Лучший педагог года

Рабочая программа по дополнительному образованию «Родная Хакасия»

Светлана Сазанакова
Рабочая программа по дополнительному образованию «Родная Хакасия»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

«Родная Хакасия»

Работа кружка по обучению хакасскому языку для детей 4-7 лет составлена для образовательного учреждения с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад «Подснежник», Примерной программы по хакасскому языку для дошкольных образовательных организаций Республики Хакасии. Автор-составитель канд. пед. наук М. С. Арчимаева. Авторы: С. А. Ахпашева, З. С. Колмакова, Ю. Д. Чаптыкова.

Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Родная Хакасия“» размещена в разделах

Работа кружка построена с учетом национальных и этнокультурных особенностей, обеспечивающих духовно-нравственное развитие детей.

Актуальность

Изучение хакасского языка способствует развитию коммуникативных способностей дошкольников; развитию их познавательных способностей.

Основное назначение хакасского языка состоит в формировании коммуникативной

компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение.

Являясь существенным элементом культуры народа носителя данного языка, и средством передачи ее другим, хакасский язык способствует формированию у дошкольников целостной картины мира. Владение хакасским языком повышает уровень национального самосознания и гуманитарного образования дошкольников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира.

Цели кружковой работы

-способствовать ознакомлению не владеющих хакасским языком детей дошкольного возраста с хакасским языком

-развитие речи, мышления, воображения дошкольников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения

-овладение умениями слушать, говорить, принимать участие в диалоге

-воспитание уважительного отношения и интереса к хакасскому языку

Задачи

• развить способности к усвоению хакасского языка (фонематический слух, объем слухоречевой памяти);

• приобщить детей средствами языка к хакасской культуре и осознание ими родной культуры;

• формировать интерес и мотивацию к дальнейшему изучению хакасского языка.

Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы

Дети могут:

1. Понимать, различать среди других языков хакасскую речь и специфические звуки хакасского языка, называть их правильно.

2 Знать слова вежливости, называть свое имя.

3 Уметь играть подвижные игры, внимательно слушать воспитателя.

4 Называть жителей своей семьи, одежду, посуду, домашних (диких) птиц и животных.

5 Полученные знания применять в других видах деятельности (на гимнастике, в режимных моментах, при выполнении поручений, в совместной деятельности.

Особенности процесса обучения

Содержание программы включает темы, соответствующие интересам дошкольников. Все темы вводятся через игровую деятельность и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

На каждую образовательную деятельность (далее ОД) подбирается необходимый материал: дидактические игры, упражнения, диалоги, тексты для заучивания, прослушивания, подготовка коммуникативно-речевых ситуаций. Соблюдается логика подачи программного материала, не допуская перегрузки внимания, памяти детей в отводимое для НОД время.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии со Стандартом Программа построена на основании следующих принципов:

-полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничество Организации с семьёй;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Знакомство с хакасским языком способствует развитию формированию целостной картины мира, способствует формированию патриотических чувств, владение хакасским языком повышает уровень национального самосознания.

Специально организованная деятельность осуществляется во второй половине дня, 1 раз в неделю, продолжительность образовательной деятельности – 25-30 минут.

Методы и приемы, используемые при реализации программы :

1. Словесные: объяснения, рассказ педагога, беседы.

2. Наглядные: показ и рассматривание иллюстраций, картин.

3. Практические: сюжетно-ролевые игры, экскурсии, упражнения, дидактические и подвижные игры.

Сопутствующие формы обучения: организация выставок, использование коллективных форм, работа с родителями.

Данная программа предусматривает следующие направления в работе :

- ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством хакасского народа;

- ознакомление детей с изобразительным и декоративно - прикладным искусством Хакасии;

- ознакомление детей с традициями, обычаями и обрядами народов, живущих в Хакасии.

Учебный материал планируется на каждую ОД в виде игровых речевых ситуаций и соответствующего лексического материала, на основе частоты употребления слов в речи,

грамматических форм и конструкций.

При планировании и проведении ОД необходимо:

1. В целях обеспечения понимания хакасской речи и реагирования на речь действием целесообразно сопровождать обращенную к детям речь жестами, мимикой, действием. Использованием визуального ряда: показом предметов, предметных и сюжетных картин, и

необходимых случаях, если ситуация и наглядность не обеспечивает понимания, прибегать кпереводу непонятных слов и предложений на русский язык.

2. Каждая вновь вводимая новая лексика должна пройти через следующие этапы:

•формирования правильного произношения вводимой лексики;

•формирование умения узнавать и понимать его в речи;

•формирование умения воспроизводить ее «по следам» речи воспитателя;

•формирование умения самостоятельно употреблять ее в подготовленной речи;

•в центре внимания воспитателя должна постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного произношения, устранение имеющихся недостатков в произношении каждого ребенка.

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности кружка «Родная Хакасия»

№ Тема недели Планируемый результат

1. Октябрь

1 неделя

Детский сад - мы снова вместе

Пальчиковая игра.

Дети могут назвать на хакасском языке

название детского сада

Солнышко – Куничек.

Дети- палалар.

Вместе - хада.

Хорошо-чахсы.

Мы-пис.

Играем- ойнапчабыс

Утром встало солнышко

и пальчики проснулись

1,2,3,4,5.

Иртен сыхты кун

салааларны усхурды

Пир, ики, ус, торт, пис.

2. Октябрь

2 неделя Профессии в детсаду

Дети могут назвать по-хакасски :

Посуда – идис-хамыс

Моет – чуупча.

Суп-угре.

Варит-хайнатча.

Сидит – одырча.

3.

Октябрь

3 неделя Впечатления о лете

Дети могут назвать по-хакасски :

Вода-суг

Рыба-палыг

Рыбачить-палыхтирга.

Жарко-изиг

Хорошо-чахсы

Купаться-сомарга

4.

Октябрь

4 неделя Моя семья

Дети могут назвать по- хакасски :

Мама-ичем.

Папа-пабам.

Ребенок-палам.

Брат-харындас.

Сестра-пичем.

5. Октябрь

5 неделя

Бабушка и дедушка

Пальчиковая игра. Дети могут назвать по-хакасски :

Бабушка-уча.

Дедушка-ага.

Старый-кири.

Болеет-агырча.

Люблю-хынчам.

Этот пальчик-моя бабушка

Этот пальчик-мой дедушка

Этот пальчик-моя мама

Этот пальчик-мой папа

Этот пальчик-я

Это вся моя семья.

Пу сала-минин учам.

Пу сала-минин агам

Пу сала-минин ичем

Пу сала –минин пабам

Пу сала-мин

Минин прай сёберем

6. Ноябрь

1 неделя

Осенний лес

Дети могут назвать по-хакасски :

Лес-арыг.

Осенний-куску.

Желтый- сарыг.

Красивый- силиг.

Далеко-ырах.

Близко-чагын.

7. Ноябрь

2 неделя Дары осенние

Дети могут назвать по-хакасски :

Овощи - чир-тамах.

Картофель-яблах

Лук-муксун.

Солить-тустирга.

Кушать-азыранарга.

8. 3 неделя

Краски осени

Дети могут назвать по-хакасски :

Осень-куску

Желтый-сарыг

Красный-хызыл

Черный-хара

Зеленый-кок

9. 4 неделя Откуда хлеб пришел

Дети могут назвать по-хакасски :

Хлеб-халас

Пшеница-тамах.

Сеять-саларга

Сладкий-тадылыг

Мягкий-нымзах.

10 Декабрь

1 неделя

Время года зима

физкультминутка

Дети могут назвать по-хакасски :

Зима-Хысхы.

Снег-хар.

Холодно-соох.

Идет-чапча.

Садись, вставай

Садись, вставай

Руки поднимай вверх

Вниз опускай,

На месте беги

Спокойно стой.

Одыр тур

Одыр тур

Холын кодир устунзер

Алтынзар тузур

Пир чирде чугур

Амыр тур.

11 2 неделя Мастерская Деда Мороза

Дети могут назвать по-хакасски :

Дед Мороз-Соох апчах.

Игрушки-ойначахтар.

Праздник-улукун.

В гости-аллап.

12Весело-хыныг.

12 3 неделя Зимние забавы

Дети могут назвать по-хакасски :

Зимние игры-хысхы ойыннар.

Санки-санах

Кататсья-чыларга.

В снежки играть-Хардан ойнирга.

13 4 неделя

Праздник Новый год Дети могут назвать по-хакасски :

Новый год-наа чыл.

Подарки-Сыйыхтар.

Елка-санычах

Песни-сарыннар.

14 3 неделя Пальчиковые игры

Дети могут назвать по-хакасски :

Мы капусту режем

Мы морковку трем

Мы капусту солим

Мы капусту жмем

Сказки-нымахтар.

Потешки-топтагас

Слушать-истерге.

Пис капустаны кисчебис

Пис моркопты хырчабыс

Пис капустаны тустапчабыс

Пис капустаны насчабыс.

15 4 неделя Вежливые слова

Дети могут назвать по-хакаски :

Спасибо-алгыс.

Здраствуй-Изен.

До свидания- Анымчох

Будь здоров-Хазых пол

16 Февраль

1 неделя Цифры на хакасском языке.

Дети могут назвать по-хакасски :

Один-Пир шесть-алты

Два-ики семь-читы

Три-ус Восемь-сигыс

Четыре-торт Девять-тогыс

Пять – пис Десять – он.

17 2 неделя Посуда

Дети могут назвать по-хакасски :

Тарелка-чирче.

Ведро-конек

Ложка-самнах

Сковородка-скабра.

18 3 неделя Богатыри

Считалочка Дети могут назвать по-хакасски :

Богатырь-алып

Сила-кус

Защитник-арачылагчы.

Родина-Торен чирим

12345- Начинаем мы играть

Небо, поле, солнце и цветы

Ты выходишь,игру начинай.

Санастырыг.

Пир, ики, ус, торт, пис

Ойын пис пастирбыс.

Тигр, чазы, кун, порчо

Син сых, ойын паста.

19 4 неделя Части тела Дети могут назвать по хакаски :

Голова-пас

Рука-хол

Ноги-азах

Глаза-харах

Уши-хулах

Нос-Тунзух

Губы-Ирин

Щеки – наах.

20

Март

1 неделя

Мамин день Дети могут назвать по-хакасски :

Мама-Ичем.

Счастье-часка.

Улыбается-оренче.

Люблю-Хынчам.

Мамин день-ичемнин куни

21 2 неделя

Безопасность Огонь-Орт.

Дорога-чол.

Переходить-кизерге.

Осторожно-агырин.

Смотреть-корерге.

22

3 неделя

Хакасские обычаи и праздники

Физкультминутка. Праздник-улукун

Хакасский новый год-Чыл пазы.

Огонь кормить-от азырирга.

Веревка-чалыма.

Зайчик прибежал

В огороде прыгал

В огороде осмотрелся

Морковь не нашел

Сидя заплакал.

Хозанах килген

Огородта сегирген

Огородта корглеен

Моркоп таппан

Одырып, ылгаан.

Хозанах килген

Огородта сегирген

Огородта корглеен

Моркоп маппан

Одырып, ылгаан.

23 4 неделя Одежда Дети могут назвать по-хакасски :

Платье-когенек

Штаны-ыстан

Шапка-порек

Варежки-мелей.

Одевать-кизерге

Снимать-суурарга.

Хорошо складывай -Ипти сал

24 Апрель

1 неделя Весна Весна-часхы.

Тепло-чылыг

Тает-хайылча.

Солнце-кун

Светит-чарытча

25 2 неделя Космос, планеты. Луна-ай.

Солнце-кун

26 3 неделя Книжкина неделя Дети погут назвать по-хакасски :

Читает-хыгырча.

Интересная-хыныг

Большая-улуг

Маленькая-кичиг

27 4 неделя Неделя игрушек Дети могут назвать по-хакасски :

Игрушки-ойначахтар

Кукла-кокло

Много - коп

28 Май

1 неделя Лето Дети могут назвать по-хакасски :

Лето-чайгы.

Цветы-чахаях.

Цветет-онненче.

Деревья-Агастар

29 2 неделя День Победы Дети могут назвать по-хакасски :

Война-чаа.

Победа-чинис, победитель-чинисчи

Радость – оренес.

30 3 неделя Школа Дети могут назвать по-хакасски :

Ученик-угренчи

Учитель-угретчи

Учиться-угренерге

Идет-парча.

В школу-школазар.

4 неделя Диалог детей Дети могут назвать по-хакасски :

Как тебя зовут?-Синин адын кем?

Сколько тебе лет?-Сага нинче час?

Где ты живешь- Син хайда чуртапчазын?

Я живу в деревне- Мин аалда чуртапчам

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Развиваемся, изучая окружающий мир»Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Развиваемся, изучая окружающий мир» Предлагаю фото отчет работы дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Кроха» (стартовый уровень,возраст воспитанников:.

Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Играем, развиваемся, растём»Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Играем, развиваемся, растём» Наша работа с детьми по дополнительному образованию «Кроха» подошла к концу. Активно используя на занятиях разнообразные методы и приемы.

Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» (подготовительная к школе группа) за 2016 - 2017 учебный год В этом году.

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы: • Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской.

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Автор публикации:
Рабочая программа по дополнительному образованию «Родная Хакасия»
Опубликовано: 16 декабря 2023 в 18:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию «Родная Хакасия»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сазанакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД