Лучший педагог года

Рабочая программа научная лаборатория «Академия чудес»

Людмила Пановская
Рабочая программа научная лаборатория «Академия чудес»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №121 «Золотой ключик» общеразвивающего вида г. Владивостока.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №121»

___Гоголева Ж. Б.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «АКАДЕМИЯ ЧУДЕС»

Для детей младшего дошкольного возраста

(3-4 года)

Подготовил воспитатель: Пановская

Людмила Владимировна.

2022-2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

1.2 Актуальность программы.

Публикация «Рабочая программа научная лаборатория „Академия чудес“» размещена в разделах

1.3 Цель и задачи программы.

1.4 Принципы и подходы к реализации программы.

1.5 Формы и режим занятий.

1.6 Возраст детей и продолжительность реализации программы.

1.7 Планируемые результаты освоения программы.

Глава 2. Содержательный раздел.

2.1 Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации программы.

2.2 Соотнесение требований ФГОС дошкольного образования к содержанию программы.

2.3 Перспективное планирование опытно - экспериментальной деятельности во второй младшей группе.

Глава 3. Итоговый раздел.

3.1 Предметно-развивающая среда и система работы по программе.

3.2 Материально-техническое оснащение занятий.

3.3 Формы проведения итогов реализации программы.

Список использованных источников.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

1.2 Актуальность программы.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.

Познавая мир, дети делают множество открытий, и экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в экспериментирование постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.

1.3 Цель и задачи программы.

Цель программы : способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе.

2. Формировать знания, умения и навыки творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием.

3. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект.

4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.

1.4 Принципы и подходы к реализации программы.

Программа построена на основе следующих принципов:

• Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.

• Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.

• Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.

• Принцип «развивающей интриги».

• Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.

• Принцип деятельного подхода к развитию личности.

• Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.

• Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности.

• Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).

1.5 Формы и режим занятий.

Форма проведения занятий - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования, беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз, проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, таблицы, календарь природы.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 15-20 минут.

Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей проводиться в сентябре и мае по методикам Л. Н. Прохоровой «Маленький исследователь».

1.6 Возраст детей и продолжительность реализации программы.

Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста. Возраст детей 3-4 года.

Дети раннего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы и дополняет содержание основной образовательной программы в ДОУ.

Срок реализации программы – 1 год.

1.7 Планируемые результаты освоения программы.

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается:

Повысить уровень познавательной активности у детей.

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Пополнить научно – методическую базу ДОУ по данному методу исследования.

Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации программы.

Приемы и методы, используемые на занятиях:

Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации).

Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.

Демонстрация опытов в группе.

Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).

Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).

Слушание музыкальных произведений.

Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.

Все методы используются в комплексе.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы :

• беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;

• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

• опыты;

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

• подражание голосам и звукам природы;

• использование художественного слова;

• дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

• трудовые поручения, действия.

2.2 Соотнесение требований ФГОС дошкольного образования к содержанию программы.

Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)

Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.

Положение о программе доп. услуг.

Приказ об организации платных дополнительных услуг ДОУ

2.3 Перспективное планирование опытно - экспериментальной деятельности во второй младшей группе.

Месяц Неделя Тема Цель

Октябрь-2022год 1 «ЛАБОРАТОРИЯ». Знакомство с лабораторией Познакомить детей с правилами поведения в лаборатории.

2 «Приборы- помощники» Показать приборы, применяемые в лаборатории :(колбы, пробирки, микроскоп, пипетки и т. д.) И их назначение.

3 «Кто такие лаборанты» Дать представление детям о с профессии Лаборант

4 «Человек»

Изучаем органы чувств человека.

1 Наши помощники.

2 Умный нос

3 Язычок- помощник

4 Глаза нужны, чтобы видеть.

5 Ухо- орган слуха. Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств.

Познакомить с функцией носа, научить определять предметы по запаху.

Познакомить со значением языка, выполнить упражнения в определении вкуса продуктов.

Познакомить с органов чувств -глазами, их назначени, правилами ухода и охраной глаз.

Познакомить с органом чувств - ухом, его назначением и охраной.

Ноябр-2022год 1 «ВОЗДУХ».

«Воздух есть везде». Определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

2 «Движение воздуха».

«Дети машут веером». Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

3 «Воздух внутри человека». Игры с соломинкой. Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом.

4 «Мыльные пузыри». Закрепить понимание о том, что в человеке тоже есть воздух.

Декабрь-2022год 1 «ВОДА».

«Вода-жидкость». «Кто живет в воде?» Вода, это жидкость, ее можно переливать, наливать. Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

2 «Вода прозрачная». «Форма воды». Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха вода принимает такую форму объекта, куда её нальют).

3 «Вода-растворитель». Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

4 «Плавает, тонет и растворяет». Показать детям что предметы, наполненные воздухом, плавают на поверхности воды, тяжёлые-тонут, некоторые вещества вода растворяет.

Январь-2023год 1 «СНЕГ». «ЛЁД». «Агрегатное состояние воды». Вода может быть текучей, снег- рыхлый, при замерзании воды образуется лёд- твёрдое состояние воды.

2 «Замораживание и таяние воды, снега, льда». Доказать опытным путём влияния температуры на агрегатное состояние воды. При низких температурах –замерзает (превращается в лёд) при нагревании – тает. Познакомить детей с признаком «Температура».

3 «Окрашивание воды». «Цветные льдинки».. В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет краску, воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

Февраль-2023 год 1 «БУМАГА». Познакомить детей со свойствами бумаги.

2 «Виды бумаги». Показать различные виды бумаги (салфетка, тонкая бумага, плотная бумага, картон).

3 «Бумага намокает, рвётся, мнётся». Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

4 «Движение воздуха при помощи бумаги». Оригами- «Веер», при помощи веера показать детям движение воздуха.

Март – 2023 год 1 «Свет». «Звук».

«Что и как звучит?» Научить определять по издаваемому звуку предмет.

(дощечка. Карандаш бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан)

2 «Музыка или шум?» Познакомить детей со звучанием музыкальных и шумовых инструментов.

3 «Свет повсюду». Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик).

4 «Фонарик». Показать значение света.

Апрель – 2023 год 1 «Огород на окне».

«Выращивание лука». показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.

2 «Проращивание фасоли» Расширить представления детей о росте растений.

3 «Посадка гороха». Способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.

4 «Бархатцы». Формировать чувство ответственности при ухаживании за растениями, во время поливать, рыхлить почву.

Май – 2023 год 1 «Свойства песка». Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру

2 «Почему не получился куличик». Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики

3 «Песок и земля» Цель: ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).

4 Творческий отчет воспитателя – руководителя программы «Академия чудес». Пополнить научно – методическую базу ДОУ по данному методу исследования.

Повышение компетентности педагогов.

2.4 Работа с родителями.

ОКТЯБРЬ 2022г. Практикум

"Соблюдаем правила безопасности"

Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

НОЯБРЬ 2022г.

Анкетирование

Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами.

ДЕКАБРЬ 2022г.

Оформление папки-передвижки

"Поиграем с водой"

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми

ЯНВАРЬ 2023г

Совместное творчество взрослых и детей.

ФЕВРАЛЬ 2023г.

Создание альбома

"Коллекция бумаги"

Сбор природного материала для экспериментирования и поделок.

МАРТ 2023г.

Приобщить родителей к оформлению схем и пособий для уголка экспериментирования.

Предложить принести лук для посадки.

АПРЕЛЬ 2023г.

Буклет «Экспериментируем дома».

Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

МАЙ2023г.

Консультация

"Песочные игры-терапии"

III. ИТОГОВЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Предметно-развивающая среда и система работы по программе.

• Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок экспериментирования».

• Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.

• Обучающие познавательные занятия.

• Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.

Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально- коммуникативная, познавательная, речевая, художественно - эстетическая.

3.2 Материально-техническое оснащение занятий.

Работа с детьми 3-4 лет, направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

Основное содержание исследований, выполняемое ребятами, подразумевает формирование у них представлений:

• о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

• о природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

• о мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).

• о предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).

Материалы:

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т. п.)

2. Мерные ложки.

3. Сита и воронки разного материала, объема.

4. Резиновые груши разного объёма.

5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.

6. Резиновые или пластиковые перчатки.

7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т. п.

10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т. п.

11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т. п.

12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.

13. Контейнеры с песком и водой.

14. Часы песочные.

15. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

16. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

3.3 Формы проведения итогов реализации программы.

• Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям;

• Творческий отчет воспитателя – руководителя программы «Академия чудес».

Перспективы работы :

Детское экспериментирование (исследовательская деятельность детей) должна занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников. Более тесное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах поисково-исследовательской активности ребенка.

Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, прогулку, прием пищи, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию.

Технология исследовательской деятельности и детское экспериментирование позволяют сформировать у детей умения наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок», развивать их любознательность, мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

В детском саду мы активно внедряем технологию исследовательской деятельности и детское экспериментирование. С этой целью была создана программа по дополнительным платным услугам «Академия чудес». Основная задача внедрить, апробировать эту технологию и систематизировать работу в данном направлении, а также создать условия для детского экспериментирования, начиная с младшей группы. Для определения динамики, своевременного выявления первоначальных проблем и для корректировки дальнейшей работы разработаны мониторинги формирования исследовательских умений и навыков у детей на все возрастные группы, который проводим два раза в год.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-составители: Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова – Волгоград: Учитель,2014г.

2. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ». Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1. / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.

3. Н. М. Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.

5. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1982.

6. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. :Мозаика-Синтез,2006.

7. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера, 2008

8. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005

Публикации по теме:

Годовой отчет о кружковой работе «Детская научная стим-лаборатория»Годовой отчет о кружковой работе «Детская научная стим-лаборатория» В 2020-2021учебном году с детьми старшей группы «Кувшинки» я начала работу по проектной и исследовательской деятельности «Детская научная.

Фотоотчет «Научная лаборатория»Фотоотчет «Научная лаборатория» .

Конспект НОД «Научная лаборатория мыльных пузырей» в старшей группеКонспект НОД «Научная лаборатория мыльных пузырей» в старшей группе Цель: изготовить цветной мыльный пузырь, используя классические рецепты. Задачи: 1. Расширить представления о детской забаве – «мыльные.

Лаборатория чудес (фоторепортаж)Лаборатория чудес (фоторепортаж) Каждый из нас мечтает хоть ненадолго стать волшебником или попасть в волшебную страну, где происходит много разных чудес. В волшебную.

Лаборатория «Магия Чудес» вновь открывает свои двери. Эксперименты продолжаются…Лаборатория «Магия Чудес» вновь открывает свои двери. Эксперименты продолжаются… У детей третьего года жизни очень развита жажда познания, любознательность и стремление узнать «доселе неведомое», потребность в умственных.

Открытое занятие в подготовительной группе «Лаборатория чудес»Открытое занятие в подготовительной группе «Лаборатория чудес» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие речи, физическое развитие. Виды.

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Библиотека изображений:

Публикация Рабочая программа научная лаборатория «Академия чудес» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Пановская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рабочая программа научная лаборатория «Академия чудес»
Опубликовано: 18 июня 2023 в 08:20
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД