МААМ-картинки

Дополнительная образовательная программа «Мир безопасностей»

Елена Малхасян
Дополнительная образовательная программа «Мир безопасностей»

Дополнительная образовательная программа

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи программы

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

1.4. .Формы и методы организации образовательной деятельности

1.5. Подходы к организации взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений :

1.6. Планируемые результаты.

1.7. Система оценки результатов.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого-педагогической работы

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Мир безопасностей“» размещена в разделах

2.2 Комплексно-тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

III. Организационный раздел.

3.1. Учебный план работы кружка

3.2. Условия и средства реализации программы

3.3. Програмно-методическое обеспечение

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Ребёнок появляется на свет, а мама и папа днём и ночью заботятся о его благополучии. Малыш подрастает и становится самостоятельнее год от года. И вот он идёт в детский сад, оставляя родителей, бабушек и дедушек за воротами. Это очередной уровень свободы, и значит – пришла пора познакомиться с новыми правилами безопасной жизни и вспомнить уже известные. С рождения мы учим ребёнка избегать опасных объектов и ситуаций, а к моменту поступления в дошкольное учреждение эти правила формируются в отдельную дисциплину. Ребёнок эффективно усваивает знания, если они даются в определённой системе.

Дополнительная образовательная программа «Мир безопасностей» (далее Программа) имеет социально - педагогическую направленность, разработана на основе: - Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева и Н. Н. Авдеева программа «Основы Безопасности Жизнедеятельности»;

- Программа обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, Р. Литвинова.

В программу вошли шесть разделов, затрагивающих основные сферы жизни ребё нка:

1. «Ребёнок и другие люди».

Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций – об этом ребёнок узнаёт в программе ОБЖ.

2. Ребенок и природа.

Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями, а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.

3. Ребенок дома.

Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы ОБЖ.

4. Здоровье ребенка.

Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.

5. Эмоциональное благополучие ребенка.

Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых – родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.

6. Ребенок на улице.

Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Раздел шестой поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.

Курс нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий. Формы проведения занятий различны: дидактическая игра; состязания, турниры; беседа, рассказ; игра – моделирование; развлечения, конкурсы, викторины.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

Задачи:

- сформировать у ребенка навыки разумного поведения,

- научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;

- способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Дидактические принципы построения и реализации Программы :

1. Принцип деятельности

В различных педагогических ситуациях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний.

2. Принцип целостного представления о мире

У ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе, о роли и месте каждой науки о системе наук. Естественно, что при этом знания, формируемые у учащихся, должны отражать язык и структуру научного знания.

3. Принцип непрерывности

Принцип непрерывности означает преемственность между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип психологической комфортности

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома".

6. Принцип вариативности

Принцип вариативности предполагает развитие вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

С другой стороны, принцип вариативности обеспечивает право педагога на самостоятельность в выборе форм и методов работы.

7. Принцип творчества (креативности)

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческой начало в деятельности, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем

1.4. Формы и методы организации образовательной деятельности

В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности :

• экскурсии, целевые прогулки;

• наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;

• рассказы воспитателя на тему безопасности жизнедеятельности;

• анализ различных ситуаций;

• чтение и обсуждение художественных произведений;

• рассматривание иллюстраций;

• беседы с детьми на темы безопасного поведения;

• игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;

• праздники и досуги.

Решение программных задач предусматривается в ходе непосредственно образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию, в совместную деятельность с детьми в утренний период времени, на прогулке, во второй половине дня.

Срок реализации программы : 1 год.

1.5. Ожидаемые результаты:

Планируемые результаты освоения программы

К шести годам в результате освоения программы ребёнок :

«Ребёнок и другие люди»

• знает, что опасно доверять незнакомому человеку, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину;

• имеет представление о том, как вести себя дома, когда остаётся один, знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку;

• имеет представление о правилах поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.

«Ребёнок и природа»

• различает и правильно называет съедобные и несъедобные грибы;

• знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы, а небрежное и жестокое обращение с ней ухудшает жизнь человека;

• знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных, они могут быть агрессивны, больны; их можно и нужно кормить, но трогать и играть с ними опасно;

• знает правила поведения во время грозы.

«Ребёнок дома»

• знает о предметах, опасных для жизни и здоровья, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;

• имеет представление о мерах пожарной безопасности;

• имеет представление о работе милиции.

«Здоровье ребёнка»

• имеет элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах);

• знает о необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов;

• имеет представление о назначении и работе сердца, органов дыхания;

• имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о необходимости своевременного обращения к врачу;

• понимает, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;

• имеет представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться;

• имеет представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья;

• знает правила поведения на воде.

«Ребёнок на улице»

• соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;

• понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;

• имеет представление о предупреждающих, указательных, запрещающих дорожных знаках; умеет различать знаки;

• узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;

• различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;

• знает правила игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т. д.).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :

- Диагностика знаний, умений и навыков детей. Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).

- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов

- Участие в соревнованиях.

1.6 Система оценки результатов.

Мониторинг проводится два раза в год: 1 – вводная (сентябрь) 2 - итоговая (май).

Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:

высокий – 3 балла;

средний – 2 балла;

низкий – 1 балл.

.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Содержание психолого-педагогической работы.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений

Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируются основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания.

Основными задачами в данный период являются: обучение укреплению здоровья при общении с природой; формирование представления о съедобных и несъедобных растениях, грибах. обучение правилам безопасности при пользовании бытовыми приборами, изучение элементарных правил ПДД.

Содержание психолого-педагогической работы

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, с правилами поведения при грозе.

Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транс порта, о работе светофора. Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности. Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).

Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

2.2. Комплексно-тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности.

Месяц Тема Содержание работы Литература

Сентябрь Контакты с незнакомыми людьми на улице Обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, то, как правильно вести себя в таких ситуациях № 1

стр. 42

Съедобные ягоды и ядовитые растения Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть № 1

стр. 79

Прогулка по городу Уточнять, расширять знания детей о транспорте, развивать умение находить признаки сходства и различия видов транспорта, называть их, учить культуре поведения в транспорте № 3

стр. 69

Конспект

Микробы и вирусы Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах) № 1

стр. 96

октябрь Чтобы нам не болеть Формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов; воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о здоровье детей (врачам). № 2

стр. 51

Улица полна неожиданностей Расширять представления о правилах поведения во дворе, на улице; учить видеть всё то, что представляет опасность для жизни и здоровья № 3

стр. 69

Конспект

Для чего нужны дорожные знаки Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения № 3

стр. 29

Путешествие в страну правил дорожного движения (досуг) Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях; развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире; воспитывать чувство ответственности

Конспект

ноябрь Я потерялся Учить детей правильно действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в этой ситуации № 3

стр. 69

Конспект

Взаимосвязь и взаимодействие в природе Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды № 1

стр. 70

Контакты с животными Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны № 1

стр. 83

Если чужой приходит в дом Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни № 2

стр. 86

декабрь Пожароопасные предметы Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться № 1

стр. 54

Предметы, требующие осторожного обращения Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами № 1

стр. 56

Пожар Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнём № 2

стр. 13

Огонь – судья беспечности людей (досуг) Обучать детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём № 2

стр. 15

январь Насильственные действия незнакомого взрослого на улице Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице № 1

стр. 49

Пешеходы и пассажиры (Я – пешеход) Рассмотреть и обсудить различные ситуации поведения на улице; закреплять знание безопасного поведения № 3

стр. 25

Правила дорожного движения Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика № 3

стр. 33

февраль Служба «02» Познакомить детей со службой «02»; сформировать представления о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо, открывать дверь квартиры в отсутствие взрослого № 2

стр. 19

Как работает сердце человека Познакомить детей с назначением и работой сердца № 1

стр. 86

Как мы дышим Ознакомить детей с органами дыхания № 1

стр. 90

Здоровье и болезнь Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. № 1

стр. 97

Март Незнайка на улице (досуг) Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения Конспект

Здоровая пища Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной № 1

стр. 104

Одежда и здоровье Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться № 1

стр. 113

Гроза Знакомство детей с правилами поведения во время грозы № 2

стр. 24

апрель В здоровом теле – здоровый дух (досуг) Формировать у детей умение заботиться о своём; расширять и обогащать знания детей о пользе физических упражнений для здоровья; развивать положительные эмоции и дружелюбие Конспект

Режим дня Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья № 1

стр. 106

Игры во дворе Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. № 1

стр. 122

Безопасность Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. № 2

стр.

Май Красный, жёлтый, зелёный (досуг) Повторение правил поведения на улице, дорожного движения. № 5

стр. 8

Контакты незнакомыми людьми дома Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми. № 1

стр. 46

Обучение правилам поведения на воде Познакомить с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение № 2

стр. 60

Азбука безопасности (викторина) Закреплять представления о дорожных знаках и правилах поведения на дорогах; продолжать совершенствовать знания о правилах поведения в природе Конспект

2.3Взаимодействие с семьями воспитанников

План работы с родителями

Сентябрь

1. Мини – лекция: «Улица - не место для игр».

2. Игра для родителей «Мы и дорога».

3. Анкетирование на тему: «Безопасность на дорогах».

4. Папка-передвижка «Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения».

Октябрь

1. Досуг для родителей и детей: «Дорожная азбука».

2. Папка-передвижка: «Дорожное движение»

3. Памятка для родителей : «Воспитываем грамотного пешехода»

4. Педагогический всеобуч: «Обучение дошкольников безопасному поведению».

Ноябрь

1 Создание «Центра безопасности» совместно с родителями (приобретение дидактических игр, пособий, литературы)

2. Родительский всеобуч: «Знаешь ли ты свой дом?». (острые предметы, лекарства, бытовая химия, личная безопасность дома)

3. Анкетирование «Безопасность».

3. Памятка для родителей: «Опасности и правила поведения».

Декабрь

1. Консультация для родителей: «Основы пожарной безопасности»

2. Папка-передвижка: «Правила пожарной безопасности»

3. Конкурс на лучший плакат: «Пожарная безопасность».

Январь

1. Папка- передвижка: «Детские болезни».

2. Анкетирование: «Растём здоровыми».

3. Круглый стол: «Вырастим детей здоровыми».

4. Памятка для родителей: «Профилактика вирусных и простудных заболеваний».

Февраль

1. Педагогический марафон: «Уроки для детей и правила для родителей».

2. Папка – передвижка: «Кто стучится в дверь ко мне?».

3. Индивидуальные беседы с родителями на тему «Один дома».

Март

1. КВН с участием родителей и детей «Правила дорожные».

2. Совместная деятельность родителей и детей: «Опасно - безопасно».

3. Папка - передвижка: «Осторожно! Незнакомец…».

Апрель

1. Семинар - практикум: «Букварь здоровья».

2. Анкетирование «Качество питания».

3. Диспут «Что мы едим?»

4. Праздник здоровья с участием детей и родителей: «Витаминиада».

Май

1. Папка- передвижка «Отдых на природе».

2. Семинар- практикум «Животные в жизни детей». (безопасность)

3. Игра-тренинг «Правила оказания первой помощи» (ушибы, порезы, укусы).

4Информация в родительский уголок: «Осторожно, клещи!».

III. Организационный раздел.

3.1. Учебный план работы кружка

Год обучения Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Длительность занятий, мин. Кол-во часов в год

3 год обучения Старшая группа

1

4

36 20 -25 мин 12- 15ч

3.3. Условия и средства реализации программы

Учебно-тематический план

№ Наименование разделов Количество образовательных ситуаций

1 Ребёнок и другие люди 4

2 Ребёнок и природа 4

3 Ребёнок дома 6

4 Здоровье ребёнка 10

5 Ребёнок на улице 11

Итого 35

3.3. Програмно-методическое обеспечение

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л, Стёркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

2 Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

3. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова и др. Сост. Т. Ф. Саулина. – М. : Просвещение, 1989.

4. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М. : Книголюб, 2004.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического.

Библиотека изображений:

Публикация Дополнительная образовательная программа «Мир безопасностей» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Малхасян на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Мир безопасностей»
Опубликовано: 3 февраля 2024 в 20:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД