Лучший педагог года

Путешествие в музей Чувашского быта в гости к Илемпи. Конспект НОД

Елена Ануфриева
Путешествие в музей Чувашского быта в гости к Илемпи. Конспект НОД

Путешествие в музей Чувашского быта в гости к Илемпи. Конспект НОД

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Музыкальное развитие»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

• Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,

• Дать детям общее представление о нашей Чувашской республике,

• Познакомить с нашими чувашскими обычаями и традициями, с народным творчеством,

Публикация «Путешествие в музей Чувашского быта в гости к Илемпи, Конспект НОД» размещена в разделах

• Воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям чувашского народа.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Развивать свободное общение с взрослым и детьми, умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую и связную речь. Обогащать речь новыми словами: тухья, масмак, шулькеме, хушпу, кепе, саппун, писиххи.

Образовательная область: «Музыкальное развитие»

Учить эмоционально воспринимать музыкальное произведение. Воспитывать желание и умение слушать музыкальное произведение Пляцковского и Савельева «Волга в сердце впадает мое».

Предварительная работа: чтение легенд, сказок чувашского народа, рассматривание одежды чувашского народа, знакомство с гербом, флагом Чувашии, разучивание народных подвижных игр, рассматривание иллюстраций о Волге, о Чувашии.

Слушание народной чувашской музыки.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: Карта Чувашской Республики, Флаг и герб Чувашии, Гербы городов Чувашской республики, Чувашский народный костюм, иллюстрации одежды чувашского народа, аудиозапись с песнями о Волге, значки (С флагом Чувашии, Книжка «Чувашские народные сказки»

Оборудование:телевизор

Методические приемы:

1. Игровая мотивация деятельности-Путешествие в музей чувашской культуры

2. Слушание аудиозаписи.

3. Рассматривание карты чувашской республики

4. Беседа.

5. В гостях у Илемпи. Выставка чувашских народных костюмов

6. Анализ. Поощрение

Ход НОД

1. Организационный момент.

• Ребята, где мы с вами живем? (В Поволжье) Почему так называется наш край? (ответы детей). Верно, потому что мы живем на правом берегу реки Волги.

• Что мы с вами делали, чтобы больше узнать о Волге (ответы детей).

• Правильно, читали стихи, легенды, сказки, рассматривали фото, картины художника Петрова, слушали песни о Волге, рисовали Волгу.

2. Основная часть.

Звучит песня Пляцковского и Савельева “Волга в сердце впадает мое”.

Воспитатель:

• Дети, о чем поется в этой песне? Ребята, вспомните пожалуйста, люди каких национальностей живут у нас в Поволжье?

Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте, где находится Чувашия. :

• Ребята, а как называется главный город Чувашии? (Ответы детей)

• Вы знаете, где находится на карте Чебоксары. (Ответы детей)

• А какие вы еще знаете города в Чувашии? (ответы детей)

• Можете их показать на карте? (Дети подходят к карте, и показывают их)

• А ещё с нами живут люди других национальностей. Кто знает, какой народ живет рядом? ( Ответы детей: марийцы, татары, русские, мордва)

Чувашский народ, очень трудолюбив.

• Как вы думаете, ребята, чем занимается народ Чувашии?

• Правильно, выращивают хлеб, вышивают, занимаются гончарным делом, плетением.

Звучит чувашская музыка, стук в дверь. Входит почтальон, и говорит: «К вам пришло письмо» Воспитатель открывает письмо и читает, и обращается к детям:

• «Ребята, нас приглашает в гости, девочка Илемпи, в музей Чувашской культуры»

….

Воспитатель с детьми садятся в автобус и едут в музей. Воспитатель поет чувашскую песню :

Туре тикес щулпалла, пер автобус вещтереть

хайне ирек щул пама, вал тащтанах систереть

ту-ту-ту ту-ту-ту, таптанатан веть асту

Воспитатель говорит: -Вот мы и приехали. В старину у каждого народа была своя, особенная одежда, отличающаяся от одежды других народов. Народные костюмы были изумительны по красоте.

Их встречает девочка Илемпи, она говорит:

- Ыра кун, ачасем! - Здравствуйте ребята (дети здороваются, меня зовут Илемпи. Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм.

- Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)

(девочка приглашает их в свой музей)

Илемпи :

- Ребята, это – тухья – праздничный головной убор девушки. Хушпу – головной убор замужней женщины. Вышитая Налобная повязка – называется масмак

- А вот это – кепе, женское платье. А поверх завязывают фартук,саппун. (Дети повторяют, как называется пояс, кепе.) Обувью в старину служили лапти, которые носили с шерстяными носками или онучами и мужчины, и женщины. Богатые чувашки надевали особые женские сапоги - "с гармошкой"

Зимней одеждой чувашей были кафтаны из сукна или шуба из овчины. На ноги надевали валенки (кат). На голове у женщин была шаль, у мужчины барашковая шапка.

• Ребята, чувашский народ очень трудолюбив и гостеприимен, есть у нас и свое народное творчество. Это ткачество, вышивка, работа с деревом, плетение корзин, туесков (дети рассматривают). В старину чуваши занимались земледелием. Они сеяли рожь, овёс, ячмень. Держали домашних животных коров, свиней, овец, лошадей. Занимались пчеловодством. Раньше чуваши жили в избах- пюрт, которые отапливались печкой-по-чувашски она называется камака. В избе вдоль стен были расположены сделанные из досок скамейки-нары, которые использовались как кровати.

Посуду чуваши изготавливали из глины и дерева. Чуваши очень любили украшать резьбой мебель, деревянную посуду, ворота. Чувашские девочки с детства учились шить и вышивать и поэтому становились искусными мастерицами.

После тяжелого трудового дня за околицей вечером собирался и стар, и млад для отдыха. Там люди пели, плясали, играли в разные игры.

У чувашей есть много сказок, пословиц, поговорок, песен и танцев. Чуваши пели песни во время посиделок, хороводов, гуляний и праздников. Играли на таких инструментах, как волынка, гусли, барабан и гармонь.

Игровая ситуация «Бабушкин сундук».

Дети находят сундук и рассматривают вещи, которые в нём лежат

(вещи с национальной вышивкой, предметы национального костюма, предметы быта)

Илемпи :

• У нашего народа много традиций и обычаев. А какие у вас в группе есть традиции?

1. Справляем именины детей.

2. Устраиваем день цветов.

3. Синичкин день рождения.

4. День рождения Земли.

5. Экологические тропы.

6. Проводы зимы, масленица, колядки.

Илемпи :

• Мы тоже любим праздники. У нас есть праздник “Акатуй”. Этот праздник посвящается посевным работам.

• А на праздниках мы играем в игры, поем, пляшем. Вот я и хочу с вами поиграть в игру “Колечко колечко”.

• На память о нашей встрече я дарю вам книгу с чувашскими народными сказками и значки.

Звучит песня “Волга в сердце впадает мое”. Девочка прощается: Сыва пулар! – До свидания.

Ребята, а нам пора возвращаться в Детский сад, попрощаемся на чувашском языке :

- Сыва пул, Илемпи!

Сядем в автобус и поедем….

Вот мы уже и в детском саду.

3. Итог.

Где мы с вами были сегодня (ответы детей)

Правильно, ездили в музей, в гости к Илемпи.

• Очень много мы узнали. О чем? О ком? Что вам больше всего понравилось (ответы детей)

• Очень много людей разных национальностей живет у нас в Поволжье. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары. Все они вместе дружат, вместе играют.

• Вечером, родителям расскажите где мы с вами побывали.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в гости к фиксикам» Программное содержание: образовательные задачи - совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения.

Конспект занятия «Быт и традиции чувашского народа» Развивательные: 1. Развивать у детей толерантность, доброжелательные отношения к представителям других национальностей; Воспитательные:.

Целевая прогулка с детьми старшего дошкольного возраста. Мини-музей «Предметы русского быта» Целевая прогулка с детьми старшего дошкольного возраста Мини-музей «Предметы русского быта» Цель: воспитание у детей интереса и любви к.

Фотоотчет Троицкий краеведческий музей по теме «Старины Быта. Культура и традиции.»Фотоотчет Троицкий краеведческий музей по теме «Старины Быта. Культура и традиции.» Посещение краеведческого музея. Сотрудники краеведческого музея успешно сотрудничают со многими дошкольными учреждениями нашего города.

Фотоотчёт. Экскурсия в краеведческий музей с детьми подготовительной группы «Предметы быта далёкой старины»Фотоотчёт. Экскурсия в краеведческий музей с детьми подготовительной группы «Предметы быта далёкой старины» Экскурсия в краеведческий музей с детьми подготовительной группы «Предметы быта далёкой старины» Цели: • дать знания о том, что краеведческий.

Конпект НОД по познавательному развитию «Весенние обычаи чувашского народа» в старшей группе. Программное содержание: • расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье, • закрепить знания о быте, одежде чувашей, •.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в далекое прошлое русского быта» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Конспект НОД для средней группы «Знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа» Конспект непосредственной образовательной деятельности для средней группы «Знакомство с жилищем, одеждой и предметами быта русского народа».

Конспект НОД по ФЦКМ «Знакомство с предметами быта — прялкой и веретеном» для детей подготовительной группы Конспект НОД по ФЦКМ «Знакомство с предметами быта: прялкой и веретеном» для детей подготовительной группы Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД «Знакомство детей с предметами старинного русского быта» Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта». Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.

Библиотека изображений:

Публикация Путешествие в музей Чувашского быта в гости к Илемпи. Конспект НОД (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Ануфриева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Путешествие в музей Чувашского быта в гости к Илемпи. Конспект НОД
Опубликовано: 12 января 2019 в 13:22
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД