МААМ-картинки

Конспект НОД «Путешествие по Архангельску»

Людмила Фомина
Конспект НОД «Путешествие по Архангельску»

Фомина Л. П.

НОД. Тема: Путешествие по Архангельску

Цель: познакомить детей с историей заселения Архангельской области.

Оборудование: Игрушка Незнайки, презентация, раздача – карточка с римскими цифрами – прописью, обозначающей число – и пустым столбиком.

Этапы Деятельность педагога Деятельность воспитанников

Подготовительный, мотивационный. Здравствуйте, ребята! Вы помните, Незнайка собрался в путешествие, но попросил нас о помощи? Вот, он наконец-то к нам добрался и рад познакомиться с такими большими и умными ребятами, как вы!

Публикация «Конспект НОД „Путешествие по Архангельску“» размещена в разделах

Только пока Незнайка добирался сюда, он заметил кое-что странное. Какое время года сейчас? Незнайка тоже знает это, но почему-то у нас на улице сугробы и очень холодно. Он говорит, что у него в Цветочном городе весной уже зеленая трава, почки на деревьях набухают и цветут цветы. И Незнайка не понимает, почему так? Почему у нас так холодно, хотя на дворе весна. Как вы думаете, почему?

Вот теперь Незнайке понятно, почему у нас еще лежит снег.

А еще он говорит, что пока собирался к нам в гости, вернулся Знайка и, поинтересовался, куда это направляется Незнайка. А когда узнал, что в Архангельск, дал ему книгу, в которой написано, как же на такой холодной земле поселились люди.

Хотите узнать, как именно это произошло? Ну, тогда слушайте.

Весна

Потому что мы живем на севере и теплеет у нас позже.

Это случилось давным-давно на Севере. Пришли на берег большой реки несколько древних людей. Они носили одежду, сшитую из шкур оленей, вооружены они были каменными топорами, луками и копьями, умели шить лодки и строить чумы. (показ слайдов)

Древним людям понравилась большая и могучая река. Рыбы в ней было видимо-невидимо, а в прибрежных зарослях жили огромные стаи птиц. В лесах, богатых грибами и ягодами, пряталось много разного зверья. Охота и рыбалка здесь всегда были удачными и давали богатую добычу. И древние люди решили переехать сюда жить.

Ребята, как вы думаете, на какую же реку пришли древние люди?

Верно. Сейчас эта река называется Северная Двина, именно возле нее мы сейчас живем.

И так, слушайте дальше.

Древние люди вернулись в свои старые чумы, погрузили все вещи на нарты, запрягли оленей и отправились в путь.

Нарты, ребята, это такие сани, в которые впрягались олени.

Долго караван оленей шел вдоль берега реки. Там, где к берегам подступали высокие скалы, люди спускали лодки, сшитые из шкур животных и плыли дальше. Наконец, их путешествие закончилось. Они возвратились к большой и богатой реке, которая им так понравилась. И стали здесь жить.

Посмотрите на слайд, видите, какие крутые берега. Такие можно увидеть, если отправиться плыть по Северной Двине.

То место, где поселились древние люди сейчас называется Архангельская область.

Давайте вспомним с вами, чем занимались эти люди? Как они жили и на кого охотились?

Северная Двина.

Охотились, строили чумы, рыбачили итд

Древние жители Архангельского края оставили нам на память о себе наконечники стрел и копий, глиняные фигурки человечков, осколки глиняной посуды. Все эти предметы нашли ученые на местах стоянок древних людей.

А как вы думаете, мы можем посмотреть на эти находки? Где мы можем их увидеть? Какие еще музеи в городе Архангельске вы знаете?

В музеях. Малые Карелы, Архангельский областной краеведческий музей, Северный морской музей

Древние люди зависели от природных явлений – солнца, дождя, снега и ветра. Они верили в духов природы и называли их разными именами.

Давайте с вами посмотрим, в кого же верили древние люди. (демонстрация слайдов с феями, гномами, лешими, домовыми, русалками).

В тайных местах древние люди приносили духам дары, совершая обряды, часто это были танцы.

Игра «Веселый хоровод»

Физминутка Давайте с вами попробуем воссоздать тот танец. Вставайте в хоровод и повторяйте за мной движения.

Дети водят хоровод, ведущий, в середине круга показывает, какое движение нужно сделать. Все участники повторяют движения за ведущим, но при этом нужно продолжать вести хоровод.

Смена видов деятельности, активные движения.

Самостоятельная работа. Молодцы, а теперь садитесь на место и продолжаем.

Как вы думаете, как давно жили древние люди?

Они жили очень давно, сейчас это называется «до нашей эры». Давайте попробуем узнать, как давно это было. Знайка оставил нам подсказку. Смотрите (демонстрация карточки с римской цифрой X). Какая это цифра? Незнайка тоже не знает, но ему очень интересно. Давайте вместе постараемся отгадать загадку Знайки.

Перед вами написаны римские цифры и расшифровка их, вам нужно написать цифру, какими пользуемся мы. (1,2,3…10).

Теперь вы можете сказать, в каком веке до нашей эры жили древние люди?

В 10

Древние жители Севера жили здесь тысячи лет и оставили после себя много детей, внуков и правнуков. Их потомки стали местными жителями, но они не умели писать и читать, то если у них не было письменности.

Но в одиннадцатом веке нашей эры на Север пришли первые люди из города Новгорода. На кораблях они спустились по рекам, повторяя пути древних людей. Здесь они встретили местных жителей, послушали рассказы о море, куда впадают все реки и поплыли дальше на Север. У новгородцев была письменность, а поэтому рассказов о них сохранилось намного больше.

Новгородцы были воинами, купцами и путешественниками. Они стоили большие корабли и путешествовали по рекам и морям. Через земли северного края новгородцы прошли к Северному ледовитому океану. Отважные первопроходцы строили свои крепости на берегах рек недалеко от выходов в море. Отсюда они уходили в дальние морские походы – открывать новые земли. Потомки новгородцев, жившие по берегам морей «по морю» стали называть себя поморами.

Расселившись по северному краю, поморы подружились с местными жителями, племена которых назывались «чудь».

Как вы думаете, почему их называли так?

Чудь – от чуда, чудные. Новгородцам казался язык местных жителей чудным, вот так и назвали этот народ.

Поморы научили чудь писать, читать, строить дома, ходить в дальние морские походы, добывать руду, ковать железо, делать пашни, сеять хлеб, растить овощи. В благодарность чудь научила поморов охотиться на северных животных, ездить на оленях, шить и носить северную одежду.

Единственное, что отличало поморов от чуди – это вера. Чудь продолжала верить в духов природы, а поморы верили во Христа и были православными. Вместе с поморами на Север приходили православные монахи. Они строили церкви и монастыри.

На берегу реки Северная Двина монахи основали Михайло-Архангельский монастырь, а царь Иван Грозный (слайд) приказал построить около монастыря город, который стал столицей всего северного края. Для защиты города была построена деревянная крепость.

В то время город был единственным морским портом России. Сюда приходило много иностранных торговых кораблей, а для торговли с иностранными купцами построили Гостиные дворы.

Михайло-Архангельский монастырь дал новому городу имя и герб. На гербе изображен Архангел Михаил, поражающий своего врага – Дьявола. А город был назван?

Архангельск

Вот такая история у нашего северного края. Вам было интересно послушать историю? Вот и Незнайке очень интересно было.

Прикреплённые файлы:

svoja-igra_fs4i5.pptx | 15481,28 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД «Путешествие в весенний лес» Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,.

Игра-путешествие для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по Городу дорожных знаков» Организация НОД – игра-путешествие для детей среднего возраста: «Путешествие по Городу дорожных знаков» Задачи приоритетной образовательной.

Игра-путешествие «Путешествие в страну Геометрию» (средняя группа) Игра-путешествие «Путешествие в страну Геометрию» средняя группа Игра-путешествие «Путешествие в страну Геометрию» средняя группа Программное.

Игра-путешествие в подготовительной группе «Путешествие на северный полюс» Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях.

Конспект НОД «Лесное путешествие» Примерная основная образовательная Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, разработанной.

Конспект НОД «Морское путешествие» Задачи: Расширять представления детей об окружающем; воспитывать эстетическое отношение к природе; активизировать и обогащать словарь детей.

Конспект НОД «Путешествие в Арктику (путешествие по карте)» для детей подготовительной группы Путешествие в Арктику (путешествие по карте). Интеграция образовательных областей: познавательная деятельность, речевая деятельность, коммуникативная.

Конспект НОД «Путешествие в лес» Программное содержание: 1. Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых; 2. Углубить знания детей о лесе,.

Конспект НОД «Путешествие в сказку»Конспект НОД «Путешествие в сказку» Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Возрастная группа средняя Тема «Путешествие в сказку» Цель: Формирование.

Конструкт НОД по технологии «Путешествие по карте» в подготовительной группе «Путешествие в Лапландию к Санта Клаусу» Конструкт организации НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по технологии "Путешествие по карте"Образовательная.

Публикация Конспект НОД «Путешествие по Архангельску» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Фомина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие по Архангельску»
Опубликовано: 26 декабря 2016 в 12:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД