Папки-передвижки

Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Белолипецкая Оксана
Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста «Юные исследователи»

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Особенности Рабочей программы

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Публикация «Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста „Юные исследователи“» размещена в разделах

Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 4 раза в месяц;

продолжительность – 15-20минут.

Форма проведения занятий кружка – групповая.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Методы обеспечения:

• Поисково – исследовательские наблюдения : случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.

• Проведение опытов (практических).

• Беседы (конструктивные).

• Этапы осуществления проекта

• Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

• Сравнение.

• Метод моделирования и конструирования.

• Метод вопросов.

• Метод повторения.

• Решение логических задач.

• Экспериментирование и опыты.

Базовые средства : Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование, проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.

Мотивация детей : Я – могу, хочу, буду, узнаю, попробую, смогу, не боюсь, мне интересно!

1.2. Цель и задачи реализации Рабочей программы

Цель программы кружка :

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

6. Развивать коммуникативные навыки.

1.3. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

Занятия организуются на принципах:

• личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;

• доступности предлагаемого материала;

• последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;

• вариативности и проблемности;

• взаимодействия с семьей.

Игровые приё мы:

• моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;

• повтор инструкций;

• выполнение действий по указанию детей;

«намеренная ошибка»;

проговаривание хода предстоящих действий;

• предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;

• фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Этапы организации и проведения опытов :

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проведение опытов.

4. Фиксация наблюдений.

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов ироды.

Алгоритм подготовки и проведения занятия – эксперимента:

1. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения)

2. Определение типа, вида и тематики.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные) 4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

5. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста и темы.

6. Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.

7. Обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений, коллаж, фотографии, пиктограммы, рисунки, рассказы, таблицы.

1.4. Характеристики особенностей развития детей

Отечественные педагоги-психологи в своих работах озвучивают необходимость вовлечения дошкольников в осмысленную деятельность, в ходе которой они сами смогли бы узнавать новые характеристики предметов, их качества и свойства, общее и отличное друг от друга. А так же о необходимости предоставлении детям возможности самостоятельного приобретения знаний.

В среднем дошкольном возрасте сохраняется связь мышления и действий, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4-5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Ребенок на 5 году жизни

достаточно самостоятельный и инициативный. У него активно развивается мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точны, ловки, что помогает ему овладеть умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда. Он осознанно

стремится к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (например, последовательность действий при конструировании). Проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняется в конструировании. Ребенок

способен устанавливать понятные и ему причинно-следственные отношения. У него быстро совершенствуются все психологические процессы, и особенно память. Развивается

познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. Ребенок способен представлять себе то, что отсутствует перед его глазами или никогда не встречалось в его опыте. Он активно фантазирует, мыслит, воспроизводит невидимые части предметов,

представляет будущие конструкции, поделки, создает замыслы, ищет способы воплощения.

К 5 годам внимание становится все более устойчивым. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. В этом возрасте

происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных

впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую работу или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

В этой исследовательской деятельности - экспериментировании, выделяют основную особенность: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним,

Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается

содержание данного объекта. Таким образом, в возрасте 4 – 5 лет происходит интенсивное

формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализ свойств предметов и воздействию на них с целью изменения. Данный уровень развития, то есть наглядно-действенной мышление, является как бы подготовительным. В процессе его развития возникают предпосылки для формирования

более сложной формы мышления – наглядно-образного мышления.

2. Планируемые результаты

2.1. Целевые ориентиры

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов.

Расширение познавательного опыта.

Формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию.

Формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов.

Использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности.

Увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

Увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности; развитие уровня умственных умений дошкольник

2.2. Особенности проведения педагогического мониторинга

Мониторинг освоения рабочей программы по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи» проводится на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

Характеристика уровней исследовательской активности в экспериментировании.

1-й уровень (высокий).

Для дошкольников данного уровня характерна выраженная исследовательская активность. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу в полном объёме. Активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, охотно высказывают предположения по способам её решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практические действия. направленные на выявление новых свойств объекта, сопровождается речью.

2-й уровень (средний).

Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют не всегда последовательно, нуждаются в эпизодической помощи или наводящей подсказке воспитателя. На помощь взрослого реагируют быстро, предпринимая нужные, оправданные поисковые действия. В случае затруднения переживают, огорчаются, но если воспитатель эмоционально поддерживает их, продолжают экспериментирование. Выражают удовлетворение от полученного результата. Инициативны по поводу дальнейшего продолжения экспериментирования не проявляют.

3-й уровень (низкий).

Дети включаются в ситуацию, но их активность быстро угасает. Совершают непоследовательные, хаотичные пробы. Постоянно обращаются за помощью к воспитателю, действуют по подражанию. Без помощи взрослого дети самостоятельно не достигают результата. Переводят экспериментальную ситуацию в игровую. На предложение взрослого участвовать в экспериментировании отвечают отрицательно.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебный план

Название кружка - «Юные исследователи»

Кол-во занятий в неделю - 1

Кол-во занятий в год - 32

Длительность занятий - 15-20 мин.

2.2. Годовое перспективное планирование

Сентябрь

Тема: «Делаем фигурки»

Задачи: познакомить детей со свойствами песка; развивать мелкую моторику кистей рук; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: песок, разные формочки.

Тема: «Чудесный мешочек»

Задачи: способствовать развитию у детей спосбности сравнивать различные овощи, отмечая их особенности; совершенствовать тактильные ощущения, сенсорное восприятие; воспитывать внимательность.

Материл: мешочек, различные овощи.

Тема: «Воздушные затеи»

Задачи: познакомить детей с физическим свойствами воздуха; способствовать развитию любознательности; воспитывать самостоятельность.

Материал: воздушные шары, полиэтиленовые мешочки, футбольный мяч, палочка.

Октябрь

Тема: «Почему осенью бывает грязно»

Задачи: познакомить детей со свойствами почвы; способствовать развитию у детей логического мышления; воспитывать интерес к явлениям природы.

Материл: пульверизатор с водой, чашка с землёй.

Тема: «Ах, вода, вода, водица»

Задачи: познакомить детей со свойствами и качествами воды; способствовать развитию наблюдательности; воспитывать умение действовать сообща.

Материл: стакан с водой, стекло, ложка, соль, сахар, спиртовка, монеты, камешки.

Тема: «Вот так пена!»

Задачи: познакомить детей со свойствами мыла, способствовать развитию самостоятельности; воспитывать желание соблюдать гигиену.

Материал: таз с водой, мыло или мыльный раствор.

Тема: «Секреты мыльных пузырей»

Задачи: познакомить с основными свойствами жидких веществ; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: мыльный раствор, вода, глицерин, проволочное кольцо, трубочка.

Ноябрь

Тема: «Куда дует ветер»

Задачи: познакомить детей с определением направления ветра; развивать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать интерес к явлениям природы.

Тема: «Игры с тенью»

Задачи: познакомить детей со свойствами света и тени; развивать творческое воображение; воспитывать желание заниматься деятельностью.

Материал: лампа, белая скатерть или экран.

Тема: «Разноцветные комочки»

Задачи: познакомить детей с различными видами бумаги; развивать тактильные ощущения; способствовать становлению дружеских взаимоотношений.

Материал: бумага разной текстуры.

Тема: «Защитные свойства снега»

Задачи: познакомить детей со свойствами снега; развивать логическое мышление; воспитывать выдержку и умение доводить начатое дело до конца.

Материал: три бутылочки с водой.

Декабрь

Тема: «Сундучок самоцветов»

Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами воды; закрепить название цветов; воспитывать эстетический вкус.

Материла: вода, гуашь, формы разных размеров.

Тема: «Ах, снег, снежок»

Задачи: познакомить детей со свойствами мокрого и рассыпчатого снега; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: снег, разные формы.

Тема: «Ателье»

Задачи: познакомить детей с разными видами ткани и её свойствами; развивать сенсорное и тактильное восприятие; воспитывать аккуратность.

Материал: ткань разной фактуры.

Тема: «Из чего едим и пьём – всё посудою зовём»

Задачи: познакомить детей с материалами, из которых изготавливают посуду; развивать логическое мышление; воспитывать аккуратность.

Материал: глиняная, стеклянная, деревянная, железная посуда.

Январь

Тема: «Верёвочный человек»

Задачи: познакомить детей с опорно-двигательной системой человека – скелетом; воспитывать желание каждый день выполнять физические упражнения.

Материал: верёвочки.

Тема: «Для чего человеку кожа?»

Задачи: дать детям элементарные представления о функциях кожи и волосяного покрова; воспитывать желания следить за чистотой своего тела.

Материал: лупа, волос, шерсть животных, чешуя рыб, перья птиц, спиртовка, спички.

Февраль

Тема: «Тайнам нет конца»

Задачи: дать представление об органах дыхания; воспитывать желание заботится о своём организме.

Материал: детская гармошка, воздушные шары.

Тема: «Наши глаза»

Задачи: знакомить детей с особенностями своего организма; развивать желание узнать о себе новое; воспитывать привычку каждый день ухаживать за своими органами.

Материал: разнообразные предметы: различные по форме, цвету и величине.

Тема: «Ушки на макушке»

Задачи: продолжать знакомить детей с особенностями своего организма; развивать любопытство. Воспитывать желание заботится о своём организме.

Материал: погремушки, бубен, аудиазапись с различными звуками (журчание ручья, громовые раскаты и т. д.)

Тема: «Тает снежок»

Задачи: познакомить детей с превращением снега в воду, развивать логическое мышление; воспитывать желание наблюдать за происходящим.

Материал: прозрачная ёмкость, снег, взятый с разных участков территории детского сада (ближе к котельной, дороге, в центре)

Март

Тема: «Посадили семечко»

Задачи: познакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; развивать любознательность; воспитывать интерес к деятельности.

Материл: прозрачные ёмкости с землёй, семена.

Тема: «Высушим платочек»

Задачи: познакомить детей с температурой, развивать умение детей устанавливать взаимосвязь между температурой и скоростью высыхания; воспитывать желание наблюдать за происходящим.

Материал: мокрые платочки.

Тема: «Тёплый камешек»

Задачи: продолжать экспериментировать с неживой природой; развивать тактильное восприятие; воспитывать самостоятельность.

Материл: гладкие камешки разных размеров.

Тема: «Где живёт ветер»

Задачи: продолжать знакомить детей с природными явлениями; развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между силой ветра и особенностью местности; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: ветродуи.

Апрель

Тема: «Солнечные зайчики»

Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы; развивать пространственную ориентацию; воспитывать желание участвовать в деятельности.

Материал: зеркала.

Тема: «Сила ветра»

Задачи: продолжать знакомить детей с силой ветра и со свойствами предметов; развивать логическое мышление; воспитывать желание узнавать что-то новое.

Материал: стол, предметы разного веса: перо, карандаш, картон, деревянный кубик, фен.

Тема: «Электричество притягивает»

Задачи: познакомить детей с физическим явлением; развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: синтетическая одежда, волосы, расчёска, бумажные фигурки, шерстяная материя.

Тема: «Почва»

Задачи: познакомить детей с составом почвы, её качествами; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: лупа, почва, перегной.

Май

Тема: «Куда исчезла вода?»

Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы; развивать логическое мышление; воспитывать желание узнавать что-то новое.

Материал: стакан с водой.

Тема: «Как вырастить кристалл?»

Задачи: дать детям представление о растворе и способе его получения; развивать умение делать простейшие умозаключения; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: посуда, соль, вода. спиртовка.

Тема: «Чудо природы – магнит»

Задачи: познакомить детей со свойствами магнита, его использованием; развивать логическое мышление; способствовать становлению дружеских отношений.

Материал: магнит, металлические предметы, фанерная доска, емкость с водой.

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников

Огромное значение в работе дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители посещают познавательно -игровую деятельность, подготавливают материалы для опытов и экспериментов.

Помогают создавать мини-выставки.

Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки. Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников

Сентябрь

1. Консультация «Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка».

2. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Октябрь

1. Консультация «Родители гиды на пути к познанию»

2. Памятка «Несколько золотых правил для родителей»

Ноябрь

1. Консультация «Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования»

2. Выставка литературы «Литература в помощь»

Декабрь

1. Консультация «Познавательный интерес и познавательная активность детей старшего дошкольного возраста»

Январь

1. Памятка «Система упражнений и проблемных ситуаций»

Февраль

1. Фото репортаж: «Наши опыты»

2. Папка – ширма «Занимательные эксперименты»

Март

1. «Связь экспериментирования с развитием речи и мышлением» Наглядная модель.

2. Консультация «Обучение и познание мира через игру»

Апрель

1. Анкетирование родителей «Экспериментирование дома»

2. Практикум за круглым столом «Семейный опыт детского экспериментирования».

Май

1. Презентация РП «Юные исследователи»

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Условия и средства реализации Рабочей программы

3.1.1. Материально-техническое обеспечение Рабочей программы

Материально-техническое оснащение образовательного процесса:

• колонка (1 шт. ,

• интерактивная доска (1 шт)

• телевизор (1шт)

Игровые центры ППРС Центр природы и краеведения (для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями, экспериментальная лаборатория, календарь природы)

3.1.2. Оснащение учебно-методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Методические пособия

1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,

2. Методические рекомендации Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников 4 - 7 лет

3. Иванова А. И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду»

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика

5. Дж. Андруз «100 полезных экспериментов»

6. О. В. Дыбина, «Неизведанное рядом»

7. Энциклопедия для дошкольников

Наглядные пособия

Обучающие карточки :«Кем быть?», «Времена года», «Деревья».

Оборудование для детского экспериментирования: микроскоп, компас, магниты, лупы, зеркала разного размера, формы; измерительные приборы: весы, линейки, мерные стаканчики, термометры; предметы-посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы “Лего”, предметы из разных материалов (бумаги, дерева, железа, пластмассы); коллекции природных материалов: семян, минералов; оборудование для опытов : штатив, спиртовка, пипетки, ложки.

Иллюстративный, наглядный материал, детская картотека опытов.

Публикации по теме:

Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей»Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей» Фоторепортаж о Городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности с целью повышения познавательной активности детей».

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группыФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группы Эта тема о том, как в обычном найти необычное, как в известном найти неизвестное. Открыть необычное, неизвестное нам поможет опытно-экспериментальная.

Фотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группыФотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группы Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет с ОВЗ «Поможем Лунтику сделать мыльные пузыри»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет с ОВЗ «Поможем Лунтику сделать мыльные пузыри» Цель: Познакомить дошкольников с ОВЗ со свойствами мыла, его разновидностями и назначением, со способами образования мыльных пузырей. Задачи:.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Библиотека изображений:

Публикация Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста «Юные исследователи» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Белолипецкая Оксана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста «Юные исследователи»
Опубликовано: 14 декабря 2020 в 18:50
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД