МААМ-картинки

Путешествие в мир экономики со сказочными героями. Формирование экономических представлений у дошкольников

Наталья Панкратьева
Путешествие в мир экономики со сказочными героями. Формирование экономических представлений у дошкольников

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»

Джанни Родари

Наступает время, когда дети начинают проявлять интерес к деньгам. Хорошо чтобы к этому моменту взрослые были готовы поддержать это начинание и смогли оказать необходимую поддержку на старте их финансового развития.

Публикация «Путешествие в мир экономики со сказочными героями, Формирование экономических представлений у дошкольников» размещена в разделах

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

За свою педагогическую деятельность я перечитала множество сказок и выделила для себя сказки с экономическим содержанием. В них экономическое содержание раскрывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативные, познавательные навыки. Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным поможет сказка. Использование поведенческого репертуара сказочных героев позволяет детям познать экономическую картину мира в ситуации адекватного возрасту общения, а педагогу - творчески строить процесс экономического воспитания, опираясь на имеющийся опыт детей.

Цель работы: Создание условий для формирования элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры.

Задачи:

Сформировать у детей первичные экономические понятия и умение применять их в конкретных условиях;

• Способствовать развитию правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями;

• Воспитать уважение к людям, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Воспитывать бережливость.

Планируемые результаты:

• Владеют понятием «экономика», умеют выделять экономическое содержание из художественных произведений.

• Умеют устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей.

• Умеют выделять цепочку трудовых действий, осознают взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги».

• Знают понятие «бартер», умеют определять выгодность бартера, самостоятельно совершают обменные операции.

• Владеют понятиями «выгода» и «убыток». Определяют выгодность сделки.

• Знают понятия «купюра», «банк», умеют совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу.

• Владеют понятием «реклама», осознают взаимосвязь «реклама – продажа».

Используют понятия: «капитал», «бизнес», «купля», «продажа». Умеют выделять деловые качества у героев художественных произведений.

Сформированы нравственные качества личности: бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность.

• Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.).

Используемые методы:

• Игровой, т. к. этот метод вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

• Словесный. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.

• Наглядный метод. В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.

В обучении детей основам финансовой грамотности использую следующие технологии:

1. ИКТ технологию

2. Лин – технологию (технология бережливости).

3. Игровые технологии

4. Технология проблемного диалога

5. Технология «Развитие творческого мышления» Работаем по сказке

Предлагаю Вам варианты занятий по обучению основам финансовой грамотности дошкольников по авторским и русским народным сказкам.

«Федорино горе»

К. Чуковский

Цель: расширение представлений о домашнем труде, формирование понимания необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательного отношения к лени, неопрятности.

Краткое содержание. Жила-была старуха Федора. Все в ее доме было поломано, побито да помоями облито. Заглянешь в кадушку – увидишь там лягушку; а заглянешь в ушат – тараканы кишат. Оттого-то от нее и убежала вся домашняя утварь. А бедная баба Федора одна, и плачет и плачет она. Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел; сварила бы баба щи, да кастрюлю, поди, поищи! И чашки ушли, и стаканы, остались одни тараканы. Пошла Федора, звать домой домашнюю утварь, пообещала не обижать ее, любить и уважать, тараканов повывести, прусаков повывести. Долго, долго целовала и ласкала их она, поливала, умывала, полоскала их она. Засмеялися кастрюли: «Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!» Будут, будут у Федоры и блины и пироги! Самовар стоит, пыхтит: «Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю. Кушай, кушай Федора Егоровна!»

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории : труд, результат труда.

Вопросы к детям:

• Почему домашняя утварь убежала от Федоры?

• Каким образом Федора их вернула?

• Как Федору отблагодарили за труд?

• Какую домашнюю работу вы знаете и выполняете?

Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, обидчивость, старательность, аккуратность, чистоплотность, бережливость.

Вопросы к детям:

• Почему от Федоры убежала домашняя утварь?

• Любили ли предметы домашнего обихода свою хозяйку?

• Почему беглецы вернулись к Федоре?

• Кого называют бережливым, трудолюбивым?

Вывод: Федора не любила трудиться, ленилась. Из-за этого от нее убежала домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила беглецов вернуться, стала их мыть, заботиться о них, бережно относиться к ним. А они стали блинами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить.

«Как старик корову продавал»

С. Михалков

Цель: формирование понятия и значения рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.

Краткое содержание. Старик продавал корову на базаре целый день, но ее никто не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренек пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих ее приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому».

Материал: презентация сказки

Экономические категории : реклама, покупатели, продавцы, товар.

Вопросы к детям:

• Почему старик целый день не мог продать корову?

• Как старик представлял свой товар?

• Каким образом паренек привлек покупателей?

Кто был лучшим продавцом: старик или паренек?

• Почему мужик передумал продавать корову?

• Что такое реклама? Где вы видели рекламу?

• Для чего нужна реклама?

Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта.

Вопросы к детям:

• Какими качествами обладал паренек?

• Почему паренек помог старику?

Вывод: Старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не дает молока. Паренек был предприимчивый, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.

«Про мышь зубастую да, про воробья богатого»

В. И. Даль

Цель: Расширение представлений о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой; воспитание чувства справедливости.

Краткое содержание: Мышь и воробей поделили зерно, но вскоре мышь схитрила. Узнав об этом, воробей обвинил мышь, но получил от нее отпор. Воробей принял решение обратиться за помощью к справедливому царю зверей. Царь разрешил его проблему.

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории : выгода, убыток.

Вопросы к детям:

• Для чего мышь схитрила?

• Почему воробей обратился к царю?

• Каким образом царь разрешил проблему воробья?

• Как вы думаете, что важно иметь человеку, чтобы получить выгоду: хитрость, смекалку или умение обмануть?

Социально-нравственные качества: хитрость, чувство справедливости.

Вопросы к детям:

• Почему воробей обвинил мышь?

• Чем помог в споре лев? Как лев разрешил спор между воробьем и мышью?

Вывод: Мышь была хитрая и решила добиться выгоды, обманув воробья. Но воробей вовремя обнаружил обман и обратился за помощью к царю зверей. Царь справедливо разрешил проблему воробья.

«Хаврошечка».

русская народная сказка

Цель: формирование положительного отношения к людям, качественно выполняющим любую работу.

Краткое содержание: Была Крошечка-Хаврошечка сиротой, работала в людях: она и ткала, и пряла, и прибирала, и за все отвечала. Заморили ее работой, а хозяйские дочери ничего не делали. Помогала Крошечке-Хаврошечке только корова: то холста ей соткет, то пряжу спрядет, то полотно побелит и в трубы скатает. Хозяйка узнала, что корова помогает Крошечке-Хаврошечке, и заставила хозяина зарезать корову, чтобы Крошечка-Хаврошечка трудилась сама. Из косточек коровы выросло яблонька.

Проезжал мимо богатый человек, попросил сестер сорвать ему яблочко. Смогла его достать только Крошечка-Хаврошечка, и вышла она замуж за этого человека. Стала она в добре поживать, лиха не знать. А хозяева остались ни с чем.

Материал: настольный театр «Крошечка-Хаврошечка».

Экономические категории : труд, обязанности.

Вопросы к детям:

• Почему Крошечка-Хаврошечка жила в чужих людях?

• Какую работу она выполняла по дому?

• Чем были заняты хозяйские дочери?

• Каким образом коровка помогала Хаврошечке?

• Какие пословицы о труде вы знаете?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь умение дружить, верность слову.

Вопросы к детям:

• Кого из героев можно назвать трудолюбивыми? Ленивыми?

• Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? А вам?

• Как восторжествовала справедливость?

Вывод: Плохо быть сиротой, жить в чужих людях. На всю семью Крошечка-Хаврошечка трудилась. Помогала ей только коровушка в работе, даже после смерти помогла ей, удачно выдала замуж. Хозяева со своими дочками остались ни с чем: и коровы нет, и работницы лишились.

Почему говорят: «Человек трудолюбивый - самый счастливый?»

«Как коза избушку построила»

русская народная сказка

Цель: Знакомство детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели.

Краткое содержание: Коза с козлятами ушла от старухи - горюхи в лес. Долго не могла найти место для своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветками. Боялись, что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими ветками.

Материал: коврограф, силуэты сказочных героев.

Экономические категории : потребности, возможности.

Вопросы к детям:

• Почему коза решила строить дом?

• Какой потребностью это было вызвано?

• Для чего коза с козлятами ушла от старухи - горюхи?

• Почему деревья отказали козе?

• Какая опасность угрожала козлятам?

• Почему коза принимала советы деревьев?

• Где коза построила дом?

Социально-нравственные качества: усердие, заботливость. Ответственность, настойчивость.

Вопрос к детям:

• Какие качества помогли козе найти место для избушки и построить ее?

Вывод: коза ушла от старухи - горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят.

«Мужик и медведь»

русская народная сказка

Цель: Формирование представления о характере труда сельского жителя; развитие умения предвидеть результат труда, смекалку.

Краткое содержание: Посеял мужик репу. Пришел к нему медведь и говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмет корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.

Материал: проектор, ноутбук (для просмотра мультфильма «Мужик и медведь»)

Экономические категории : труд, выгода, товар, договор (уговор, прибыль.

Вопросы к детям:

• Чем занимался мужик в поле?

• Каким образом он поделил урожай?

• Зачем мужик повез репу в город?

• Почему мужик посеял на следующий год рожь?

Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, расчетливость, смекалка, чувство справедливости.

Вопросы к детям:

• Как мужик сохранил урожай?

• Какое качество помогло мужику обмануть медведя?

• Справедливо ли поступил мужик с медведем?

Вывод: Благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.

«Три поросенка».

Английская сказка

Ситуация 1

Цель: Формирование у детей представлений о рациональности выбора материала.

Краткое содержание:

Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили как-то поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф-Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф-Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф-Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы к детям:

• О чем спорили поросята?

• Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать для строительства дома каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?

• Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

• Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на севере, на юге?

• Как можно назвать слово «материал» по-другому?

• Какое слово запишем в экономический словарик? (ресурсы)

Ситуация 2

Цель: Расширение представлений детей о рациональном использовании денег.

Краткое содержание:

Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимое для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, но были очень довольны.

Вопросы к детям:

• Как можно назвать израсходованные поросятами деньги? (сбережения)

• Израсходованные деньги – это доход? Расход? Прибыль?

• Что такое расход?

• Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?

• Какое слово запишем в экономический словарик? (расход)

Ситуация 3

Цель: Формирование понимания необходимости расчета доходов, умения выполнять простейшие расчетные операции установления соответствия доходов и расходов.

Краткое содержание:

Живут поросята в новом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьезная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для оплаты, и приступили к расчетам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.

Доход: 25

Виды

расходов Величина

расходов Экономия

Продукты

Питания

Одежда

Обувь

Оплата

Электричество

Оплата

телефон

?

Вопросы к детям:

• Как можно назвать деньги, потраченные поросятами?

• Какие бывают расходы?

• Назови, в каком случае можно сказать об экономии денег : Д > Р, Д < Р,

Д = Р.

• Почему?

Ситуация 4

Цель: Формирование понимания источников денежных накоплений; развитие умения экономить.

Краткое содержание:

Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.

Вопросы к детям:

• Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?

Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление? Подарок, сбережение?

• Что такое денежное накопление (сбережение? Когда оно появляется?

• Какое слово запишем в экономический словарик? (сбережения)

Используемая литература:

1. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику : Учебное пособие - СПб, 2001. - 130 с.

2. Ульева Е. Откуда берутся деньги? : Энциклопедия для малышей в сказках. - Ростов н/ Д: Феникс, 2018. – 45 с.

3. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок : Практическое пособие. - М. : АРКТИ, 2006.- 88 с.

4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. ,

5. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Издательство. ВЕНТАНА-ГРАФ

6. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников Москва 2019.

7. Интернет – ресурсы.

Публикации по теме:

Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделейФормирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей Занятие по ФЭМП. Подготовительная группа. Тема: Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей. Задачи: • формировать.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Фотоотчёт о встрече с любимыми сказочными героямиФотоотчёт о встрече с любимыми сказочными героями Для детей встреча с любимыми сказочными героями – это всегда праздник, которого дети ждут с нетерпением! И вот у нас в гостях Музыкальный.

Интегрированный физкультурно-оздоровительный досуг для детей 4–5 лет «Путешествие со сказочными героями»Интегрированный физкультурно-оздоровительный досуг для детей 4–5 лет «Путешествие со сказочными героями» Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей. Задачи: Воспитательные: • Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Лэпбук «Правила дорожного движения со сказочными героями» для подготовительной группыЛэпбук «Правила дорожного движения со сказочными героями» для подготовительной группы Дети подготовительной группы скоро будут самостоятельно ходить в школу и поэтому мы с ребятами много времени уделяем знакомству с правилами.

Развлечение в старших группах «Путешествие в страну экономики» Развлечение для старших групп "Путешествие в страну экономики"(Музыкальный зал оснащен сказочным замком,рекламой,магазинами,макетом банка).

Библиотека изображений:

Публикация Путешествие в мир экономики со сказочными героями. Формирование экономических представлений у дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Панкратьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Путешествие в мир экономики со сказочными героями. Формирование экономических представлений у дошкольников
Опубликовано: 13 марта 2021 в 10:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД