Получи документы

Психотехнические игры и упражнения в работе с юными пловцами

Алексеева Ольга Викторовна
Психотехнические игры и упражнения в работе с юными пловцами

Психологическая подготовка спортсмена-пловца склалдывается из совершенствования процессов, связанных с его познавательной деятельностью и эмоциями, регуляции нервно-психического и стартового состояния. К числу психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека, относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память и внимание.

Одним из наиболее важных процессов является - внимание.

Публикация «Психотехнические игры и упражнения в работе с юными пловцами» размещена в разделах

Со стороны учебно-тренировочного процесса - именно на начальном этапе обучения закладываются основы ("стержень") успешного овладения техникой способов плавания. Отсутствие внимания может привести к нарушению техники, появлению ошибок, которые в дальнейшем плохо поддаются корректировке (порой не исправляются, и как следствие мало успешной спортивной карьере.

Со стороны техники безопасности - невнимательность может привести к получению травм.

С организационной стороны - к нарушению порядка, в следствии чего непродуктивная деятельность преподавателя (тренера) и группы в целом, негативному эмоциональному фону занятия.

У младших школьников преобладающим является непроизвольное внимание, в большой мере зависящее от интереса к работе, от наглядности преподавания, от воздействия того, что видит и слышит, на эмоциональную сторону его психики. Младший школьник может легко пропустить существенное в учебно-тренировочном материале и обратить внимание на несущественное лишь потому, что последнее привлечет его своими интересными для него особенностями. Объем внимания младшего школьника невелик. Обычно он ограничивается 2—3 объектами (в то время как у взрослых он охватывает 4—6 таких объектов). Важную роль в развитии внимания у детей выполняет игра. В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость.

Целесообразность использования психотехнических игр и упражнений

В рамках учебно-тренировочного процесса на начальном этапе играм отводится ведущая роль. Игры и упражнения нацеленные на развитие психических процессов благотворно влияют на гармоничное формирование личности юных спортсменов, являются отличным средством отвлечения от "тяжелой работы" (физических упражнений, повышают интерес детей к тренировкам.

Игры - становятся неотъемлемой частью спортивных сборов (продуктивная организация досуга, возможность развития в них психологических процессов несомненный плюс. В случае сочетания психотехнического упражнения (игры) с основным видом деятельности (физическими упражнениями, тренировочный процесс обретает высокий эмоциональный фон, повышается польза самого упражнения.

Примеры игр

1. «Постройтесь по росту»

Игра подходит для начала занятия на суше.

Цель: организовать группу к началу занятия

Ход игры : Группа располагается на скамье, тренер объявляет правила: по команде - РАЗБЕГАЕМСЯ, занимающиеся начинают хаотичное движение по залу (площадке). По первому сигналу (свисток, хлопок, контрольное слово) все замирают на месте, по второму (два свистка, хлопка, контрольное слово) –не говоря ни слова, быстро выстроиться в шеренгу по росту. Важно предупредить детей об опасности столкновений.

2. Съедобное – несъедобное.

Подходит для перерыва между упражнениями, для занятия досуга.

Цель: развивать активное внимание.

Ход игры : Дети стоят в кругу. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты, то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его (“съесть”). Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч не ловится. Если ребенок справился с заданием, то он становится ведущим и называет свое задуманное слово другому ребенку, и бросает мяч, если не справился, садится на скамейку. Последний "оставшийся"- объявляется победителем.

3. Что изменилось?

Подходит для занятия досуга, требует достаточно много времени.

Цель: развивать наблюдательность, концентрацию и распределение внимания

Ход игры : Различные предметы (мячики, кубики, конусы и т. п. В количестве 5-10 штук) раскладывают на полу в произвольном порядке. Первый желающий проверить свою наблюдательность, подходит к указанному месту (черта, круг и т. п.). Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к предметам, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего участник указывает на предметы "не на своем месте". 2-3 человека (тренеры или воспитанники) контролируют правильность выбора. Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Далее предметы раскладываются в другом порядке, и приглашается другой участник игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.

Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.

В этом случае лучший результат — 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

4. Все к своим флажкам!

Подходит для занятия пауз между физическими упражнениями, для занятия досуга.

Цель: развивать активное внимание.

Ход игры : Дети образуют небольшие кружки (по 3-5 человек). В центре каждого кружка находится цветной флажок (желтый, красный, синий).По первому сигналу тренера дети разбегаются по всему залу. По второму сигналу останавливаются, приседают и закрывают глаза, а тренер меняет флажки местами. На слова “Все к своим флажкам!”дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета и вновь образуют круг. Побеждает та группа, которая собралась в круг первой. Важно предупредить детей об опасности столкновений.

5. Зеваки.

Подходит для проведения разминки в движении

Цель: развитие волевого (произвольного)внимания.

Ход игры : Дети идут по кругу, друг за другом, в колонне. По команде ведущего (присесть, кругом, выпрыгнуть, наклониться и т. д.) выполняют указанное действие и продолжают движение.

6. Будь внимателен!

Подходит для занятия пауз между физическими упражнениями, для занятия досуга.

Цель: стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Ход игры : Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см от другого. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается.

В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и в вперемежку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой. До начала игры “разучивается” каждое движение.

Команды Движение

“Зайчики!” Дети прыгают, имитируя движение зайца

“Лошадки!” Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом

“Раки!” Дети пятятся, как раки (спиной)

“Птицы!” Дети бегают, раскинув руки (имитация полёта тпицы)

“Аист!” Стоять на одной ноге

“Лягушка!” Присесть и скакать вприсядку

“Собачки!” Дети сгибают руки (имитация движения, когда собака “служит”) и лают

“Курочки!” Дети ходят, “ищут зёрна” на полу и произносят “ко-ко-ко!”

7. Слушай хлопки! отвлечения от монотонной работы,

Цель: развитие активного внимания.

Ход игры : Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10-20 секунд). До начала игры “разучивается” каждая поза.

Количество хлопков Поза детей

1 Поза “аиста” (ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую)

2 Поза “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки между ногами на полу)

3 Дети возобновляют движение (ходьбу)

Рекомендаций

Игры и упражнения подходят для занятий на суше как во время учебно-тренировочного процесса, так и на сборах, некоторые, требующие много времени на проведение, целесообразнее проводить на сборах с целью продуктивно занять "свободное" время. Вне зависимости от результата (победил - не победил, получилось - не получилось) ребенок должен получить одобрение, поддержку и похвалу, это обеспечит дальнейший интерес к играм и упражнениям и добавит уверенности в себе.

На сборах игры могут стать основным направлением организации свободного времени, заполнения перерывов, тренировкой так называемых "соревновательных" условий.

Психотехнические игры дают большой положительный эффект, но все же их применение в тренировочном процессе должно быть строго дозировано. Не стоит забывать, что основная цель - овладение техникой вида спорта, чрезмерное применение игр на занятии может существенно повлиять на процесс усвоения учебного материала. Условия игры могут меняться в зависимости от желаемого результата, например: в игре "слушай хлопки" вместо предлагаемых поз можно применять имитационные движения (гребки руками) и т. д.

Разнообразие игр и упражнений очень велико, приведен пример наиболее подходящих (по моему мнению). Тренер, педагог, воспитатель или родители могут занимать ребенка играми в подходящее для этого время.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми второй младшей группы 1. Дидактическая игра «Разноцветная посуда» (ознакомление с цветом). Дети подбирают по цвету посуду, сравнивают, обмениваются предметами.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры-упражнения с голосом Чем лучше работает наш речевой аппарат, тем лучше главные качества голоса. Качество голоса: - сила голоса - громкость: зависит от активности.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Логопедические игры и упражнения с «Волшебной лампой»Логопедические игры и упражнения с «Волшебной лампой» Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических представлений у детей с нарушением речи процесс долгий, кропотливый и утомительный.

Развивающие игры и упражнения «Защитники Отечества»Развивающие игры и упражнения «Защитники Отечества» День защитника Отечества. Это праздник мужественных людей, любящих свою Родину, готовых охранять и защищать ее рубежи. Предлагаю Вашему.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи - речевое дыхание. Речевое дыхание - это дыхание в процессе.

Увлекательные игры и упражнения для профилактики плоскостопияУвлекательные игры и упражнения для профилактики плоскостопия Сегодня с проблемой плоскостопия сталкивается каждая вторая семья. Причины плоскостопия разные. Заметив у своего ребёнка эту проблему, мы.

Библиотека изображений:

Публикация Психотехнические игры и упражнения в работе с юными пловцами (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алексеева Ольга Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психотехнические игры и упражнения в работе с юными пловцами
Опубликовано: 14 мая 2020 в 16:07
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД