МААМ-картинки

Рабочая программа по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Анастасия Лихих
Рабочая программа по развитию связной речи детей дошкольного возраста

МБДОУ №27 г. Азова

Рабочая программа

по развитию связной речи

детей

дошкольного возраста

«В гостях у сказки»

Выполнила: Воспитатель

МБДОУ №27

Лихих А. А.

г. Азов

2018-19 гг

Пояснительная записка.

Публикация «Рабочая программа по развитию связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Рабочая программа по развитию связной речи младших дошкольников реализует образовательную область «Речевое развитие» Основной образовательной программы дошкольного образования, согласно ФГОС.

Содержание данной программы предполагает решение таких задач речевого развития детей младшего дошкольного возраста, как овладение речью для успешного общения с окружающими людьми, пополнение активного и пассивного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, интонационной культуры речи, фонематического слуха, ознакомление с детской художественной литературой, русскими народными сказками.

Правильное организованное обучение и дидактическое общение позволяют детям успешно овладеть речью и коммуникативными умениями, развивать творческие способности ребенка в изобразительной, художественно – эстетической деятельности.

Основой для разработки рабочей программы стали :

1. ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273

2. Программа «Развитие» / Под редакцией А. И. Булычевой НОУ «Учебный центр им. Л. А. Венгера»

3. Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №27 «Колокольчик» города Азова на 2018- 2019 учебный год.

Учебно-методический комплекс:

О. С. Ушакова «Программа развития речи дошкольников»

Гербова В. В. «Учусь говорить. Младший возраст»

Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно»

Максаков А. И., Тумакова Г. А. «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим

словом»

Нищеева Н. В. «Развивающие сказки»

Парамонова Л. Г. «Воспитание связной речи у детей»

Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного

возраста. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

Тихеева Е. И. «Развитие речи детей».

Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Знакомство с художественной литературой» в программе «Развитие» / Под редакцией А. И. Булычевой НОУ «Учебный центр им. Л. А. Венгера, используемой в МБДОУ №27 г. Азова.

Основными принципами построения программы являются :

• Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;

• Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач.

• Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением.

Целью данной рабочей программы является формирование основ для успешного развития свободного общения дошкольников с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с

окружающими.

Задачи рабочей программы :

Обучающие:

1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором, детской художественной литературой.

2. Обогащать активный и пассивный словарь, активизировать речь детей.

3. Учить обсуждать содержание сказки, рассказа, потешки, поговорки.

4. Побуждать к активности в выборе роли в сюжетно-ролевой игре, пониманию возлагаемой на себя функции, к вхождению в роль.

5. Учить имитировать, подражать движениям взрослых, сказочных персонажей.

Развивающие :

1. Развивать связную речь, общую и мелкую моторику, артикуляцию, зрительное восприятие.

2. Развивать интерес к народному творчеству.

3. Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4. Развивать слуховое внимание, двигательную память.

5. Развивать согласованность движений обеих рук и воспринимаемых слов по средством логоритмических упражнений.

Воспитательные:

1. Воспитывать толерантность, эмпатию по отношению к героям сказок, рассказов.

2. Воспитывать культуру общения с окружающими людьми.

3. Воспитывать у детей привычку читать, интересоваться литературой.

Решение всех речевых задач осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах, а также посредством организации самостоятельной деятельности детей в условиях развивающей среды.

В рабочей программе представлена непосредственно образовательная деятельность, разработанная на основе возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей детей каждого дошкольного возраста.

Структура НОД по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы : обогащение и систематизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее

эффективного усвоения речевых умений и навыков. В основе предлагаемой системы лежит комплексный подход, при котором на одном НОД и чаще всего на одном материале решаются разные речевые задачи.

Формы работы по речевому развитию в совместной деятельности:

1. Наблюдение за реальными объектами и явлениями социальной и природной среды.

2. Демонстрация игрушек, предметов.

3. Инсценировки с игрушками.

4. Рассматривание предметных и сюжетных картин.

5. Знакомство с произведениями художественной литературы, сказками.

6. Игры – инсценировки с использованием театра различных видов.

7. Приемы и методы сказкотерапии (психотерапевтические и психокоррекционные сказки).

8. Логоритмика.

9. Артикуляциооная гимнастика.

10. Массаж пальцев рук, пальчиковая гимнастика.

11. Дыхательная гимнастика.

Рабочая программа интегрирует со следующими образовательными областями:

- «Социально-коммуникативное развитие» :

- «Познавательное развитие»;

- «Физическое развитие» :

- «Художественно-эстетическое развитие».

Данная рабочая программа ЯВЛЯЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников

Срок реализации данной рабочей учебной программы – 3 года. Содержание рассчитано на детей от 3-х до 7-ми лет.

НОД проводится в период с 14 сентября по 31 мая 2018-2019 учебного года в соответствии с рабочей программой группы воспитанников (34 недели, по 1 занятию в неделю).

Оценка индивидуального речевого развития воспитанников проводиться два раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы) с использованием диагностического материала.

Актуальность.

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих те или иные нарушения речи, даже судя по моему опыту работы, стремительно увеличивается количество детей, которые плохо говорят либо не говорят вообще, будучи уже во второй младшей группе.

Речь маленьких детей в период ее формирования, по мнению педагогов и психологов, всегда отличается недостатками звукопроизношения, отсутсвием связной речи. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, а может быть, как утверждают многие психологи, нежелание самих дошкольников говорить, общаться друг с другом. Возникает ощущение, что потребность в общении в современном мире постоянно сходит на «нет», что само по себе неудивительно.

Историки замечают, что на рубеже ХХ и ХХI веков в России произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает.

Все указанные факты наносят безусловный урон развитию детской речи, современный ребенок вынужден жить в мире, где родителям из-за материальных причин просто некогда поговорить с ним о доброте, чуткости, честности, справедливости, а порой и просто спросить, как у него дела, побудить его к эмоциональному рассказу о прожитых впечатлениях, образ детской книжки ассоциируется у ребенка с планшетом, а мамина сказка на ночь, просто с аудиофайлом программы, потребность в речи в таких условиях иногда может и отсутствовать.

Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности. В связи с этим одной из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования, является создание условий для полноценного речевого развития детей.

Всестороннее речевое развитие дошкольников всегда неотрывно от их психического и физического развития, поэтому эффективным средством решения данной проблемы, на мой взгляд, может стать использование логоритмики, а также приобщение детей к устному народному творчеству (сказкам).

Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. С этими задачами успешно справляется логоритмика.

Однако, современные дети должны не только хорошо говорить, слышать, анализировать предлагаемую информацию, им необходимо мечтать, быть добрыми, открытыми, честными, а с этой задачей справятся сказки.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др.). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности.

Таким образом, программа включает в себя комплексы логоритмических упражнений наряду с разносторонним изучением сказок, что, по моему мнению, поможет сформировать правильную связную речь и научит детей успешному позитивному общению.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения программы в виде целевых ориентиров:

• Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.

• Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

• У ребёнка сформированы модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.

• Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит все звуки родного языка.

• Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.

• Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.

• Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.

• Ребёнок уважает культуру и традиции народов России, родного края, труд людей.

• Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.

• Ребенок успешно находит контакт с окружающими его взрослыми людьми и сверстниками.

Публикации по теме:

Картотека заданий по развитию связной речи для совместной работы родителей и детей старшего дошкольного возраста Картотека заданий по развитию связной речи для совместной работы родителей и детей старшего дошкольного возраста Лексические темы: 1.

Мастер-класс для родителей по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях План проведения: 1. «Развитие связной речи – необходимое условие успешной учебы в школе». 2. Показ родителям упражнений для игр с детьми.

Презентация «Мультимедийная игра по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста «У Ксюши день рождения» Паспорт на мультимедийную дидактическую игру по развитию связной речи «У Ксюши день рождения». Пояснительная записка к электронному пособию.

Проектная работа «Технология комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста» Проектная работа «Технология комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста (О. С. Ушакова) Работа выполнена.

Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Родничок» Программа по самообразованию «Использование.

Программа саморазвития «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста методом мнемотехники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 «Малыш» Программа профессионального саморазвития.

Рабочая программа кружковой работы «Развитие речи» для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Цель: предоставление дополнительных образовательных услуг для реализации основной общеобразовательной.

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста Рабочая программа «Город мастеров» СОДЕРЖАНИЕ I. Целевой раздел программы 3 1. Пояснительная записка 3 Цель и задачи реализации Программы.

Рабочая программа по развитию речи у ребенка младшего дошкольного возраста по ФГОС на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Общая характеристика программы Программа направлена на развитие активной речи у ребенка дошкольного возраста. Программа.

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по развитию связной устной речи МКОУ Тогучинского района «Курундусская начальная школа» Дошкольная группа «Берёзка» Рекомендации для родителей по развитию связной.

Библиотека изображений:

Публикация Рабочая программа по развитию связной речи детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Лихих на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рабочая программа по развитию связной речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 20:10
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД