Лучший педагог года

Рабочая программа образовательной области «Физическое развитие»

Елена Русина
Рабочая программа образовательной области «Физическое развитие»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности (МКДОУ детский сад №25)

Принята Утверждена: Педагогическим советом заведующим МКДОУ детский сад № 25

Протокол № ___ Глебовой О. Н. ___ от«___» ___ 2016г. от «___» ___ 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (модуль 5)

Публикация «Рабочая программа образовательной области „Физическое развитие“» размещена в разделах

образовательной области «Физическое развитие» основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности

для детей 3-7-го года жизни

Срок реализации – 4 года

Разработчик : Лира Елена Юрьевна,

инструктор по физической культуре

I квалификационной категории

Тавда

2017

Содержание

1 раздел. ЦЕЛЕВОЙ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации образовательной области «Физическое развитие»….3

1.1.2. Принципы и подходы к реализации образовательной области «Физическое развитие»…4

1.1.3. Значимые для реализации образовательной области «Физическое развитие»

характеристики….5

1.2. Планируемые результаты освоения детьми содержания образовательной области «Физическое развитие»…. 8

2 раздел. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Описание вариативных форм, способов и средств их реализации с учетом возрастных индивидуальных особенностей воспитанников 3-7 го года жизни, специфики их образовательных подробностей и интересов…. 10

2.2. Особенности организации режима пребывания детей в образовательном учреждении области «Физическое развитие»…. 15

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы в области «Физическое развитие»…. 17

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в ходе освоения детьми образовательной области «Физическое развитие»…. …18

3 раздел. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания образовательной области «Физическое развитие»…19

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды развития детей в области «Физическое развитие»…. 20

3.3. Традиционные спортивные праздники, досуги и развлечения, физкультурно - оздоровительные праздники…. 22

Приложение

Комплексно-тематический план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования….24

Система мониторинга освоения детьми образовательной области «Физическое развитие»…. 25

2

1 раздел ЦЕЛЕВОЙ

1.1 Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации образовательной области

«Физическое развитие»

Цель ОП: Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Цели реализации образовательной области «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Задачи реализации образовательной области «Физическое развитие»

1. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

2. Дать представление о ценности здоровья;

3. Формировать желание вести здоровый образ жизни.

4. Формировать о значении физических упражнений для организма человека. Знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

5. Обеспечить гармоничное физического развития, совершенствовать умение и навыки в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

6. Формировать потребности в ежедневной двигательной деятельности.

7. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях,

8. Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики

9. Правильное выполнение основных движений

3

Часть, формируемая участниками образовательного процесса :

Задачи:

1. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, уважение к культурным традициям своего и других народов.

2. Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам)своего этноса, других народов и национальностей.

3. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных этносов.

4. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и

национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

1.1.2. Принципы и подходы к реализации образовательной области «Физическое развитие»

Дидактические

• Систематичность и последовательность

Развивающее обучение

• Доступность

• Воспитывающее обучение

• Учет индивидуальных и возрастных особенностей

• Сознательность и активность ребенка

• Наглядность

Специальные

• Непрерывность

• Последовательность наращивания тренирующих воздействий

• Цикличность

Гигиенические

• Сбалансированность нагрузок

• Рациональность чередования деятельности и отдыха

• Возрастная адекватность

• Оздоровительная направленность всего образовательного процесса

• Осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания

Здоровьесберегающие

• Принцип комплексности состоит в создании единой целостной программы здоровьеформирующих основ у детей дошкольного возраста на районном уровне.

• Принцип дифференцированности заключается в педагогическом направлении здоровьеформирующего образования в воспитательно – образовательном процессе, в индивидуально – дифференцированном подходе к каждому ребенку.

• Принцип последовательности заключается в постепенном подключении оздоровительных процедур, их разнообразие, вызывая интерес и положительный эмоциональный отклик со стороны детей.

• Принцип аксеологичности (ценностная ориентация) осуществляется через родителей, с которыми рассматриваются мировоззренческое представление общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни ребенка дошкольного возраста, так как сформированность здорового образа жизни детей является основой для формирования здорового психофизического развития ребенка в дальнейшем.

• Принцип активности и сознательности предполагает участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

4

1.1.3. Значимые для реализации образовательной области. «Физическое развитие» характеристики

- Климатические

Тавда находится в зоне резко континентального климата, где зима продолжительная, многоснежная и суровая, а лето короткое влажное и умеренно-тёплое. Весна приходит в конце марта. В среднем установление устойчивого снежного покрова происходит в первой декаде ноября, а схода в первой декаде апреля.

Средняя относительная влажность воздуха составляет 71%. В течение всего года преобладает юго-западный ветер, но часты также западный и южный.

Наиболее часто туманы в августе, сентябре и декабре, вероятнее всего утром, в промежутке. Метели чаще бывают в ноябре — декабре. В начале зимы, случается гололёд.

Исходя из климатических условий региона, графика образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1. Холодный - учебный год (сентябрь-май). Составляется определенный режим дня и расписание непосредственной образовательной деятельности.

2. Летний (июль-август, для которого составляется другой режим дня.

В холодной время пребывание детей на открытом воздухе ограничивается температурными режимами. А в летнее время деятельность детей организуется на открытом воздухе.

Прогулки с детьми в холодный период предусматриваются в соответствии с требованиями СанПиН и режимом/распорядком дня. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день : в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

В условиях холодной уральской зимы, когда световой день уменьшается до 7 часов, количество прогулок и совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой на улице во вторую половину дня, сводится к минимуму. Прогулка не рекомендуется проводить при t воздуха ниже -15С и скорости ветра боле 15м/с для детей до 4-х лет; для детей 5-7 лет при t воздуха ниже -20С и скорости ветра более 15м/с.

Особое внимание уделяется одежде детей, которая должна соответствовать погодным условиям. На зимних прогулках детям удобнее в утепленных куртках и штанах (комбинезонах) спортивного фасона, чем в тяжелых шубах (для занятий по физическому развитию и игре в подвижные, народные игры на прогулке).

- Природно – географические

ТАВДА, в Свердловской области, районный центр, в 360 км к северо-востоку от Екатеринбурга. Расположен на Западно-Сибирской равнине, пристань на правом берегу р. Тавда. Тавдинский район богат лесом, в нем много лиственных и хвойных пород деревьев, кустарников и цветов. Его населяют разные виды животных и птиц. Много рек и озер. Железнодорожная станция на линии Екатеринбург — Устье-Аха. Возник в 1910 как посёлок при создании лесосеки. В городе развита деревообрабатывающая промышленность : фанерный комбинат и другие частные предприятия. Город состоит из нескольких отдельных посёлков, расположенных преимущественно на правом берегу Тавды. Действует музей лесной и деревообрабатывающей промышленности. Климат континентальный. Основной природный лечебный фактор — термальная (42°С) хлоридная натриевая йодо-бромная вода, применяемая для питьевого лечения и ванн при заболеваниях органов пищеварения, движения и опоры, нервной системы (функционирует водолечебница «Родник»).

5

- Возрастные особенности детей по физическому развитию.

6

Характеристики индивидуальных особенностей воспитанников групп

ТАБЛИЦА

7

1.2. Планируемые результаты освоения детьми содержания образовательной области «Физическое развитие» основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования

Часть, формируемая участниками образовательного процесса «Мы живем на Урале»

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи воспитания и обучения:

1. Способствовать освоению ребенком простейших правил народных подвижных игр.

2. Создать условия для ознакомления ребенка со спортивными упражнения народов Среднего Урала, обогащая его двигательный опыт: ходьба на лыжах, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам.

3. Воспитывать потребность вступать в общение с взрослым и другими детьми при выполнении спортивных упражнений, в народных подвижных играх.

4. Создать условия для приобщения ребенка к правилам безопасного, здоровьесберегающего поведения дома, в детском саду, на улице, на водоеме, на дороге, осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

5. Создать условия для активного накопления ребенком первичных представлений о строении тела человека, его основных частях, их назначении, правилах ухода за ними, умения обращаться за помощью в ситуациях, угрожающих здоровью.

6. Поддержать собственную созидательную активность ребенка, его способность самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи безопасного, разумного поведения в разных ситуациях.

7. Способствовать самостоятельному переносу в игру правила здоровьесберегающего поведения.

9

2 раздел. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Описание вариативных форм, способов и средств их реализации с учетом возрастных индивидуальных особенностей воспитанников 3-7 го года жизни, специфики их образовательных подробностей и интересов

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Физическая культура

13

Принципы:

Дидактические Систематичность и последовательность; Развивающее обучение; Доступность; Воспитывающее обучение; Учет индивидуальных и возрастных особенностей; Сознательность и активность ребенка; Наглядность.

Специальные Непрерывность; последовательность наращивания тренирующих воздействий; цикличность

Гигиенические Сбалансированность нагрузок; Рациональность чередования деятельности и отдыха; Возрастная адекватность; Оздоровительная направленность всего образовательного процесса; Осуществление личностно -ориентированного обучения и воспитания

Методы: Наглядный Наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры) Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни) Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)

Словесный Объяснения, пояснения, указания. Подача команд, распоряжений, сигналов. Вопросы к детям. Образный сюжетный рассказ, беседа. Словесная инструкция.

Практический Повторение упражнений без изменения и с изменениями. Проведение упражнений в игровой форме; Проведение упражнений в соревновательной форме.

Средства, формы, технологии: Физкультурные занятия, закаливающие процедуры, подвижные игры, физкультминутки, утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения физкультурные игры на прогулке, спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования, самостоятельная двигательная игровая деятельность детей.

Двигательная активность, занятия физкультурой.

Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода).

Психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий).

Здоровьесберегающие технологии

Медико –профилактические организация мониторинга здоровья дошкольников, организация и контроль питания детей, физического развития дошкольников, закаливание профилактических мероприятий, организация обеспечения требований Сан Пи Н ов, организация здоровье сберегающей среды.

Физкультурно – оздоровительные развитие физических качеств, двигательной активности, становление физической культуры детей гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Психологическая безопасность Комфортная организация режимных моментов; Оптимальный двигательный режим; Правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок; Доброжелательный стиль общения взрослого с детьми; Целесообразность в применении приемов и методов;

Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса Учет гигиенических требований; Создание условий для оздоровительных режимов; Бережное отношение к нервной системе ребенка;

Учет индивидуальных особенностей и интересов детей; Предоставление ребенку свободы выбора; Создание условий для самореализации; Ориентация на зону ближайшего развития.

Виды здоровье сберегающих технологий Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, различные гимнастики.

Технологии обучения здоровому образу жизни : проблемно-игровые занятия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье»

14

2.2. Особенности организации режима пребывания детей в образовательном учреждении

Ежедневная организация жизнедеятельности детей

ТАБЛИЦА

Совместная деятельность взрослых и детей

Физкультурные занятия (игровые, занятия спортивного типа, сюжетные, физкультурно-познавательные);

Физкультурные занятия на воздухе;

Праздники, развлечения, физкультурные досуги;

Индивидуальная работа;

Настольные игры «Футбол», «Хоккей»;

Чтение рассказов о спорте, спортсменах;

Изготовление атрибутов к подвижным играм;

Изготовление нетрадиционного оборудования;

Утренняя гимнастика (традиционная, игровая, сюжетная, аэробика);

Гимнастика после сна (разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, пробежки по массажным дорожкам);

Подвижные игры; гимнастика для глаз; массаж; релаксация; коррекционные упражнения для стоп;

Спортивные игры и упражнения;

Физкультминутки, пальчиковые гимнастики;

Закаливание.

дыхательная гимнастика;

Рассматривание иллюстраций о спорте;

Изготовление атрибутов к подвижным играм;

Придумывание вариантов к знакомым подвижным играм;

Дидактические и настольные игры Свободная самостоятельная деятельность детей

Настольные игры «Футбол», «Хоккей»;

Дидактические и настольные игры.

15

Режим двигательной активности

ТАБЛИЦА

16

Расписание занятий в области «Физическая культура»

ТАБЛИЦА

Ежедневная утренняя гимнастика

ТАБЛИЦА

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы в области «Физическое развитие».

• Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях в физическом развитии.

• Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей в выполнении упражнений, игре.

• Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу в организации подвижной игры.

• В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе.

• Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи.

• Учитывать индивидуальные особенности детей, с учетом их психофизического здоровья.

• Уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков в развитии физической сферы.

• Создавать положительный психологический микроклимат, в равной мере, проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку; проявлять деликатность, тактичность

17

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в ходе освоения детьми образовательной области «Физическое развитие»

ТАБЛИЦА

1. Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития

-беседы

-диалоги

-индивидуальные консультации

2. Повышение компетентности родителей в вопросах ЗОЖ

-мастер-классы

-родительские собрания

-оформление стенда

-анкетирование

-консультации

-буклеты, памятки

- парная гимнастика

-день открытых дверей

-профилактика простудных заболеваний

-конкурсы и выставки

-фотовыставки

-создание журналов, газет

-папки – передвижки

3. Включение родителей в детско-взрослую свободную деятельность

-детско-взрослые проекты

-презентации

-детско-взрослые соревнования

-мини-мастерские по изготовлению спортивного оборудования

-походы

- проведение «Недели здоровья»

-проведение дней здоровья

-физкультурные досуги, развлечения, праздники

.

18

3 раздел. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания образовательной области «Физическое развитие»

19

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды развития детей в области «Физическое развитие»

Пространство спортивного зала организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством оборудования. Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение.

ТАБЛИЦА (оборудование, сколько штук)

3.3. Традиционные спортивные праздники, досуги и развлечения,

физкультурно - оздоровительные праздники.

Приложение

ТАБЛИЦА

Комплексно-тематический план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования

сентябрь – апрель 2015 - 16 гг.

Протокол тестирования физической подготовленности и измерения показателей физического развития воспитанников МДОУ детский сад №25 …. группа: ФИО

Инструктор по ФИЗО: ФИО

Тестирование проводит инструктор по физической культуре

ТАБЛИЦЫ

Публикации по теме:

Адресный подход в Реализации образовательной области «Физическое развитие» ВВЕДЕНИЕ Современное образование Российской Федерации базируется на постулатах, которые заложены в новом законе «Об образовании в Российской.

Презентация «Опыт работы по образовательной области «Физическое развитие» ФГОС определяет охрану и укрепление здоровья воспитанников как одну из важнейших задач дошкольного образования. В соответствии с этим особую.

Рабочая программа к основной образовательной программе ДОУ «Физическое развитие» .

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе Содержание раздела образовательной области «Познавательное развитие" № Раздел 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» (средняя группа) 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» является компонентом содержательного раздела.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» подготовительная группа Содержание раздела образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» № Раздел 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (средняя группа) 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является компонентом содержательного.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (старшая группа) Содержание раздела образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа образовательной области «Физическое развитие»
Опубликовано: 11 января 2018 в 21:18
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа образовательной области «Физическое развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Русина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД