МААМ-картинки

Занятие по речевому развитию «Путешествие по железной дороге»

Марина Боброва
Занятие по речевому развитию «Путешествие по железной дороге»

Номинация: «Формируем интегративные качества»

Боброва Марина Сергеевна

Воспитатель

МДОУ Платошинский детский сад

общеразвивающего вида

Пермский район

Технологическая карта

Наименование ОУ МДОУ Платошинский детский сад общеразвивающего вида

Ф. И. О. педагога Боброва Марина Сергеевна

Группа Подготовительная

Тема занятия «Путешествие по железной дороге»

Тип занятия Комплексное занятие.

Публикация «Занятие по речевому развитию „Путешествие по железной дороге“» размещена в разделах

Цель Создать условия для формирования познавательного интереса к истории становления Урала и своей малой Родины. Познакомить детей с прошлым и настоящим железнодорожного транспорта.

Задачи Образовательные: Закрепить названия различных видов железнодорожного транспорта, выделив его среди разнообразных видов транспорта, вовлечение родителей в образовательную деятельность.

Развивающие : Развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае, развивать активную речь, творческую инициативу.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному селу и его историческому прошлому, способствовать созданию благоприятного климата.

Целевые

ориентиры Развитие познавательно – исследовательской деятельности, проявление любознательности, взаимодействие со сверстниками и взрослым, владение активной речью,

Ресурсы Ноутбук, медиапроектор, аудиозаписи, презентация.

Литература 1. Дерягин В. «С гудочком до Платошино» Нива. 18 октября 2001г.

2. Мильман Э. М. История первой железнодорожной магистрали Урала. Пермь: Пермское книжное издательство, 1975г

3. Морозов А. «День сбывшихся надежд» Нива. 01 ноября 2001г

Дидактическая структура занятия

Этапы Цель

этапа Деятельность педагога Деятельность детей Целевые ориентиры

Мотива-ционно – ориенти-ровоч-ный

3 мин.

Основ-ной

24 мин.

Рефлек-сивно – оценоч-ный

3 мин. Мотивиро-

вать детей на включе-ние в совместную деятель

ность

Познако-мить детей с развитием железнодо-рожного транспорта и железной дороги на Урале.

Восстано-вить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха. В группе, сначала не громко, затем сильнее раздается паровозный гудок.

- Здравствуйте, ребята, Вы ничего не слышите?

- Что за странный звук раздается у нас в группе?

- Действительно, это паровозный гудок.

-Наверное, он хочет пригласить нас в путешествие.

-Ребята, а вы любите путешествовать?

А каким видом транспорта вы любите путешествовать?

А хотите узнать, как люблю путешествовать я?

-Тогда отгадайте загадку:

В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит?

-Правильно. Я люблю путешествовать на поезде.

-Ребята, как вы думаете, всегда ли человек мог ездить по железной дороге?

-А хотите узнать историю железной дороги?

-Я приглашаю вас в музей железнодорожного транспорта.

- Становитесь в паровозик, и мы отправляемся в путь.

Вот, мы с вами в музей железнодорожного транспорта. Устраивайтесь поудобнее, сейчас мы с вами окунемся в прошлое.

Много лет назад, в нашей стране совсем не было ж. д. Как вы думаете, как люди перевозили товар в другие города?

Рассказ сопровождается презентацией

- 1 слайд (речная переправа и гужевой транспорт)

-Перевозили их по рекам на баржах или на лошадях по дорогам. Нагрузят телегу мешками с зерном, и идут лошадки, сменяя друг друга по пыльным трактам, в другой город. А осенью и весной - образуется на этих дорогах непролазная грязь – долгое время ни куда не двинешься. На реках же другая напасть: летом они пересыхают, мелеют – и опять не пройти и не проехать.

-2 слайд (Братья Черепановы и их изобретение)

Все понимали, что нужны России другие дороги. Дороги, которым будут не страшны ни морозы, ни жара, ни ураганы – и придумали ж. д. Родиной ж. д. считается Урал. Братья Черепановы изобрели и построили «пароходный делижанец» и чугунную дорогу к нему.

- 3 слайд (Первая железная дорога)

-Первая ж. д. соединила два наших самых больших города Москву и Петербург, и по ней поехал первый паровоз.

- 4 слайд (первый паровоз)

-А, каким был, первый паровоз нам расскажет Диана М. Прадедушка Дианы, работал машинистом на паровозе.

- 5 слайд (паровоз)

-Спасибо, Диана, очень интересно ты нам рассказала про паровоз.

-Ребята, подумайте и скажите, почему он назывался паровоз?

10 июля 1905 г. император Николай II издал указ :

«Построить ж. д. на Урале, идущую через Пермь и Кунгур, до Екатеринбурга.»

- 6 слайд (Николай II; карта ж. д.)

- В строительстве Пермской ж. д. принимали участие и платошинские крестьяне. Они возили гравий с берегов р. Бабки для железнодорожной насыпи, копали грунт, укрепляли полотно. Оказывается железнодорожный вокзал планировали построить в с. Платошино, но купец Смирнов не разрешил строить вокзал на своих землях. И вокзал построили в с. Кукуштан. В 1909г. окрестности Платошино огласил первый гудок паровоза.

- 7 слайд (фотоматериалы из архива)

-Развивалась ж. д., а вместе с ней и ж. д. транспорт.

-А как он развивался, нам расскажет Артем.

- 8 слайд (тепловоз)

Молодец, Артем, спасибо тебе за интересный рассказ.

-Ребята, подумайте и скажите, почему он назывался тепловоз?

Физкультминутка

А сейчас, я приглашаю вас поиграть. Вы все превратитесь в вагончики, а Миша будет вашим паровозом.

Вот запыхтел «чух-чух-чух» паровоз,

Десять вагонов он в горку повез,

Десять вагонов отстать не хотят,

Тоже стараются, тоже пыхтят.

Каждый ногами работает ловко.

Ехали, ехали – стоп! Остановка.

Молодцы, ребята, вот какой дружный паровозик у нас получился. Предлагаю вернуться в музей, ведь наша история еще не закончилась.

-Очень много лет мимо Платошино проезжали разные поезда и перевозили грузы в разные города нашей страны. Наша страна продолжала развиваться.

В нашей стране появилось электричество. Как же изменилась жизнь на ж. д.? Об этом нам расскажет Саша.

- 9 слайд (Электровоз)

-Молодец, Саша.

-Ребята, подумайте и скажите, почему он назывался электровоз?

-Ребята, давайте продолжим наше путешествие по ж. д. Я тоже приготовила вам загадки. Послушайте.

-На большие расстояния мчится он без опоздания,

Пишется в конце два СС.

-Называется…

- 10 слайд (экспресс)

железнодорожников появилось новое «сверхскоростное» движение. «Сапсан», «Ласточка»

-Еще одна загадка:

-Мимо рощи, мимо яра, мчит без дыма, мчит без пара. Паровозика сестричка. Кто такая?

- 11 слайд (электричка)

-Ребята, а вы знаете, что в нашем селе раньше не было железнодорожной остановки и люди много лет ходили в с. Кукуштан, чтобы съездить куда - нибудь? Не одно поколение жителей нашего села мечтало, когда же в селе появится остановка. И вот мечты жителей сбылись. 15 октября 2001г. впервые электричка остановилась на новой остановке «Платошино» и забрала первых пассажиров.

- 12 слайд (Открытие ж. д. площадки Платошино)

Как вы думаете, с появлением ж. д. остановки улучшилась ли жизнь жителей нашего села? Как? Что изменилось?

Обобщаю ответы детей.

Вот мы с вами и познакомились с историей развития ж. д. и ж. д. транспорта. Но, это еще не вся история, когда вы подрастете и пойдете в школу, вы сможете узнать еще очень много интересного из истории ж. д. и нашего села.

-Предлагаю всем дружно отправиться на ж. д. остановку

Скажите мне, пожалуйста, вам понравилось в музее ж. д. ?

-Что нового вы там узнали?

-Что запомнили?

-Что вы расскажете дома своим родителям?

-Что еще хотели бы узнать?

-Раздается гудок паровоза.

-Ребята, наш паровозик зовет нас обратно в детский сад.

-Вставайте друг за другом, мы отправляемся в обратную дорогу.

Мне было очень приятно с вами сегодня путешествовать. До свидания. Дети прислушиваются к звуку и ищут, откуда он доносится.

-подходят к воспитателю

-Ответы детей.

-Отгадывают загадку (поезд)

-Ответы детей

-Дети строятся паровозиком, под музыку делают круг по группе и садятся на стульчики.

-Дети слушают

- ответы детей

-Доклад Дианы (подго-товленный совместно с родителями)

-Ответы детей.

Доклад Артема о тепловозе.

-ответы детей.

-Дети выполняют движения, согласно тексту и повторяют слова.

Дети рассаживаются на стульчики.

-Доклад Саши об электровозе.

- ответы детей

-отгадывают загадку

-Дети отгадывают загадку.

-ответы детей.

- ответы детей.

-дети выходят в центр группы.

- ответы детей.

-слышат гудок паровоза

-паровозиком и под музыку возвращаются в детский сад.

Развитие воображе-ния, проявление любозна-тельности.

Взаимодей-ствие со сверстниками воспитате-

лем, познава-тельно – исследо-вательская деятель-ность

владение устной речью.

Способ-ность договариваться, учитывать интересы других детей.

Владение устной речью, умение выражать свои мысли.

Приложение.

1.1. Доклад Дианы о паровозе.

Загадка :

Ем я уголь, пью я воду, как напьюсь, прибавлю ходу. Везу обоз, на сто колес и называюсь. (паровоз)

Паровоз-это такая машина, которая движется на пару. Внутри паровоза был расположен большой котел с водой, под котлом топка с углем. Топка всегда должна была гореть и нагревать котел с водой. Вода нагревалась, пар поднимался и приводил в движение различные поршни и колеса.

1.2. Доклад Артема о тепловозе.

Загадка:

Полотно, а не дорожка, конь, не конь- сороконожка. По дороге той ползет, весь обоз один везет. (тепловоз).

На смену паровозам пришли тепловозы. Вместо пара и угля стали использовать «дизель»-двигатель внутреннего сгорания. Этот двигатель вырабатывал тепло и приводил машину в движение.

1.3. Доклад Саши об электровозе.

Загадка:

По дороге из железа, быстро еду мимо леса. Мимо тундры и песков, деревень и городов.

Мне уже не мало лет, паровозом был мой дед. (электровоз).

С появлением электрического тока люди придумали электровозы. Они движутся по рельсам благодаря электрическому току.

Публикации по теме:

Образец информации о показателях деятельности педагогических работников для определения размера стимулирующих выплат Заведующему МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию.

Рисунок «Голубь мира»Рисунок «Голубь мира» Конкурсная работа под названием "Голубь мира" для Всероссийского дистанционного конкурса творческих работ "Знаю! Помню! Горжусь!" Центра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию «Путешествие по железной дороге»
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 18:10
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД