Папки-передвижки

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики»

Ваганова Валентина
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Плотниковский детский сад

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

«Дружные пальчики»

Воспитатель: Ваганова В. П.

.

Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Публикация «Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста „Дружные пальчики“» размещена в разделах

через пальчиковые игры, потешки, логоритмику.

Актуальность кружка :

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Задачи кружка :

1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

2. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

3. Учить подражать движениям взрослых

Кружковые занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю.

Календарно – тематическое планирование кружка

месяц Тема занятия

сентябрь 1. Потешки «Водичка,водичка умой наше личико», «Ежик».

2. Песенка-закличка «Осень, осень приходи!».

Упражнение «Жил был зайчик».

3. Русская народная сказка «Курочка ряба» (инсценировка).

4. Пальчиковая гимнастика «Ягоды».

октябрь 1. Потешка «Дождик,дождик кап,кап.».

Упражнение «Это я».

2. Потешка «Кошкин дом!».

3. Русская народная сказка «Теремок» (настольный театр).

4. Пальчиковая игра «Засолка капусты».

Пальчиковая гимнастика «Транспорт».

ноябрь 1. Потешка «Зайка серенький сидит».

Логоритмика «Муравьиная зарядка».

2. «Оладушки».

3. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (кукольный театр).

4. Пальчиковая игра «Гав-Гав».

декабрь 1. Потешка «Хомка –Хомка, хомячок» .

2. Знакомство с загадками о животных.

3. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).

4. Пальчиковая игра «Котята».

Пальчиковая гимнастика «1 2 3 4 кто живет унас в квартире».

январь 1. Песенка «Курочка».

2. Русская народная сказка «Колобок» (рассказывание с использованием иллюстраций).

3. Пальчиковая игра «Маша варежку надела».

февраль 1. Потешка «У оленя дом большой».

2. Загадывание загадок о зиме.

3. Русская народная сказка «Волк и козлята» (рассказывание с использованием иллюстраций).

4. Пальчиковая игра «На блины».

Пальчиковая гимнастика «Животные».

март 1. Потешка «Кораблик».

Упражнение «Колобок».

2. Разучивание заклички «Весна- Красна приходи!»

3. «Три медведя» (кукольный театр).

4. Пальчиковая игра «Маму я свою люблю».

Пальчиковая гимнастика «Животные».

апрель 1. Потешки «Солнышко», «Птичка» .

2. Потешка «Курочка-рябушечка».

3. Русская народная сказка «Маша и медведь» (кукольный театр).

4. Пальчиковая игра «Дом».

май 1. Упражнения «Кузнечики».

2. Песенка «Жили у бабуси».

3. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (рассказывание с использованием иллюстраций).

4. Пальчиковая игра «Аты-баты шли солдаты» .

Пальчиковая гимнастика «Части тела».

месяц Тема занятия

сентябрь 1. Потешка «Водичка. водичка умой мое личико».

Водичка, водичка умой мое личико

Чтобы глазки блестели

чтобы щечки краснели

чтоб смеялся роток

чтоб кусался зубок

«Ежик».

Ежик, ежик колкий!

Покажи иголки!

(держите руки в замочке и наклоняйте

его то в правую, то в левую сторону)

Вот они!

(3 раза — на каждую фразу

поднимите пальцы вверх)

Ежик, ежик колкий!

Спрячь свои иголки!

(держите руки в замке пальцами

вверх, раскачивайте их вправо-влево)

Вот так!

(3 раза — на каждую фразу складывайте пальцы в «замок»

2. Песенка-закличка «Осень, осень, приходи!»

Осень, осень, приходи!.

Красоту нам принеси!

Яркий свет,

Желтый букет,

Вкусные плоды,

Тучки и дожди.

Упражнение «Жил был зайчик».

Жил-был зайчик –

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

(Хлопают в ладоши, 3 пальца в кулак, указательный и средний- ушки. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Трут нос. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Гладят кобчик. Крутят руль.)

3. Русская народная сказка «Курочка ряба» (инсценировка).

4. Пальчиковая гимнастика «Ягоды».

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

октябрь 1.«Дождик» .

Дождик, дождик, Дети повернули ладошку кверху и

Кап да кап, кап… Указательным пальцем имитируют

Мокрые дорожки. Капельки дождя и повторяют за

Все ровно пойду гулять, взрослым: «Кап.»

Пусть промокнут ножки.

«Это я».

Это глазки. Вот. Вот. (показ - глаза поочередно)

Это ушки. Вот. Вот. (показ -уши поочередно)

Это нос. Это рот. (показ - нос, рот)

Там спинка. Тут живот. (ладошку кладут на спину,другую на живот) Это ручки. Хлоп, хлоп. (руки вперед два хлопка)

Это ножки. Топ, топ. (два раза топают ногами)

Ох, устали. Вытрем лоб. (правой ладонью проводят по лбу)

2. Потешка «Кошкин дом!»

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром,

Заливает кошкин дом,

А лошадка – с фонарем,

А собачка - с помелом,

Серый заюшка с листом

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь

Погас!

3. Русская народная сказка «Теремок» (пальчиковый театр).

4. Пальчиковая игра «Засолка капусты».

Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)

Мы морковку трём, трём, (трём кулак о кулак)

Мы капусту солим, солим, (движение пальцев, имитирующие посыпание солью)

Мы капусту жмём, жмём. (интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)

Тьфу, пересолили! (повторить игру ещё раз)

Пальчиковая гимнастика «Транспорт».

Заведу мою машину

(повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину)

Би-би-би, налью бензину.

(три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)

Крепко-крепко руль держу

(имитировать движения водителя)

На педаль ногою жму.

(топать правой ногой)

ноябрь 1. Потешка «Зайка серенький сидит» .

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

«Муравьиная зарядка».

Муравьи проснулись рано (потирают глаза,сидя на корточках,

Потянулись (встают, потягиваются).

Встали прямо (опускают руки вниз)

Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки)

Новый начался денек!

Вместе весело живем –

Хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

2. «Оладушки».

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)

Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (круговые движения двумя руками)

Ди-ли, ди-ли, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)

Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп!

Лады - лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения, «дуют» на ладошки)

3. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

4. Пальчиковая игра «Гав-Гав».

Пять котяток перед вами (Пальцы растопырены. Поворачиваем кисть в разные стороны)

Все кивают головами. (Сгибаем – разгибаем пальцы.)

Вот все вместе побежали, (Бежим пальцами по столу (коленкам)

Вдруг - устали, полежали. (Кладем ладонь на стол (колени)

Мышь увидели вдали И за нею поползли. («Ползем» пальцами по столу (коленям, подтягивая ладонь к пальцам.)

Мимо них собачка шла: «Гав!», - и всех их прогнала. (Пальцы – котята «убегают»)

декабрь 1. Потешка «Хомка –Хомка, хомячок» .

Хомка-Хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок (гладим себя по бокам)

Хомка рано встает (потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет (делаем соответствующие действия)

Подметает хомка хатку (наклоняемся и

делаем вид, что подметаем)

И выходит на зарядку (шаг на месте)

Раз два три четыре пять,

Хомка сильным хочет стать!

(показывываем, какой сильный)

2. Знакомство с загадками о животных.

С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком. (Собака)

Спереди — пятачок, сзади — крючок, посередине — спинка, на спинке — щетинка. (Свинья)

Мягкие лапки, а в лапках — царапки, зелёные глаза — всем мышам — гроза. (Кошка)

Хоть крепки мои копыта и остры мои рога, я добра и не сердита, нравом вовсе не строга. В поле я мычу: "Му-му! Молочка налить кому?" (Корова)

3. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр)

4. Пальчиковая игра «Котята» .

У кошечки нашей есть десять котят (Руки складываем ладошка к ладошке. Пальцы попарно прижаты друг к другу и разъединены.)

Сейчас все котята по парам стоят (Покачиваем руками, не разъединяя их)

Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых, Два маленьких самых и самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)

Пальчиковая гимнастика «Кто живет унас в квартире».

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

январь 1. Песенка «Курочка».

Вышла курочка гулять,

свежей травки пощипать

А за ней ребятки –

желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

не ходите далеко

Лапками гребите,

зернышки ищите.

Съели толстого жука,

дождевого червяка

Выпили водицы полное корытце.

2. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

3. Пальчиковая игра «Маша варежку надела».

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого)

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец)

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок)

февраль 1. Потешка «У оленя дом большой».

У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)

Он глядит в свое окно (показываем руками перед собой квадратное окно)

Заяц по лесу бежит (изображаем бег на месте)

В дверь к нему стучит (изображаем стук кулаком в дверь)

Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)

Дверь открой! (открываем дверь)

Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)

Охотник злой! (изображаем руками ружье)

Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)

Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)

2. Загадывание загадок о зиме.

3. Русская народная сказка «Волк и козлята» (рассказывание с использованием иллюстраций).

4. Пальчиковая игра «Печем блины»

Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

Пальчиковая гимнастика «Животные».

Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

март

1.«Кораблик».

По реке плывёт кораблик,

Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)

У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)

У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)

Но страшны им только кошки,

Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

«Колобок».

Колобок, колобок, (Идут в полуприсяди, руки на поясе)

Колобок — румяный бок.

По дорожке покатился (Бегут на носочках, руки на поясе)

И назад не воротился.

Встретил мишку, волка, зайку, (Изображают медведя, волка, зайца)

Всем играл на балалайке. (Изображают игру на балалайке)

У лисы спел на носу, — (Пляшут вприсядку)

Больше нет его в лесу. (Разводят руками)

1. Разучивание заклички «Весна-Красна приходи».

Весна-Красна приходи

Снег холодный растопи

Деревья зеленью одень

Пусть теплее будет день

3. «Три медведя» (кукольный театр).

4. Пальчиковая игра «Маму я свою люблю».

Маму я свою люблю, я всегда ей помогу: (сжать руки на груди)

Я стираю, (потереть кулачок о кулачок)

Полоскаю, (кулачки сжимать-разжимать)

Воду с ручек отряхаю, (стряхиваем воду с пальчиков)

Пол я чисто подмету (погладить одну ладошку другой)

И дрова ей наколю. (постучать кулачком по ладони свободной руки)

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать. (сложить ладошки вместе и положить под щечку)

Я на цыпочках хожу, (указательный и средний пальцы ходят по ладони

свободной руки)

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (указательный палец к губам)

Пальчиковая гимнастика «Животные».

Вот, убрав царапки, («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)

апрель 1. Потешка «Солнышко».

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки

- Очень рады солнышку.

«Птичка» .

Села птичка на ладошку,

(по ладошке стучим указательным пальчиком)

Посиди у нас немножко

Посиди не улетай.

Улетела птичка, ай! (прячем руки за спину)

2. Потешка «Курочка-рябушечка».

Курочка –рябушечка,

Куда пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,

Зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

- Цыпляточек поить.

- Курочка-рябушечка,

Как цыплята просят пить?

- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

3. Русская народная сказка «Маша и медведь» (кукольный театр)

4. Пальчиковая игра «Дом».

Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой)

Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек)

Солнце было,

Дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики)

май 1. «Кузнечики».

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

2. Песенка «Жили у бабуси».

Жили у бабуси

Два веселых гуся.

Один серый,

Другой белый –

Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один серый,

Другой белый –

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!

Один серый,

Другой белый –

Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Один серый,

Другой белый –

Кланялись бабусе.

3. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (рассказывание с использованием иллюстраций).

4. Пальчиковая игра «Аты-баты шли солдаты».

Аты — баты, аты — баты

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

(поочерёдно шагают указательным и средним пальцами правой и левой руки)

Пальчиковая гимнастика «Части тела»

У меня есть голова,

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Игра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаИгра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста У малышей третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

План работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста План работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста. Сентябрь. - Наблюдение за детьми, диагностика. - Работа.

Предметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПредметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Библиотека изображений:

Публикация Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ваганова Валентина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики»
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 21:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД