Лучший педагог года

Психолого-педагогический практикум «Родители (семья) как один из факторов влияния на поведение ребенка»

Феруза Хайрутдинова
Психолого-педагогический практикум «Родители (семья) как один из факторов влияния на поведение ребенка»

Психолого-педагогический практикум

Тема: Родители (семья) как один из факторов влияния

на поведение ребенка

.

Цель:

• исследовать процесс влияния внутрисемейных отношений на поведение ребенка;

• определить методы стимулирования поведения;

• исследовать феномен поведения.

Задачи:

• определить типы взаимоотношений внутри семьи;

• разобраться в определении типа поведения ребенка;

Публикация «Психолого-педагогический практикум „Родители (семья) как один из факторов влияния на поведение ребенка“» размещена в разделах

• изучить характеристики стилей семейного воспитания;

• осуществить анализ оптимальных условий для успешного

взаимодействия дошкольной организации и семьи.

Аудитория

• Программа предназначена для родителей и воспитателей, которая предполагает выстраивание доверительных взаимоотношений для развития ребенка в условиях дошкольной организации.

Актуальность проблемы.

«В дошкольные годы ребенок почти полностью

идентифицирует себя с семьей, открывая

и утверждая себя и других людей

преимущественно через суждения, оценку

и поступки родителей».

Василий Александрович Сухомлинский

Актуальность темы связана с тем, что мы, взрослые, должны помочь сформировать первые представления о семье совместно с родителями, как хорошо, когда дети впитывают и получают жизненные впечатления и жизненный опыт вместе с мамой и папой, с их поддержкой, под их присмотром. И это очень важно. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, но они между тем зачастую даже не представляют, какая это огромная, могучая и действенная сила – их родительская любовь, поэтому их роль в формировании первоначальных представлений о семье огромна, особенно в первые пять лет жизни ребёнка. Для ребенка семья – основная среда обитания, развития и психологического становления. Именно в семье в период раннего детства ребенок постигает основные модели социальных взаимоотношений (в том числе взаимоотношений родителей и детей на примере отношений родителей и старшего поколения). Детство – основной период развития человека, когда он учится познавать мир, постигает основные механизмы познания, основы взаимоотношений между людьми. Психологи полагают, что именно в детстве закладываются основные навыки и умения, психологические качества характера человека, которые он лишь развивает в течение всей последующей жизни. Институт семьи крайне важен для ребенка, так как период детства характеризуется частичной изоляцией от общества. Следует понять, что ребенок является своего рода подражателем, основы его характера, поведения, отношения к людям он перенимает у своих родителей, притом начиная постигать азы отношений с младенчества (тон голоса в разговоре с теми или иными членами семьи, четкие модели поведения в определенных ситуациях). В итоге, к сознательному возрасту, когда ребенок проявляет первые личностные черты, родители сталкиваются ни с чем иным, как с квинтэссенцией собственных черт характера, манер и стилей поведения. Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются внешними факторами, к которым относятся материальное благополучие, жилищные условия, социальный статус семьи. К внутренним факторам, определяющим взаимоотношения между родителями и детьми, относятся культура и воспитание родителей, духовность и нравственность, осознание духовной ценности семьи, брака, отношений между близкими. Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются образом жизни семьи, благополучием и достатком, чувством спокойствия и уверенности, защищенности каждого члена семьи, его желанием поддерживать и развивать семью. Во многом взаимоотношения поколений определяются взаимопониманием родителей и детей, которое должно базироваться на лояльности и толерантности к потребностям ближнего. Основные ошибки, допускаемые взрослыми во взаимоотношениях родителей и детей, сводятся к тому, что в большинстве случаев родители переносят обиды, противоречия, конфликты, которые они пережили в периоды своего детства, в плоскость новых семейных отношений. Применение опыта прошлых отношений и поколений не является противопоказанием к построению новых связей, но в большинстве ситуаций психологи сталкиваются с проблемой бессознательного копирования моделей поведения своих родителей, повторения их ошибок, что сказывается на свободе каждого участника взаимоотношений, ущемлении его интересов, формировании заведомо нездорового отношения к институту семьи у детей. Современный институт семьи переживает кризис. Нестабильность семейных отношений, утрата умения и желания воспитывать ребенка должным образом определяется рядом внешних и внутренних факторов. Основное правило, которое необходимо осознать родителям, относится к индивидуальности каждой ситуации и каждого участника семейных взаимоотношений, что позволяет утверждать, что слепое следование общепринятым моделям поведения в становлении взаимоотношений и взаимопонимания родителей и детей может не только оказаться неэффективным в конкретном случае, но и существенно усугубить ситуацию. В вопросе воспитания детей в семьях и выстраивание хороших взаимоотношений главную роль играет индивидуальный подход, при котором учитываются интересы всех сторон.

Феномен нарушений поведения дошкольников

в психологической науке

Психологические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Вместе с тем в психологической литературе нет единого определения понятия «нарушения поведения» у детей.

Специалисты большей части наук о человеке - нейрофизиологи, антропологи, генетики, психологи, социологи, юристы, криминалисты, психиатры, занимаются изучением нарушений поведения. Всё это ведёт к тому, что один и тот же термин может иметь совершенно разные значения в различных науках.

Нейрофизиологи изучают нервные механизмы, лежащие в основе поведенческих нарушений.

Психиатры собирают данные об особенностях поведения людей с серьезными нарушениями психики.

Социологи заняты исследованием того, какие общественные условия порождают отклонения поведения.

На современном этапе развития науки формируется понимание того, что нарушения поведения человека - феномен, являющийся предметом междисциплинарного исследования.

Поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя, с учётом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид.

С точки зрения социальной направленности различают:

* социализированное антиобщественное поведение, свойственное детям, не имеющим ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующимся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения;

* и несоциализированное агрессивное поведение, наблюдающееся у детей с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией ребенка на напряженную, стрессовую ситуацию или психическую травму, либо представляют собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей.

Е. М. Экелова-Багалей выделяет три группы причин детской дезадаптации (в этом плане под дезадаптацией детей понимают результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности ребёнка) :

-психологические факторы, к которым относятся интеллектуальные личностные особенности ребё нка: низкий уровень интеллекта, неадекватный уровень притязаний, гиперактивность, слабость волевых процессов, отсутствие познавательных интересов, несформированность соответствующей мотивации;

-микросоциальные факторы, к которым можно отнести неблагоприятные семейно-бытовые условия, конфликтные ситуации среди сверстников в условиях образовательного учреждения;

- биологические факторы; одним из ведущих факторов такого рода является биологически обусловленная недостаточность мозга (как врождённая, в том числе наследственная, так и приобретённая резидуально-органическая патология)

Структура поведения

В дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения. Это позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения. К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качество, причем не только в игровой, но так же и в других видах деятельности: учении, труде, и общении.

В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет. В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально - мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях проходит свои этапы, от однообразности до символизма. Показательно, что к шести годам у детей отчетливо проявляется способность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Определим общие факторы, влияющие на поведение ребенка :

• состояние здоровья ребенка;

• уровень развития ребенка;

• возраст ребенка;

• индивидуальные особенности ребенка;

• новые требования взрослых;

• общение со сверстниками и воспитателями в дошкольном учреждении (организации);

поведение самого педагога;

• взаимоотношения родителей с детьми и условия жизни в семье;

• вредные привычки родителей;

• межличностное общение в семье;

• тип семейного воспитания.

Можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят.

Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Это наиболее благополучные для воспитания семьи.

2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми

нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Родители сами решают, что нужно детям.

3. Материально ориентированные семьи. В таких семьях

главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей

в подобных семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть выгоду.

4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним,

недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят ходить в детский сад.

5. Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, а времен-

ные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни. Влияние таких семей крайне негативно.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Важное значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд

Три стиля семейного воспитания Дианы Бауринд

Требовательный Нетребовательный

Принятие Авторитетный/обучение личным примером Либеральный

(потакающий)

Отвержение Авторитарный/тоталитарный Индифферентный/

пренебрегающий

3 стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОРЕВНОВАНИЕ

ПООЩРЕНИЕ

НАКАЗАНИЕ

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Правовое воспитание в семье и в ДОУ

• Декларация о правах ребёнка (1923 г.)

• Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)

• Всемирная декларация о б обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Семейный кодекс РФ (1996 г.)

Федеральный Закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ”

Закон “Об образовании в РФ”

Трудовое воспитание в ДОУ и в семье

Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:

• Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.

• Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.

• Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.

Взаимодействие ДОУ с семьёй в экологическом воспитании дошкольников.

Для реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:

• разработать положения о содержании общения родителей с детьми, носящего эмоционально – положительный настрой;

• определить содержание эколого - развивающей среды;

• разработать серию консультаций для родителей;

• разработать методическое обеспечение (перспективный план, примерные конспекты занятий, игры).

Организация физического воспитания детей в семье и ДОУ

Для реализации этой проблемы целесообразно использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного информирования родителей о способах физического развития дошкольников (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление наглядной агитации, но и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов - с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря, проведение физкультурных досугов и праздников, туристические походы и т. д.)

SWOT-анализ

Преимущества

• Эмоциональная насыщенность отношений между родителями и ребенком, "общение ради общения", кровородственная близость и теплота

• Постоянство и длительность общения, переплетение частных жизней, сопричастность ребенка с общими планами отца и матери, других членов семьи

• Индивидуальная обращенность педагогических воздействий на ребенка

• Подвижный режим дня

• Возможность общаться с родственниками разных возрастов

Недостатки

Повреждены устои семьи

Утрачено традиционное восприятие родительства и детства

Деформация сферы семейного воспитания

- Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений о воспитании, использование случайной педагогической литературы

- Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания

- Тенденция создавать условия для себя, непонимание их важности для ребенка

- Непонимание возрастных особенностей дошкольников; представление о них как об уменьшенной копии взрослых; инертность в поисках методов воспитания; стремление воспитывать как получится, непонимание духовных потребностей ребенка

- Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность

- Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка; недостаток игрового общения взрослого и детей в семье

- Неумение дать своему ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания

- Беззащитность ребенка перед травмирующими факторами личной жизни родителей, перед их плохим настроением, аморальным поведением

• Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность

• Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.

• Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.

Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.

• Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает» взаимодействие (Обозов, 1979)

• Подчинено выполняемой группой деятельности, зависит от уровня развития данной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует.

• Как осознается каждым участником вклад в общую деятельность

• Взаимопонимание между участниками

• Социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое.

• Все правила и ограничения, которые вы применяете по отношению к своему ребёнку, рекомендуется согласовывать со всеми взрослыми людьми, принимающими участие в его воспитании: с папой, бабушкой, дедушкой и другими. Так ребёнку будет гораздо легче освоить правила и не нарушать их только потому, что бабушка или дедушка разрешили

Заключение

Развитие личности дошкольника предполагает осознание им себя, целей и мотивов своих действий и действий сверстников; понимание причин сложившейся ситуации; осмысление условий, в которых будут протекать действия; определение на основе опыта возможных способов разрешения конфликтных ситуаций и их вероятных исходов. Этому способствует создание положительных мотивационных установок для нахождения эффективных способов разрешения конфликтных ситуаций, что помогает впоследствии сформировать основы конструктивного поведения в процессе идентификации, которая позволяет выстроить личностный образ ребёнка, познающего и распознающего не только мир, но и самого себя, своё окружение.

Для выявления истинных причин поведения ребенка необходимо представлять симптоматику конкретных, часто встречающихся нарушений поведения, знание которой позволит правильно построить работу с ребёнком, а для определения степени тяжести имеющегося у ребенка расстройства опираться на критерии оценки возможного отклонения в любом поведении.

Одной из главных целей работы семьи и педагогов по профилактике «нарушения поведения» дошкольников является формирование основ здоровой личности, социально адаптированной к постоянно меняющимся условиям окружающей действительности (устранение деструктивных форм детской агрессии и формирование механизмов саморегуляции поведения, согласно принятым в обществе социальным нормам). Поэтому важно научить ребенка контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в социально приемлемых формах.

Публикации по теме:

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Неприличное поведение ребенка» Когда Ваш ребенок грызет ногти, громко и специально чавкает во время приема пищи, перебивает Вас или других во время разговора, можно смело.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогический проект «Психологическая гостиная» для сотрудников МБДОУ ЦРР ДС №12 «Орлёнок» г. Лобня Долгосрочный проект реализуется как профилактическая помощь педагогам и сотрудникам в преодолении стрессовых.

Семинар-практикум «Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка» Семинар – практикум. Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка. Цели: • Вызвать чувство доверия ребенка к взрослому, сверстникам; • выполнять.

Библиотека изображений:

Публикация Психолого-педагогический практикум «Родители (семья) как один из факторов влияния на поведение ребенка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Феруза Хайрутдинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психолого-педагогический практикум «Родители (семья) как один из факторов влияния на поведение ребенка»
Опубликовано: 30 сентября 2023 в 19:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД