Получи документы

Психопрофилактика раннего проблемного (отклоняющегося) поведения: игровые технологии

Старикова Ольга
Психопрофилактика раннего проблемного (отклоняющегося) поведения: игровые технологии

Тема: Психопрофилактика раннего проблемного (отклоняющегося) поведения : игровые технологии.

В педагогической литературе понятие девиантное (отклоняющееся) поведение рассматривается как концепция действий либо единичные действия человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от общепринятых норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательные отклонения в поведении человека, противоречащие установленным в обществе правовым и моральным общепризнанным нормам.

Публикация «Психопрофилактика раннего проблемного (отклоняющегося) поведения: игровые технологии» размещена в разделах

Предпосылки асоциального поведения :

- нестабильность в семье;

- жизненные события и стрессы;

- социальная и эмоциональная напряжённость;

- средства массовой информации;

- меркантильность и бедность в обществе.

Есть факт, что среди подростков с девиантным поведением очень много переученных левшей. (вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье).

Отклоняющееся поведении проявляется :

Нарушение статуса

• Сквернословие

• Нарушение правил

• Школьные прогулы или отказ от обучения

• Частые случаи обмана

• Побеги из дома

• Отсутствие дома по ночам

• Бродяжничество или попрошайничество

• Употребление алкоголя и/или наркотиков

Раннее начало 8-9 лет

Опозиционность

• Чрезмерное упрямство

• Открытое непослушание и неповиновение

• Вспыльчивость

• Обидчивость

• Склонность к частым спорам

• Выражение гнева

• Пренебрежение другими

• Действия досаждающие другим

Ранее начало около 5 лет

Какими же качествами обладают дети с девиантным поведением :

11% - подверженность внешнему влиянию;

10% - скрытность;

9% - эмоциональная неустойчивость;

8% - вспыльчивость;

7% - агрессивность;

7% - неадекватная реакция;

6% - конфликтность.

Стратегии помощи:

• Тренинг

• Организация социальной среды

• Игры и игровые технологии

• Организация ЗОЖ

Наибольшей эффективностью в педагогической работе с подростками с начальной степенью отклоняющегося поведения отличается групповая психотерапия и активная тренинговая работа, направленная на коррекцию и профилактику подобного поведения.

Профилактика суицидального поведения юных подростков помогает контролировать и ограничивать доступ к различным средствам аутоагрессии, выявлять факторы и особые группы риска, оказывать своевременную медико-психологическую помощь каждой конкретной личности. Тут важно выявить такую наклонность у ребенка на ранней стадии и удержать его от этого непоправимого поступка.

При этом не только педагогам, но и родителям важно знать, как справляться с нарушениями в поведении ребенка, чтобы это не укоренилось у него в привычку.

Помочь в профилактике девиантного поведения могут игровые технологии :

технология – это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле.

Понятие игры многогранно. Нет единства взглядов в отношении того, куда целесообразнее отнести игру к методам, средствам, формам, видам деятельности. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности. Игра это такое средство, где воспитание переходит в само воспитание. Игра форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников.

Игра как технология имеет цель, правила, планирование, реализацию цели, анализ результата.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения.

Большое значение в диагностике, раннем выявлении отклоняющегося поведения имеют сюжетно-ролевые игры – это игры с определенным сюжетом и ролями. Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.

Значение сюжетно-ролевых игр в ДОУ:

• развитие личности ребенка;

• организация детского коллектива;

• средства обучения и самообучения детей;

• коррекция развития детей;

• средство диагностики развития детей; психотерапия.

Возможности сюжетно-ролевой игры:

• Развитие детей дошкольного возраста.

Психическое развитие детей.

• Форма моделирования социальных отношений и ролей в обществе.

Предпосылки сюжетно-ролевой игры:

- Действия обобщаются и отделяются от предмета, становятся условными. Ребенок кормит куклу, подносит ложку к кукле несколько раз, считая, что обед закончен переходит к другому игровому действию.

- Ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого; Исполняя ту или иную роль, внимательно следят за правильностью её исполнения, бывает так или нет. «Суп после второго не подают», «Мамы так не делают».

- Происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый. Эмансипация освобождение от какой-либо зависимости, опеки.

Таким образом, ребенок отдаляется от взрослого, его игра становится самостоятельной, но в этой игре он подражает взрослому.

Разновидности сюжетно-ролевой игры.

Игры с правилами. Основа этих игр – четко определённое программное содержание, дидактические задачи.

Игры – драматизации. Не просто копирование разных сторон жизни взрослого, а их осмысление, воспроизводство с помощью ролей и игровых действий.

Строительные игры. Помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека.

"Магазин", "Игрушки у врача", "Аптека", "Строим дом", "Зоопарк", "Детский сад"

"Парикмахерская", "В библиотеке", "Космонавты", "Семья", "В кафе", "Кругосветное путешествие", "На дорогах города","Правила движения", "Мы – спортсмены"

"На станции технического обслуживания автомобилей", "Пограничники", "Школа"

"Космическое приключение", "Мы – военные разведчики".

В 3–4 года Задачи СРИ

• Формирование умения действовать в соответствии с предложенным сценарием.

• Развитие фантазии, способности придумывать простой сюжет в условиях вымышленной ситуации.

• Обогащение активного словарного запаса.

4–5 лет

• Развитие коммуникативных способностей.

• Формирование умения самостоятельно распределять роли, подбирать предметы для игры.

• Обогащение социального опыта детей (правила поведения в библиотеке, магазине, общественном транспорте, поликлинике и т. д.).

• Развитие навыка диалогической речи.

5–6 лет

• Развитие умения самостоятельно определять правила, импровизировать во время игры.

• Побуждение к использованию образов и сюжетов художественных произведений в играх (из сказок и рассказов, фильмов и мультфильмов).

• Активизация диалогической речи.

• 6–7 лет

Развитие творческих способностей детей: желание использовать в игре музыкальные инструменты, добавлять элементы танца, пения.

• Создание устойчивого интереса к профессиональной деятельности взрослых (игры в сотрудников полиции, спасателей, врачей, космонавтов, учёных и т. д.).

• Создание мотивации к изготовлению декораций и атрибутов для будущих игр.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры не только диагностируют и корректируют поведение детей, но и готовят ребенка-дошкольника к жизни. В играх дети могу проявлять агрессивное поведение.

Педагогам и родителям не стоит игнорировать агрессивное поведение ребенка, ведь в ином случае это станет его привычкой. В такой ситуации ребенок привыкает вести себя подобным образом, что может стать причиной непонимания окружающих. При этом важно помнить, что в разном возрасте детская агрессия проявляется по-разному. В целях профилактики агрессивных состояний в семье, детском саду, школе нужно сформировать атмосферу заботы, душевной теплоты и взаимной поддержки. Уверенность ребенка в том, что его любят и защищают, помогает его взрослению и становлению в качестве успешной личности. Чем большую уверенность в себе он обретет, тем меньше у него будет появляться эгоистических привычек, тем реже в его жизни будут присутствовать разрушительные эмоции. Взрослые должны предъявлять разумные требования к своим будущим преемникам, они должны осознать, что от них ожидают.

Внимание к ребенку– это первый ответственный шаг на пути устранения агрессии

• Физические проявления агрессии устранить проще, если ребенок надул губы или сузил глаза, то лучше отвлечь его от пагубных эмоций интересным занятием, обнять за плечи.

• Если попытка предотвратить порыв закончилась неудачей, то нужно спокойно разъяснить ребенку, что его поведение неприемлемо в этой ситуации. Нашкодившего ребенка нужно строго осудить, призвать к уборке получившегося разгрома, а объект агрессии окружить заботой и вниманием. Малыш должен осознать, что, ведя себя таким образом, он проигрывает в отношении с родителями, теряя их драгоценное внимание. После подобной меры наказания малыш должен прислушиваться к советам взрослых.

• Вначале разгневанный малыш будет отрицать предложения взрослых, отказываться от уборки разгрома, не будет признавать собственную вину. Со временем он поймет, что требовали от него родители, страсти поутихнут, а комната станет чище. После того как маленький сорванец убрался в комнате, не забывайте о разумной похвале.

Специальные игры для агрессивных детей

• разорвать на мелкие кусочки чистый листик;

• с чувством покричать в волшебный «мешок крика»;

• побегать и немного попрыгать на свободном стадионе, дворовой игровой площадке, специальной спортивной секции;

• временами выбивать небольшие коврики и декоративные подушки, это упражнение чрезвычайно полезно для драчливых детей;

• периодически бить боксерскую грушу;

• активно выражать свои сокровенные чувства словами, как это делают взрослые.

Успокаивающие игры с чистой водой

Периодическое созерцание чистых водоемов, наблюдение за рыбками в домашнем аквариуме способно успокоить нервы даже самого разъяренного бунтаря. Многие опытные педагоги советуют использовать в ежедневной воспитательной практике следующие познавательные игры с водой:

пробежаться по лужам после теплого дождя. Главное условие тут, чтобы ребенок был в здоровом состоянии и надел непроницаемую обувь;

перелить очищенную жидкость из одной емкости в другую. Это простое упражнение способствует концентрации и охлаждению гневных чувств;

кидание камешков в любой маленький водоем. Родители должны следить за общей безопасностью такой успокаивающей игры;

• увлекательная детская рыбалка, создать которую можно в домашнем тазике либо в ванной;

регулярное занятие плаванием, посещение городского бассейна, развлекательного аквапарка. Подобные развлечения зависят от материальных возможностей родителей, помогают маленькому драчуну избавиться от пагубных чувств;

в летний период можно устраивать веселые дворовые игры с простыми водными пистолетами, чтобы дети проявили максимум личной активности и освежились в жару;

создание волн в ванной во время купания. Чтобы вода не растекалась по полу, можно использовать шторы либо наполнять ванну наполовину;

установка сезонных надувных бассейнов во дворе. Дети могут кидать в него игрушки, пускать кораблики, плескаться. Задача родителей – следить за их общей безопасностью.

Специальные игры с сыпучими материалами

Игры с кинетическим песком и сыпучими компонентами формируют у ребенка навыки усидчивости, помогают освободиться от внутреннего напряжения. Эти материалы можно мять, сильно давить, кидать, наблюдая за полученным результатом. Сыпучие составляющие такой игры способны принимать любую форму, пагубное воздействие они переносят хорошо. С их помощью дети могут свободно выплескивать отрицательные эмоции, не опасаясь за результат. Самые популярные игры с сыпучим песком:

• просеивание песка при помощи мелкого сита либо мельницы, оснащенной ситом;

• закапывание в песок специальных фигурок;

• возведение красивых песочных замков;

• создание тематических картин из цветного песка.

Полезные творческие игры

После яркой вспышки гнева нужно выждать, пока бурные страсти и эмоции утихнут. Не давая критичных оценок его неадекватному поведению, можно попросить ребенка изобразить свой гнев и ощущения жертвы, которая подверглась оскорблению. При этом ребенок должен чувствовать себя абсолютно свободно, не стесняться собственных пагубных эмоций.

Во время анализа собственных действий ребенок обучается ставить себя на место других, контролировать собственное поведение, становиться более чутким к личным потребностям иных людей.

Во время изображения агрессии дети частот используют темные тона, например, черный либо фиолетовый. Во время совместного анализа картинки вместе с ребенком можно предложить его добавить нужные детали, чтобы рисунок обрел веселый оттенок. Можно нарисовать добрых людей, звездочки, яркий салют. Такие действенные приемы обучают маленького агрессора эффективному управлению собственными эмоциями.

Примеры рисунков с признаками агрессивности.

Профилактика девиантного поведения :

1. Работа с родителями.

2. Подвижные игры. Программа «Народные игры».

3. Авторские игровые технологии :

• Дьенеш Э. «Логические блоки Дьенеша»

• Кьюзенер Х. «Счетные палочки Кьюзенера»

• Воскобович В. В. «Геоконт», "Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича».

Таким образом, игры и игровые технологии не только диагностируют и корректируют раннее отклоняющееся поведение детей и подростков, но и готовят ребенка - дошкольника к жизни. Игра опережает детское развитие, находится в ЗБР, и то, что сегодня ребенок делает в игре, завтра будет делать в жизни. Составление игровых технологий из отдельных игр и упражнений - задача каждого творческого педагога.

«Теоретическая физика - это детские игрушки по сравнению с игрой» А. Энштейн.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игровые технологии в ДОУ. Педагогические игры по виду деятельности Педагогические игры по виду деятельности"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. " В. А. Сухомлинский Игра - одна.

Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения»Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения» Главным направлением в деятельности МБДОУ детского сада «Колобок» является- подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые технологии по теме «Мышка-норушка»Игровые технологии по теме «Мышка-норушка» Не первый год живёт в Математическом уголке свинка Ненила (уверена,что не только у нас), подкармливаем периодически желудями, тыквенными.

Игровые технологии по теме «Пчела»Игровые технологии по теме «Пчела» Игровое упражнение " Пчёлки на лугу ". - Ты куда спешишь, пчела? - Извините, ждут дела! Каждый луговой цветочек Ждёт меня с утра до ночи.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Консультация «Игровые технологии. Квест-игра»Консультация «Игровые технологии. Квест-игра» Консультация для воспитателей «Игровые технологии. Квест-игра»Подготовила: Моисеева Л. М. 1 слайд: «Игра - пространство «внутренней социализации».

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Библиотека изображений:

Публикация Психопрофилактика раннего проблемного (отклоняющегося) поведения: игровые технологии (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Старикова Ольга на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психопрофилактика раннего проблемного (отклоняющегося) поведения: игровые технологии
Опубликовано: 21 декабря 2020 в 09:22
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД