Лучший педагог года

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театральная культура»

Наталья Воронцова
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театральная культура»

Введение

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Театральная культура» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413 (в редакции от 29.06.2017г., в соответствии с программой Л. М. Некрасовой, напечатанной в сборнике: Программы дополнительного художественного образования детей под ред. Н. И. Кучера, Е. П. Кабкова. —3-е изд. — М. : Просвещение, 2017.

Публикация «Рабочая программа курса внеурочной деятельности „Театральная культура“» размещена в разделах

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Дополнительная образовательная программа «Театральная культура» имеет социально- педагогическую и художественно – эстетическую направленность.

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемы и усваиваемые» (Б. В. Теплов).

Совершенствование «аппарата переживания» (К. Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.

Актуальность программы «Театральная культура» определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

По окончанию курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности; быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы.

В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками школьной самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.

Промежуточная аттестация освоения курса внеурочной деятельности предусмотрена по итогам четвертей и года с фиксацией в электронном журнале результата «зачет/незачет».

Содержание курса внеурочной деятельности,

формы организации и виды деятельности

Содержание

Раздел 1.

1. Театр как вид искусства (2 часа)

Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Театр – искусство синтетическое и коллективное. Игра- один из главных элементов театрального искусства. Место театра в обществе.

Раздел 2. Спектакль

2. Спектакль как художественная целостность. Образ спектакля

(5 часов)

Спектакль - особое действие разыгранное в пространстве сцены, и особое образное мышление. Перенесение драматургического текста на сцену-это «перевод» с языка литературного на язык сценический.

Спектакль театральное произведение, подтверждающее единство замысла режиссера и актёрской игры.

Просмотр спектакля и работа над отзывом по спектаклю.

3. Понятие «действие» (5 часов).

Действие фабулы или представленное действие.

Действие драматурга и режиссера через мизансцену.

Словесное действие персонажей, произносящих текст посредством которого передаётся вымысел. Творческие задания и этюды на освоение бессловесных и словесных действий.

4. Мизансцена –язык режиссера (3 часа)

Понятие мизансцена. Умение зрителя «прочитывать» спектакль. Через расположение персонажей на сцене (мизансцену) режисер передаёт определённые мысли и эмоции.

Представление о развитии взаимоотношений персонажей через расположение их в пространстве сцены.

Метафора в пространстве сцены. Обобщение зрительского опыта на основе просмотренных спектаклей.

Раздел 3. Драматургия

5. Пьеса – основа спектакля. (5 часов)

Драма- особый род литературы, предназначенный для сцены. Происхождение терминов драма и пьеса. Драматическое в искусстве как образное воплощение противоречий действительности.

Непосредственное изображение межчеловеческих отношений, раскрытие характеров и конфликтов в процессе действительного диалогического мышления героев.

Время в пьесе, связанное с прошлым героев - это настоящее, разрастающееся на глазах зрителей.

Персонажи драмы – действующие лица спектакля. Полноценное развитие пьесы только в пространстве сцены.

6. Структурные элементы пьесы. (5 часов)

Строение пьесы, список действующих лиц. Ремарки.

Диалог в пьесе. Монолог.

Особенности построения драматического сюжета. Понятие конфликта как действующей силы драмы.

Практическая работа с текстами разных драматургов.

7. Сопоставление текста и спектакля. Понятие интерпретации. (10 часов)

Роль режиссера в интерпретации пьесы. Свободен ли режиссер современного театра в истолковании литературного текста? Границы свободы интерпретации в режиссерском искусстве.

Второй год обучения

Раздел 4. Театральные профессии

8. Театр-искусство коллективное (2часов)

Понятие «работник театрального цеха» Знакомство с профессиями костюмеров, бутафоров, реквизиторов, осветителей, монтировщиков.

9. Актёр – главное чудо театра. (5 часов)

Обрядовое происхождение актёрского искусства. «Родословная» актёрской профессии. Искусство создания на сцене образа.

10. Режиссер (10 часов)

Понятие режиссуры. Режиссёр- организатор, педагог, толкователь текста.

Язык сцены- язык театрального искусства. Режиссёрские образы мира в истории сценического искусства. Просмотры спектаклей творческие работы по ним.

11. Художник в театре. Театрально - декорационное искусство( 2 часа)

Сценография- выстраивание театрального пространства. Творчество Д. Боровского, В. Левенталя и др.

Раздел 5. Жанры в театре.

12. Драматургические жанры. (8 часов)

Основные драматургические жанры: комедия, трагедия, драма. История возникновения жанров в театре Древней Греции. Знакомство с примерами из текстов разных жанров. Просмотр спектаклей. Трансформация жанра: трагикомедия, трагифарс. Разновидность комедий на современной сцене: лирическая, сатирическая, комедия абсурда. Написание отзыва о просмотренных спектаклях.

13. Жанровое решение спектакля. (8 часов)

Реализация жанра в конкретном спектакле. Режиссерское решение жанра спектакля и актёрское исполнение.

Театральные штампы. Комическое и комикование. Трагическое и наигрыш. Псевдопсихологизм. Просмотр спектаклей с разной жанровой культурой.

Формы организации и виды деятельности

Занятия проводятся групповые и индивидуальные для отработки дикции, мизансцены.

Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли, праздники. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Виды деятельности : театрализовано-игровая деятельность, общеразвивающая, социальная,художественно-эстетическая, познавательная.

Тематическое планирование 5 класс

№ п/п Наименование разделов и тем

Количество часов Дата

Театр как вид искусства.

1 Театр начинается 1

2 А не замахнуться ли нам?. 1

Спектакль как художественная целостность. Образ спектакля.

3 Разбор полетов! 1

4 Быть, а не казаться. 1

5 Репетиция 1

6 Давайте поиграем 1

7 В гостях у сказки 1

Понятие «Действие»

8 Фантазия - источник творческой духовности человека 1

9 Этюды на повадки животных. 1

10 Этюды на память физических действий. 1

11 Групповые этюды 1

12 Образное представление неодушевлённых предметов 1

Мизансцена – язык режиссера

13 Мизансцена 1

14 Веселые сочинялки. 1

15 Этюды. 1

Пьеса – основа спектакля 1

16 Сценическая речь 1

17 Язык жестов. Мимика 1

18 Наши эмоции 1

19 Работа над репертуаром 1

20 Волшебные предметы и помощники 1

Структурные элементы пьесы 1

21 Законы докучной сказки. 1

22 Секреты считалок 1

23 Древние считалки 1

24 Тайны загадок 1

25 Как устроена загадка 1

Сопоставление текста и спектакля. Понятие интерпретации

26 Заклички: обращение к природе 1

27 Трудности скороговорок 1

28 Созвучные хвосты слов. 1

29 Шуточные стихи 1

30 Сказка-цепочка 1

31 Фантазия в литературе 1

32 Особый взгляд на мир. И. Токмакова, С. Козлов 1

33 Что видит и слышит поэт. 1

34 Главная репетиция. Премьера 1

Тематическое планирование 7класс

№ п/п Наименование разделов и тем

Количество часов Дата

Театр-искусство коллективное

1 Театр и жизнь 1

2 Театр как сообщество творческих людей 1

Актёр – главное чудо театра

3 Актёры –классики 1

4 Актёрские школы 1

5 Русская классика 1

6 Особенности итальянской школы 1

7 Современная игра 1

Режиссер

8 По следам великих 1

9 Мусский Игорь Анатольевич 1

10 Андре Антуан 1

11 Владимир Иванович Немирович- Данченко 1

12 Константин Сергеевич Станиславский 1

13 Гордон Крег 1

14 Макс Рейнгхарт 1

15 Проба пера 1

16 Проба пера

17 Проба пера

Художник в театре. Театрально - декорационное искусство

18 Что есть декорация? 1

19 Ищем себя 1

Драматургические жанры

20 Комедия 1

21 Трагедия 1

22 Драма 1

23 Трагикомедия 1

24 Трагифарс 1

25 Виды комедии 1

26 Этюды 1

27 Этюды 1

Жанровое решение спектакля

28 Комическое и комикование 1

29 Театральные штампы 1

30 Такие разные жанры 1

31 Такие разные жанры 1

32 Мюзикл 1

33 Мюзикл 1

34 Итоговый спектакль. Подготовка. 1

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Родничок» для 1 класса Программа по внеурочной деятельности Общекультурного направления «РОДНИЧОК» 1 класс начальное общее образование (срок реализации – 1 год).

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Библиотека изображений:

Публикация Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театральная культура» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Воронцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театральная культура»
Опубликовано: 5 апреля 2023 в 07:58
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД