мыло, емкость, полотенце. вода. Е. А. Мартынова, 196

Январь,

3 неделя Воздух Что в пакете? Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом, алгоритм описания свойств воздуха и воды.

О. В. Дыбина

Январь,

4 неделя Вода, снег Как согреть руки? Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).

Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.

«Картотека игр-экспериментов»

Февраль,

1 неделя Вода Изготовление цветных льдинок. Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

О. В. Дыбина

Февраль,

2 неделя Экспериментирование с предметами Легкий -тяжелый Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

«Картотека игр-экспериментов»

Февраль,

3 неделя Металл Металл, его качества и свойства. Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). Металлические предметы, магниты, емкости с водой.

«Картотека игр-экспериментов»

Февраль,

4 неделя Человек «Откуда берётся голос?» Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. Е. А. Мартынова, 184

Март,

1 неделя Растения Хитрые семена. Познакомить со способом проращивания семян. Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли.

О. В. Дыбина

Март,

2 неделя Гнездо птиц (на дереве) Из чего птицы строят гнезда? Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

«Картотека игр-экспериментов»

Март,

3 неделя Свет Солнечные зайчики. Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Зеркала.

«Картотека игр-экспериментов»

Март,

4 неделя Растения Что любят растения? Выявить значение влаги для роста и жизни растений. Луковицы в сухой банке и в банке с водой.

«Картотека игр-экспериментов»

Апрель,

1 неделя Песок, глина «Волшебный материал»

Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

Вода, емкость, песок, глина.

Е. А. Мартынова 160

Апрель,

2 неделя Экспериментирование с предметами Что звучит? Научить определять по издаваемому звуку предмет. Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

«Картотека игр-экспериментов»

Апрель,

3 неделя Стекло Стекло, его качества и свойства. Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.

О. В. Дыбина

Апрель,

4 неделя Вода Способность отражать предметы

Показать, что вода отражает окружающие предметы. Таз с водой

«Картотека игр-экспериментов»

Май,

2 неделя Вода Прозрачность воды

Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» Две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов.

«Картотека игр-экспериментов»

Май,

3 неделя Пластмасса Пластмасса, его качества и свойства.

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

«Картотека игр-экспериментов»

Диагностика

Функции диагностики:

-выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения образовательных ситуаций, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;

-устанавливает отношения со всеми участниками образовательного процесса, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач в реализации образовательных задач, стоящих перед воспитателем.

Результаты мониторинга позволяют:

-ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех ребенка;

-уточнять и закреплять определенные знания, умения, навыки ребенка;

-диагностировать причины слабых и сильных сторон личности;

-развивать умения и навыки в новой ситуации для ребенка;

-воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др. ;

-контролировать соответствие уровня достижений, к принятым нормам;

-стимулировать результаты деятельности ребенка.

Критерии оценивания усвоения знаний, умений, навыков по экспериментально-исследовательской деятельности :

Высокий (3 балла) :

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний (2 балла) :

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий (1 балл) :

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.

Индивидуальная карта развития ребенка дошкольного возраста для детей 5 –го года жизни

Ф. И. ребенка возраст___Группа ___ Учебный год 2018-2018 уч. год

Воспитатели Жамцуева А. Б.

№ Ф. И ребенка Показатели и критерии педагогического мониторинга

Имеет представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности Использует знания о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних свойств на свойства других Самостоятельно выполняет ряд после –

довательных действий (проводит опыт, использует схемы для исследования Умеет анализировать, выявлять сущест-

венные свойства и признаки вещества, материалов, предметов. Проявляет интерес к познавательной литературе Отражает свои наблюдения в разных видах деятельности

Входной Итоговый Входной Итоговый Входной Итоговый Входной Итоговый Входной Итоговый Входной Итоговый

1.

2.

3.

Публикации по теме:

Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми «Сад-огород» Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми Тема: «Сад – огород» Старшая - подготовительная группы 1. Старшая.

Фотоотчёт о совместной деятельности педагога с детьми по изготовлению открытки «Солнце Победы»Фотоотчёт о совместной деятельности педагога с детьми по изготовлению открытки «Солнце Победы» Скоро наступит очень знаменательный день - 9 мая. Для нас это очень важное событие - Великий День Победы. Очень важно воспитать в наших.

Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой»Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой» Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группеКонспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группе Образовательная область "Художественно- эстетическое" Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие "Познавательное развитие",.

Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Рабочая программа по обучению детей хакасскому языку в совместной деятельности.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Публикация Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми «Любознайка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Жамцуева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми «Любознайка»
Опубликовано: 29 апреля 2020 в 12:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД