Папки-передвижки

Рабочая программа педагога «Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с художественным словом»

Безруких оксана юрьевна
Рабочая программа педагога «Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с художественным словом»

Пояснительная записка.

Актуальность темы:

Младший дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с художественным словом начиная с колыбельных песенок, пестушек, потешек, закличек и т. д. Они дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…»). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песни, пестушки, потешки. Художественное слово формирует у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. С помощью художественного слова до сознания ребёнка можно донести самые сложные истины, оно не позволяет «скатиться к обыденности», не допускает обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям.

Публикация «Рабочая программа педагога „Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с художественным словом“» размещена в разделах

Знакомство с художественным словом развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, поговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Таким образом, художественное слово представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических жанров фольклора.

Цель: создать условия для развития речи детей младшего дошкольного возраста через художественное слово.

Задачи:

1. Познакомить детей с жанрами устного народного творчества (потешки, прибаутки, заклички, пестушки, песни, сказки).

2. Прививать любовь к творчеству русского народа.

3. Создать условия для реализации продуктивной деятельности детей (оформление папок-передвижек, фото альбом).

4. Привлечь родителей в использование художественного слова в повседневной жизни ребёнка.

Данная рабочая программа опирается на содержание образовательной программы МКДОУ детский сад «Берёзка», которая разработана на основе :

• Закон РФ 273-ФЗ «Об образовании».

• Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

• Устав МКДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтова.

Принципы работы по программе

• принцип доступности –обучение и воспитание ребенка в доступной,

• привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

• принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями,

• принцип коммуникативности –создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

• принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

При составлении программы учитывались возрастные особенности детей.

Срок реализации программы.

Программа реализуется в течении учебного года: с сентября по май.

Календарно-тематическое планирование

Сроки реализации

Тема

Содержание деятельности. Мероприятия с детьми и родителями.

Сентябрь

«Прибаутки, потешки.» - Чтение потешки «Наша Маша маленька»

- Проведение русской народной подвижной игры «Зайка» с заучиванием текста.

- Игра-ситуация «Поможем зайке». См. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности

- Поем потешку «Петушок», -«Водичка», используя имитационные приемы.

Октябрь

«Образы зверей в малых фольклорных формах.» - Проведение русской народной подвижной игры «Кошки-мышки».

- Поем потешку «Петушок»,

- Аппликации «Бант для Котика»

Ноябрь

«Веселые считалки»

- Заучивание считалок наизусть.

Игра-драматизация «Ёжик и котик».См. Н Ф Губанова Развитие игровой деятельности

Декабрь

«Русские народные подвижные игры.» - Проведение русской народной подвижной игры «Заинька» с использованием потешки.

- Проведение хоровода «Каравай».

- Поем песенку «Заинька», используя танцевальные движения.

- Проведение русской народной подвижной игры «Колпачок и палочка».

- Проведение русской народной подвижной игры «Воротца».

Январь

«Русские народные хороводные игры.» - Проведение русской народной хоровод- игры «Карусель».

- Проведение русской народной хоровод -игры «Флажок», используя считалочки «Хлопушка».

- Проведение русской народной хоровод-игры «Поезд».

Февраль

Колыбельные песни - Прослушивание колыбельных песен на CD. Использование имитационных приемов «укачивание младенца».

- Кукла Маша засыпай!

- Консультация для родителей «Пропевание колыбельных песен перед сном»

- Поем песенку «Заинька», используя танцевальные движения.

Март

Загадки - Загадывание загадок, повторение потешек.

- Загадывание загадок.

- Проведение физ-минуток «Заинька беленький».

- Отгадывание загадок, повторение считалок, проведение подвижной игры «Кошки-мышки».

Апрель

Русские народные сказки. Рассказывание сказки, используя пальчиковый театр, рассматривание иллюстраций.

- Русская народная сказка «Теремок».

- Русская народная сказка «Репка».

- Русская народная сказка «Козлята и волк».

- Русская народная сказка «Маша и медведь».

- Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот

Май

Загадки о животных - Отгадывание загадок, проведение русской народной подвижной игры «Воротца».

- Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот».

- Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

Планируемые результаты освоения программы

К концу реализации программы дети смогут :

1. - петь колыбельные песни для кукол во время игры ;

2. – загадывать и отгадывать загадки;

3. – играть в русские народные подвижные и хороводные игры ; читалкой выбирать ведущего;

4. – внимательно слушать и рассказывать русские нородные сказки; понимать их смысл;

5. – использовать пестушки и потешки в режимных моментах.

Приложения

Что же относится к понятию «художественное слово»?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки – это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.

Пестушки – это значит пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, «Потягушки, потягушки! Поперёк толстунушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок!» - весёлая затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение

Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. «Ваня будет спать, котик Ваню качать».

Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками («Ладушки» и «Сорока») в этих играх есть уже нередко «педагогическое наставление», «урок». В «Сороке» щедрая сорока - белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя самого маленького (мизинец, но лентяя.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, о курочке – рябушечке, о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойственен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, дается резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: тили - бом, тили – бом. В прибаутках большая воспитательная ценность – ребёнок слушает, наблюдает, познает неведомые ему явления, через сюжеты песен, знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание ребёнка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний.

Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши. Их установка - создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребёнка смех, значит он правильно понимает соотношение вещей и явлений. В основе небылицы- парадокс, ее мир вывернут наизнанку.

При умывании:

Водичка, водичка умой моё личико….

Знаем, знаем да-да-да

Где ты прячешься вода!

Выходи водица!

Мы пришли умыться!

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

При расчесывании:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят,

Все волосоньки в ряд…

Во время приё ма пищи:

Умница, Варенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

Это ложка. Это чашка.

В чашке – гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала

Кашки гречневой не стало.

Список литературы:

1. Федоренко Л. Ф., Фомичёва Г. А. М. : Просвещение, 1984г. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»;

2. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;

3. Логинова В. И., Максаков А. И., под редакцией Сохин Ф. А. – 3 изд. М. : Просвещение, 1984г. «Развитие речи детей дошкольного возраста»;

4. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»;

5. Чуковский К. И. «От двух до пяти». / М. : 1980г.

6. Хрестоматия по детской литературе М. К. Боголюбская М. :

Просвещение, 1984г.

7. Электронные ресурсы

Публикации по теме:

Развитие художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с кубанской кованью. НОД «Ажурная улица» Пояснительная запискаДошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы.

Развитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игрРазвитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игр Каталог авторских игр по развитию мелкой моторики. Главная цель применения в практике совместной деятельности с детьми игр на развитие моторики.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Конспект утренней гимнастики в средней группе «Три медведя» c художественным словом Утренняя гимнастика по мотивам сказки «Три медведя» для группы среднего дошкольного возраста 4-5 лет Цель: Способствовать укреплению здоровья.

Открытый просмотр подвижной игры с художественным словом с старшей группеОткрытый просмотр подвижной игры с художественным словом с старшей группе Открытый просмотр подвижной игры с художественным словом в старшей группе, в рамках работы методического объединения инструкторов по физической.

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театраПальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

Рабочая программа по области «Речевое развитие» 1. Содержание программы «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа педагога «Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с художественным словом»
Опубликовано: 24 октября 2023 в 13:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа педагога «Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с художественным словом»» (включая файлы) размещена пользователем Безруких оксана юрьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД