Лучший педагог года

Рабочая программа по работе с родителями «Родители-заместители» в разновозрастной старшей-подготовительной группе

Светлана Лукьянова
Рабочая программа по работе с родителями «Родители-заместители» в разновозрастной старшей-подготовительной группе

Рабочая программа по работе с родителями

«Родители-заместители» в разновозрастной старшей- подготовительной группе

Подготовила: воспитатель Лукьянова С. Н.

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа по работе с родителями „Родители-заместители“ в разновозрастной старшей-подготовительной группе» размещена в разделах

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т. д.).

Цель работы с родителями :

формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи:

1. Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

2. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

4. Формировать позитивные формы общения.

5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового

– насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.

В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.

Раздел 1. Общие положения программы

Ожидаемые результаты

Результатами реализации программы могут стать :

- повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка;

- осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста;

- объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

- создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

- выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

Объекты программы :

- воспитанники

- семьи детей, посещающих ДОУ,

- педагогический коллектив

Раздел 2. Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

Раздел 3. Структура программы

Реализация программы рассчитана для работы с детьми старшего возраста (дети 5- 6 лет). Рассчитана на 1 год обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга:

- достоверность, полнота, системность информации;

- оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных.

Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

В группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

Характеристика родителей воспитанников посещающих детский сад.

Первая группа — родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям - детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.

Раздел 4. Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ

а. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

1. Сбор информации о семьях

2. Распространение информации о работе детского сада :

- сайт;

- публикации в печати;

-родительские собрания.

3. Анализ информации.

1. Сбор информации:

о ребенке:

- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);

- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);

- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;

- выявление одаренных детей;

- выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).

о семье:

- состав семьи;

- определение социального статуса семьи (социальная анкета);

- выявление семей группы «риска»;

- материально-бытовые условия;

- психологический микроклимат, стиль воспитания;

- семейные традиции, увлечения членов семьи;

- заказ на образовательные и оздоровительные услуги.

о потребностях педагогических кадров:

- проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;

выявление стратегии взаимодействия с семьями.

2. Анализ информации.

б. Просветительская деятельность

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

1. Просветительская деятельность:

- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;

- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;

-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.

2. Организационно-педагогическая деятельность:

- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т. д.);

- тренинги по обучению родителей общению.

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы

в. Организационно-методическая деятельность

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

• Организация культурно-массовых мероприятий.

Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

• Вовлечение родителей в педагогический процесс:

- участие в культурно-массовых мероприятиях;

- совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;

- планирование и совместная работа на родительских собраниях;

- помощь в организации досуговой деятельности;

- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);

- оформление групп детского сада;

- участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т. д.);

- благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;

Вовлечение детей в творческий процесс:

- участие в культурно-массовых мероприятиях;

- участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки, поделки);

- совместное участие с родителями в семейных концертах;

г. Реализация образовательного процесса детского сада

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

1. Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.

2. Организация работы родительских комитетов по группам.

3. Создание общего родительского комитета.

4. Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ.

Формы работы при реализации программы

Традиционные:

- Анкетирование родителей

- Памятки

- Буклеты

- Родительское собрание.

- День открытых дверей.

- Консультации (тематические и индивидуальные).

- Семейные праздники.

- Занятия с участием родителей («Школа будущего первоклассника»).

- Папки – передвижки.

- Выставки совместного творчества.

- Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.

Инновационные:

- Сайт детского сада.

- Проектная деятельность («Птичий город», «Огород на подоконнике»).

- Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.

Раздел 5. Реализация программы

• Перспективный план работы с родителями

• План родительских собраний

• Протоколы родительских собраний

Тематический план работы (5-6 лет)

Месяцы Название мероприятия Цель

Месяц Название мероприятия Цель

1. Сентябрь

1. Групповое родительское собрание : «Особенности детей старшего возраста, задачи воспитания и обучения на новый учебный год.

2. Фотовыставка «Вот и лето прошл3. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель.

3. Консультация «Всё о развитии детской речи». Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.

4. Папка-передвижка для родителей «Мы работаем по ФГОС».

5. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». Знакомство родителей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду детей 5 – 6 лет.

Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей.

Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.

Познакомить с новым направлением в ДОУ.

Дать понятие о том, что кутать ребенка вредно.

2. Октябрь 1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

2. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке».

3. Семинар - практикум

«Витаминный календарь».

4. Коллаж для родителей «Произведения К. И Чуковского». Рисунки родителей и детей.

5. Выставка поделок из овощей и фруктов «Дары осени».

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Анализ информации о воспитанниках и их семьях.

Рассказать родителям о правильном питании дома. Познакомить с рецептами приготовление различных блюд из овощей и фруктов.

Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, развивать творческие способности.

Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности (дети, родители). Развивать интерес в общении детей и родителей.

3. Ноябрь

1. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?».

2. Круглый стол «Воспитание девочек и мальчиков в современной семье».

3. Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

4. Папка передвижка «День матери».

5. Семинар – практикум «Семья глазами ребенка».

Предложить разные варианты совместного отдыха родителей и детей.

Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей.

Знакомство родителей с методикой ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности.

Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Воспитание любви к матери.

• Распространение педагогических знаний среди родителей.

• Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.

4. Декабрь 1. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания».

2. Родительское собрание.

Тема: «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора».

3. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».

4. Семинар – практикум «Игрушки на елку своими руками».

5. Участие в конкурсе «Новогодний серпантин».

Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей. Повышение педагогической культуры родителей.

Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка.

Дать практические рекомендации по изготовлению поделок к Новому году

Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности (дети, родители). Развивать творческие способности.

5. Январь 1. Консультация «Гиперактивные дети».

2. Круглый стол «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».

3. Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!»

4. Конкурс фотоальбомов «Здоровый образ жизни в семье»

5. Беседа: «Чем и как занять ребенка дома?»

Познакомить родителей с особенностями воспитания гиперактивных детей.

Дать рекомендации по воспитанию гиперактивных детей.

Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни. Демонстрация внимания коллектива детского сада к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей

Создание условия для организации взаимосвязанной нравственной, эстетической и практической деятельности родителей и детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Формировать у родителей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей.

Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье

6. Февраль 1. Выставка детских рисунков, тема: «Портрет моего папы».

2. Спортивный досуг «Вместе с папой, я герой».

3. Энциклопедия здоровья. «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»

4. Конкурс построек из снега «Город мечты».

5. Консультация «Зимние забавы. Активный отдых в семье».

Повысить роль папы в воспитании детей. Воспитывать чувство патриотизма.

Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива сада

Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей.

Содействие укреплению связей между родителями, детьми и детским садом.

Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.

особностей.

7. Март 1. Выставка творческих работ детей к 8 марта «Мама, моё солнышко».

2. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры.

3. Родительская гостиная «Семейные традиции».

4. Анкетирование «Воспитание у детей интереса и любви к книге».

5. Консультация «Всё о компьютерных играх».

6. Семинар – практикум «Изготовление поделок из природного материала».

Укрепление взаимодействия семьи и детского сада, приоритет семейного воспитания детей.

Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.

Знакомство родителей с традициями детского сада. Целенаправленное формирование позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей.

Развивать интерес у семьи к книге.

Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.

Дать практические советы по изготовлению поделок из природного материала. Развивать творческие способности детей и родителей.

8. Апрель 1. Педагогический всеобуч «Музыка и дети».

2. День земли. Папка передвижка «Посмотри и удивись!» (загадки, пословицы о труде, земледелии). Дневник наблюдений за рассадой.

3. Физкультурный досуг «Полет в космос».

4. Консультация «Веселая скакалочка».

5. Акция «Пусть цветёт наш детский сад!».

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах музыкального воспитания детей.

Оформление огорода на окне. Углублять экологические знания родителей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Доставить детям и родителям радость от общения с природой.

Сплочение родителей детей.

Совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада.

Пропаганда активных форм отдыха.

Дать практические советы, как правильно выбрать длину скакалки. Предложить упражнения и игры со скакалкой.

Раскрыть личное отношение каждого к проблеме, проявить творческое трудолюбие; способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитывать экологическую культуру; бережное, заботливое отношение к природе. Дать возможность каждому проявить внимание к благоустройству участка.

9. Май 1. Консультация: «Как выбрать место для летнего отдыха».

3. Папка передвижка «День Победы».

4. Выставка рисунков «Мир в рисунках детей».

Обучение родителей методам взаимодействия детей и родителей в летний период.

Развитие чувство патриотизма в семье.

Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком

Публикации по теме:

Презентация отчёта о работе с родителями в разновозрастной группе 4–6 лет компенсирующей направленности для детей с ЗПР 1 слайд Группа №5 «Ракушечки» - вновь набранная разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей от 4 до 6 лет с задержкой.

Рабочая программа по воспитательно-образовательной работе Содержание 1. Целевой раздел рабочей программы 1.1 Пояснительиая записка Сроки реализации рабочей программы; Цели и задачи, решаемые при.

Рабочая программа младшей разновозрастной группы СОДЕРЖАНИЕ I Целевой раздел 1. Пояснительная записка 3 1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы 3 1.2. Характеристики особенностей.

Рабочая программа по физическому развитию в средней разновозрастной группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД С. ЗОРКИНО.

Рабочая программа по коррекционно-логопедической работе с детьми 5–7-летнего возраста Рабочая программа по коррекционно-логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

Рабочая программа по кружковой работе «Художественно-эстетическое развитие» «Фантазия» для средней группы Рабочая программа по кружковой работе «Художественно-эстетическое развитие» «Фантазия» (средняя группа) Подготовила: Гадуш И. А..

Рабочая программа по кружковой работе «Национальные виды спорта» Этапы реализации программы Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном.

Рабочая программа «Развитие речи» в старшей группе Пояснительная записка. Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральным законом от 29 декабря 2012г.

Рабочая программа сотрудничества с родителями (2017–2020 гг) Пояснительная записка Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов.

Рабочая программа в старшей группе на 2018–2019 год (3 часть) Рабочая программа старшей группы на 2018 -2019 г. (3 часть) Январь Неделя месяца / Тема События в окружающем мире Познавательно – исследовательская.

Библиотека изображений:

Публикация Рабочая программа по работе с родителями «Родители-заместители» в разновозрастной старшей-подготовительной группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Лукьянова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рабочая программа по работе с родителями «Родители-заместители» в разновозрастной старшей-подготовительной группе
Опубликовано: 23 сентября 2019 в 20:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД