Папки-передвижки

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей»

Гуля Исмакова
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -детский сад «Ромашка»

р. п Степное Советский район Саратовская область

Опыт работы

по Экологическому воспитанию

на тему:

«Развитие познавательного интереса и наблюдательности у дошкольников в процессе экологического воспитания»

Подготовила:

Публикация «Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию „Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей“» размещена в разделах

Воспитатель Исмакова Г. Ж.

Тема: «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у дошкольников в процессе экологического воспитания»

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство. Так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь, остаются в памяти человека.

С самых ранних лет я воспитываю у детей любовь к природе, к лесу, молодым зеленым насаждениям, приучаю их беречь птиц и вообще «братьев меньших». Надо как можно раньше ввести детей в мир природы, дать им возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в ней. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, шелесту листьев, журчанию ручья, следам животных, я учу их понимать природу, стараюсь объяснить некоторые происходящие в ней явления.

Научить детей видеть прекрасное – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. А дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, а также познание.

Понимая значимость и актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников, я проработала большое количество литературы, интернет страниц, просмотрела программы дошкольного воспитания, и пришла к выводу, что программа Н. А. Рыжовой «Наш дом-природа», больше всего перекликается с моими чувствами, моими познаниями в сфере экологии, и, на мой взгляд, больше подходит для ДОУ и моих воспитанников в частности. Эта программа привлекла меня и тем, что в ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем развития дошкольника. Экскурсии в природу, знакомство с живыми объектами, игра, уход за растениями и животными – все это позволяет, приобщить ребенка к правильному восприятию развития познавательного интереса и наблюдательности в процессе экологического воспитания.

В процессе работы мною были определены цели экологического воспитания :

1. развить у детей познавательный интерес к миру природы;

2. научить детей, не только видеть красоту окружающей среды, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании и бережном отношении к ней;

3. формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;

4. воспитать патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства

5. приобщать к совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями

Решение этих задач по экологическому воспитанию возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из проблемных ситуаций, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся, радуемся.

Для решения поставленных целей я выделила основные направления своей работы по экологическому воспитанию :

Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

Помочь понять им для чего нужны природные связи (для того чтобы не нарушать их, так как нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия и для природы и для человека). Зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно.

Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (Здесь мы делаем акцент на правила поведения в природе).

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Работа с родителями

Работа ведется по парциальной программе: «Наш дом природа» Н. А. Рыжовой. Она является дополнением к основной «Программе воспитания и обучения в

детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

А также используется дополнительная литература:

С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»

Москва «Просвещение» 2000г

Л. С. Журавлева «Солнечная тропинка» Занятия по экологии.

Москва- Синтез 2006г

В. А. Степанова «От осени до лета» Москва 2007г.

Л. Г. Горькова «Экологическое воспитание дошкольников»

«ВАКО» Москва 2005г

Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»

При построении педагогического процесса были применены следующие принципы, которые отражены в программе.

1. Доступность:

- учет возрастных особенностей детей

- адаптированность материала к возрасту

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному

- частое повторение усвоенных правил и норм

3. Наглядность:

- учет особенностей мышления

4. Динамичность:

- интеграция программы в разные виды деятельности

5. Дифференциация:

- учет возрастных особенностей

- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Программа «Наш дом - природа» - это программа коллективных игр, занятий, бесед, целевых прогулок, театрализованных представлений, экскурсий, решений житейских ситуаций, физкультурных праздников, развлечений и досугов.

По этой программе я начала работать с 2006 года. За это время мною неоднократно были проведены открытые занятия на районном уровне, и на уровне детского сада. Для распространения собственного педагогического опыта участвую в районных и областных конкурсах семинарах. В 2010 году стала победителем районного конкурса «Воспитатель года 2010». В 2013г и 2015 году участвовала в областном партийном конкурсе «Лидеры дошкольного образования», в номинации «Лучший воспитатель детского сада» (2013г, «Мое призвание» (2015г, где заняла второе место.

Уже сложилась своя система работы. Обобщая свой личный опыт и опыт своих коллег, я составила перспективный и календарный план экологического воспитания. В них включены конспекты занятий, развлечения, родительские собрании, консультации и т. д.

В настоящее время проектная деятельность одна из эффективных форм в воспитательной работе с детьми нашего ДОУ. Мною разработан проект «Мир зеленых друзей». Главная тема моего проекта - «Что мы знаем о растениях?». В проекте представлены перспективное планирование, анкетирование детей с родителями, дидактические и экологические игры, материал и оборудование для занятия, тестирование ребенка, диагностика, дневники наблюдений, конспекты занятий и развлечении. Проект я разместила на интернет странице Саратовского сайта ГОУДПО «СапИПКиПРО»

В целях дополнительного образования, в нашем садике ведется кружковая работа. Кружком «Росточек» руковожу я, его посещают 12 детей. Основной задачей кружка является раскрытие экологических связей. Без раскрытия этих связей я считаю просто невозможно полноценное экологическое воспитание. В раскрытии связей природы (живой-неживой, живой-живой, неживая-человек, живая-человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами. Например «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям очень нравиться придумывать такие игры, они играют в них охотно, с интересом.

В результате проводимых мною занятий, развлечений, экскурсий, прогулок, игр дети познакомились с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. Начали формироваться такие качества, как реалистическое понимание явлений в природе, любознательность, навыки бережного отношения и любви к природе, забота о живых существах, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

И когда на занятиях, я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу смех, вижу, с каким удовольствием они занимаются, и у меня на душе радостно!

По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх, экспериментах и опытах, в кружковой работе, экскурсиях, прогулках.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Ежегодно в начале и в конце учебного года, я провожу диагностику знаний детей по экологическому воспитанию. Сравнивая результаты уровня знаний моих воспитанников за три года, можно сделать вывод, что показатели высокого уровня значительно возросли.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

во-первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов.

Мой опыт работы показывает, что эффективное средство работы с

родителями – экологический стенд. В моей группе оформлен стенд, который

называется «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!» Здесь и слова

знаменитых людей, статьи, призывающие к добрым чувствам, милосердию,

бережному отношению к природе, дающие конкретные знания. В помощь

родителям создана рубрика «Советы и секреты старичка-Боровичка», где

знакомлю родителей ежеквартально с природой ее тайнами и загадками.

Так же мною, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей (родительские собрании, консультации, анкетирование, выставка художеств, литература о природе, детские работы, выставка поделок из природного материала, изготовление кормушек для птиц в зимнее время, скворечников весной. Я стараюсь убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье.

В целом хочется отметить, что моя работа по экологическому воспитанию, которую я вела на протяжении трех лет уже сейчас дает свои плоды. Мои воспитанники имеют определенный багаж знаний во взаимосвязях в природе. Научились видеть не только красоту окружающей среды, но и участвуют в ее создании, у них развита высокая творческая активность, наблюдательность, самостоятельность, инициативность, трудолюбие, уважение к труду взрослых.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста» Умственное развитие ребёнка по мнению Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, со.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в рамках работы центров «Я выбираю» В любой из программ дошкольного воспитания одной из первоочередных задач стоит сохранение здоровья детей, а так же «возможность радостно.

Методическая разработка из опыта работы по экологическому воспитанию Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении нужно с момента прихода детей в ясельную или I младшую группу. Свою работу провожу.

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Воспитатель: 1 кв. категории Путиловой М Е. «У ребенка необходимо.

Консультация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ходе детского экспериментирования» Формирование и развитие познавательного интереса у будущего первоклассника-это часть широкой проблемы воспитания его всесторонне развитой.

Развитие у детей познавательного интереса к природе Алтайского края средствами экспериментальной деятельности Пояснительная записка Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Понимая значение экспериментирования.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста с помощью опытов и экспериментов (фотоотчет)Развитие познавательного интереса детей раннего возраста с помощью опытов и экспериментов (фотоотчет) К. Е.  тимирязев:Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,.

Развитие познавательного интереса у детей посредством ознакомления с историко-культурным наследием родного края «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если.

Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной.

Родительское собрание «Развитие познавательного интереса у дошкольников к предметному миру» Цель:приобщение родителей к проблеме развития познавательного интереса ребёнка к предметному миру, к обогащению содержания его социального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей»
Опубликовано: 23 октября 2015 в 19:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД