МААМ-картинки

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-х классов

Ирина Шенгелия
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-х классов

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-х классов

I. Пояснительная записка

Обоснование – дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Публикация «Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-х классов» размещена в разделах

Устная речь таких детей характеризуется несформированностью всей звуковой стороны речи. Типичным для произношения являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л; твёрдых-мягких). В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого наблюдается недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова и как вторичное нарушение – появление специфических ошибок на письме (дисграфия).

Дисграфические ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма и чтения, но и других предметов. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Цель программы : организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.

Основные задачи:

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения

у младших школьников.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.

4. Формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.

5. Развитие пространственно-временных представлений.

6. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи :

- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее

обогащение словарного запаса;

- уточнение используемых синтаксических конструкций;

- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического

оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

7. Формирование связной речи как средство и форму мыслительной деятельности:

- развитие навыков построения связного высказывания;

программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;

- установление логики (связности, последовательности, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины).

8. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к

обучению:

• устойчивости внимания;

• наблюдательности к языковым явлениям;

• способности к запоминанию;

• способности к переключению;

• навыков и приемов самоконтроля;

• познавательной активности;

• произвольности общения и поведения.

9. Формирование полноценных общеучебных умений и навыков.

10. Формирование коммуникативных умений и навыков.

11. Совершенствование мелкой моторики.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

II.Основное содержание коррекционно-логопедической работы.

Содержание коррекционно-логопедической работы проводится в 4 этапа:

1 этап: диагностический (2 часа).

2 этап: подготовительный (развитие ручной моторики, артикуляционного аппарата, пространственно-временных представлений) (4 часа).

3 этап: коррекционный этап (постановка, автоматизация и дифференциация звуков) (53-73 часа).

4 этап: оценочный (1 ч.).

Перспективный план работы с группой учащихся 1 класса,

имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

№ Тема и содержание коррекционной работы Грамматические и лексические темы, используемые на занятии Количество часов

I этап (диагностический)

1. Сбор анамнеза, раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи. Исследование процесса чтения, письма. Логопедическое заключение. 2

II этап (подготовительный)

2. Развитие ручной моторики. Семья. Дом. 1

3. Развитие артикуляционного аппарата. Ранняя осень. Цветы. 1

4. Дыхательные упражнения. Ранняя осень. Деревья. Кустарники. 1

5. Уточнение пространственно-временных представлений. Животные домашние и дикие. 1

III этап (коррекционный)

6. Постановка и автоматизация свистящих звуков в слогах. Звук [c]. Звук и буква «С». Игрушки. 1

7. Автоматизация звука[c] в словах. Звук и буква «С». Признаки осени. 1-2

8. Автоматизация звука [c] в словах и предложениях. Звук и буква «С». Осень. Перелетные птицы. 1-2

9. Постановка и автоматизация звука [cь] в слогах и словах. Звук [cь]. Буква «С». Поздняя осень. 1

10. Автоматизация звука [cь] в словах и предложениях. Звук [cь]. Буква «С». Одежда. 1

11. Постановка и автоматизация звука [з] в слогах и словах. Звук и буква «З». Обувь. 1-2

12. Автоматизация звука [з] в словах и предложениях. Звук и буква «З». Головные уборы. 1-2

13. Постановка и автоматизация звука [зь] в слогах и словах. Звук [зь]. Буква «З». Овощи. 1

14. Автоматизация звука [зь] в словах и предложениях. Звук [зь]. Буква «З». Фрукты. 1

15. Постановка и автоматизация звука [ц] в слогах, словах. Звук и буква «Ц». Времена года. Зима. 1

16. Автоматизация звука [ц] в словах, предложениях. Звук и буква «Ц». Зимующие птицы. 1-2

17. Постановка и автоматизация шипящих звуков в слогах, словах. Звук [ш]. Звук и буква «Ш». Посуда: виды, материал. 1-2

18. Автоматизация звука [ш] в словах. Звук и буква «Ш». Зима, зимние забавы и развлечения. 1-2

19. Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях. Звук и буква «Ш». Дикие животные и птицы. 1-2

20. Автоматизация звука [ш] в предложениях. Звук и буква «Ш». Домашние животные и птицы. 2-3

21. Автоматизация звука [ш] в предложениях и тексте. Звук и буква «Ш». Комнатные растения. 1-2

22. Постановка и автоматизация звука [ж] в слогах, словах. Звук и буква «Ж». Животные наших лесов. 1-2

23. Автоматизация звука [ж] в предложениях и тексте. Звук и буква «Ж». Хищные и травоядные животные. 2-3

24. Постановка и автоматизация звука [щ] в слогах, словах. Звук и буква «Щ». Гости на пороге. Этикет. 1-2

25. Автоматизация звука [щ] в предложениях и тексте. Звук и буква «Щ».Столовая посуда. 1-2

26. Постановка и автоматизация звука [ч] в слогах, словах. Звук и буква «Ч». Чайная посуда. 1-2

27. Автоматизация звука [ч] в предложениях и тексте. Звук и буква «Ч». Почта. 1-2

28. Дифференциация звуков [с-ш]. Ранняя весна. 2-3

29. Дифференциация звуков [з-ж]. Первоцветы. 2-3

30. Постановка и автоматизация звука [р] в слогах, словах. Звук и буква «Р». Профессии. 2-3

31. Автоматизация звука [р] в словосочетаниях. Звук и буква «Р». Строительство. 1-2

32. Автоматизация звука [р] в предложениях. Звук и буква «Р». Транспорт. 3-4

33. Автоматизация звука [р] в скороговорках, чистоговорках. Звук и буква «Р». Физкультура, спорт. 2-3

34. Автоматизация звука [р] в тексте. Звук и буква «Р». Рыбы. 1-2

35. Постановка и автоматизация звука [рь] в слогах, словах. Звук [рь]. Буква «Р». 2-3

36. Автоматизация звука [рь] в предложениях и тексте. Звук [рь]. Буква «Р». 2-3

37. Постановка и автоматизация звука [л] в слогах, словах. Звук и буква «Л». Лес, сад, парк. 2-3

38. Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте. Звук и буква «Л». Книги. Беседа о книгах. 2-3

39. Постановка и автоматизация звука [ль] в слогах, словах. Звук [ль]. Буква «Л». Цветы. 1-2

40. Автоматизация звука [ль] в предложениях и тексте. Звук [ль]. Буква «Л». Кустарники. 1-2

41. Дифференциация звуков [л-р] в слогах, словах. Времена года. 1-2

42. Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. Праздники. 1-2

IV этап (оценочный)

43. Обобщающий урок. 1

Публикации по теме:

Авторская программа внеурочной деятельности Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе следующих нормативных документов: • инструктивного письма Минобразования.

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся 1-х классов
Опубликовано: 20 октября 2014 в 16:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД