Папки-передвижки

Рабочая программа дополнительного образования «Школа экспериментов» для воспитанников 6–7 лет

Татьяна Филатова
Рабочая программа дополнительного образования «Школа экспериментов» для воспитанников 6–7 лет

Составитель: Филатова Т. А.

Пояснительная записка:

Детское экспериментирование — основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Школа экспериментов“ для воспитанников 6–7 лет» размещена в разделах

Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Актуальность темы. На современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.

Цель:

- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи:

1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

2. Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

3. Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)

4. Формировать у детей элементарные географические представления;

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

6. Развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.

7. Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Планируемые результаты по освоению детьми содержания рабочей программы.

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ;

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

- навыки исследовательской деятельности: самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;

- расширять знания об объектах и их свойствах.

Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю по 30 минут

Срок реализации данной программы – 1 год.

Форма подведения итогов: создание альбома «Наша лаборатория экспериментов»

Учебно – тематический план:

Месяц Тема Цель Кол-во

часов

Сентябрь «Свойства воздуха»

Опытным путем показать детям

свойства воздуха: занимать место,

нагреваться и остывать, прозрачность,

давление воздуха.

30 мин

Сентябрь «Воздух есть везде. Прогулки невидимки»

Учить находить воздух в различных

предметах,

веществах (почва, вода,

губка и т. д.)

Дать представление об использовании

свойств воздуха человеком, показать,

как можно поиграть с воздухом

30 мин

Сентябрь «Своды и тоннели»

Опытным путем выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

30 мин

Сентябрь «Песок- природный фильтр» Вспомнить и закрепить знания детей о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) 30 мин

Октябрь «Может ли растение дышать?»

опытным путем выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Определить, что все части растения участвуют в дыхании. 30 мин

Октябрь «Нужен ли корешкам воздух?»

Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

30 мин

Октябрь «Как образуется тень»

опытным путем помочь детям понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

30 мин

Октябрь «Как устроены перья у птиц»

С помощью опытов помочь детям установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. 30 мин

Ноябрь «Можно ли склеить бумагу водой».

Опытным путем закреплять у детей знания о свойства воды. 30 мин

Ноябрь «Как сделать звук громче» С помощью опытов обобщить представления детей о физическом явлении - звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. 30 мин

Ноябрь «Выращиваем кристалы» Опытным путем изучить кристаллы соли, подвести к выводу, что с остыванием воды растворимость соли понижается и она начинает выпадать в осадок и оседать. 30 мин

Ноябрь «Исследование с помощью микроскопа». Закреплять умение детей в работе с микроскопом на примере различных опытов. 30 мин

Декабрь «Замерзшая вода двигает камни» Узнать, с помощью опытно-экспериментальной деятельности как замерзшая вода двигает камни. 30 мин

Декабрь «Впитывание воды» Показать детям, на примере опытов, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают.

30 мин

Декабрь «Опыты с пресной и соленой водой» «Яйцо утонет или всплывет?» Подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой;

свойства пресной воды и соленой. продолжать развивать познавательную активность в процессе

экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез;

развивать дружеские отношения. 30 мин

Декабрь «Танцующая монетка» Опытным путем показать детям свойство воздуха: сжиматься и разжиматься 30 мин

Январь «Цветное молоко» На примере опытов показать действие моющих средств 30 мин

Январь «Несгораемая купюра» с помощью опыта подвести детей к понимаю того что некоторые жидкости содержат в своем составе воду. 30 мин

Январь «Опыт со снегом и солью» Опытным путем познакомить с понятием «точка замерзания» 30 мин

Январь «Что можно почувствовать кожей?» Помочь детям получить с помощью эксперимента элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. 30 мин

Февраль «Воздух сжимается».

(опыт с низкой температурой воздуха) Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха с помощью опытно-экспериментальной деятельности. 30 мин

Февраль «Волшебная монета» Познакомить детей с помощью опытно-экспериментальной деятельности с таким свойством металла, как теплопроводность. 30 мин

Февраль «Солнце, Земля и другие планеты»

На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность 30 мин

Февраль «Камни»

-изучаем свойства камней;

Опытным путем изучаем свойства камней.

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. 30 мин

Март «Секретное послание». Показать детям способы написания «невидимыми» чернилами, опытным путем выяснить от чего это происходит. 30 мин

Март «Большие насекомые»

Продолжаем опытным путем знакомить детей с увеличительными стёклами.

30 мин

Март «Вулкан» С помощью опытов показать образование газа; закрепить знания о свойствах воды растворять различные вещества. 30 мин

Март «Стальной барьер» Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить опытным путем его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами (алюминий и сталь). 30 мин

Апрель «Звезды светят постоянно» Показать, на примере опытов, что звезды светят постоянно. 30 мин

Апрель «Условия,

необходимые для роста

растений»

Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха.

30 мин

Апрель «Росток»

С помощью опытов закрепить и обобщить знания детец о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. 30 мин

Апрель «Мыльные пузыри» С помощью опыта формировать представления детей о свойствах мыла. 30 мин

Май «Заплесневелый хлеб».

Установить, с помощью опытно-экспериментальной деятельности, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

30 мин

Май «Растения ищут свет» Установить опытным путем как растение ищет свет. 30 мин

Май «Вода – источник жизни» Показать с помощью опытов значение воды в жизни живой природы. Рассказать в ходе экспериментирования о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. 30 мин

Май «Вода – растворитель» Опытным путем закрепить свойства воды – вода растворитель, научить элементарным способам очисти воды. 30 мин

Методическое обеспечение

• Конспекты

Карточки : Уроки для самых маленьких «Времена года» (природные явления, время суток)

• Коллекция природного материала.

• Иллюстрации книг.

Список литературы:

1. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

2. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

3. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность»

4. Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»

5. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

6. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Публикации по теме:

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования кружка «Чудеса в решете»Рабочая программа дополнительного образования кружка «Чудеса в решете» Автономная некоммерческая организация общеобразовательная организация «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы (АНО ОО "Прогимназия.

Рабочая программа дополнительного образования «Обучение дошкольников грамоте» (средняя, старшая, подготовительная группы) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность образовательной программы. Комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление.

Рабочая программа дополнительного образования по ИЗО и лепке на 2018–2019 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Росинк» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр.

Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников плаванию «Дельфинёнок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Планета детства» (МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства»).

Рабочая программа дополнительного образования «Ребенок в мире LEGO» 1. Введение 2. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты. Требованиям к знаниям и умениям воспитанников 1.3.

Рабочая программа дополнительного образования «Ребенок в мире LEGO» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 24» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного.

Рабочая программа дополнительного образования речевой кружок «Научите меня говорить правильно» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КРУЖОК «Научите меня говорить правильно» Автор составитель: О. И. Крупенчук СПб. :.

Рабочая программа кружка дополнительного образования по оригами для детей 5–6 лет «Волшебный мир оригами» Рабочая программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей 5 – 6 лет «Волшебный мир оригами».

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:

Публикация Рабочая программа дополнительного образования «Школа экспериментов» для воспитанников 6–7 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Филатова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования «Школа экспериментов» для воспитанников 6–7 лет
Опубликовано: 9 июня 2019 в 21:21
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД