МААМ-картинки

Психолого-педагогические особенности обучения чтению детей старшего дошкольного возраста

Юлия Загидулина
Психолого-педагогические особенности обучения чтению детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие интеллектуальной сферы ребенка, формируется сфера его интересов, создается основа для последующего развития самосознания, способности к рефлексии и оценочной деятельности по отношению к окружающей действительности. Все это является благодатной почвой для обучения детей осознанному чтению. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте меняется восприятие ребенком литературы. В младшем дошкольном возрасте восприятие литературы неотделимо от других видов деятельности, прежде всего, игры. По мере взросления дети переходят к стадии собственно художественного отношения к искусству, в частности, к литературным произведениям. Это выражается в том, что дети начинают проявлять пристальное внимание к содержанию произведений, способность и желание постигать их внутренний смысл. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться устойчивый интерес к чтению, к постоянному общению с книгами, а также стремление к знакомству с новыми произведениями.

Публикация «Психолого-педагогические особенности обучения чтению детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Соответственно, при обучении чтению необходимо учитывать возрастные особенности детей. Анализ научно-методической литературы и современных программ воспитания и обучения, согласно работе О. А. Смирновой, позволяет выделить следующие типические показатели уровней читательского развития детей в старшем дошкольном возрасте :

– существенное расширение круга чтения ребенка (расширение тематики и жанрового многообразия);

способность к самостоятельному чтению небольшими объемами, что обусловлено высокой утомляемостью и необходимостью смены деятельности;

способность к удержанию в памяти содержания произведения, сравнению содержаний различных произведений, принятие такого метода общения с книгой, как «чтение с продолжением»;

– формирование стремления оценивать происходящее в книге, поступки героев, сравнивать одинаковые темы или сюжеты в разных произведениях, замечать интересный художественный прием среди доступных к пониманию (эпитет, сравнение, рифма, олицетворение) и использовать их в речи; проявление интереса к человеческим взаимоотношениям в реальной жизни и в литературных произведениях, проявление интереса к истории семьи и страны («Что было, когда меня не было?»);

– формирование устойчивого интереса к книгам и процессу чтения;

– наличие способности четко высказать просьбу о желании прочесть то или иное произведение; формирование читательских пристрастий и предпочтений;

– проявление интереса к биографии авторов произведений и их творческой истории;

– знание наизусть стихотворений, введенных в программу дошкольного учреждения.

Данные особенности развития старших дошкольников имеют большое значение для дальнейшего формирования у них интеллектуального и эмоционального компонентов читательского интереса. В целом, указанные характеристики проявляются в любознательности, выраженной наблюдательностью, подражательностью, стремлением выражать свои впечатления в игровом и продуктивном видах деятельности, а также во внимании к любой информации о предметном мире.

Отсюда становится очевидным, что ребенок должен быть готов к освоению навыка чтения на психофизиологическом уровне, поскольку, согласно исследованиям Н. И. Жинкина, чтение – это сложный психофизиологический речемыслительный процесс, который заключается в смысловой переработке графически представленной информации и осуществляется на основе внешней и внутренней речи посредством речемоторных актов во взаимодействии зрительного, кинестетического и акустического анализаторов. Функционирование механизмов чтения обуславливается их зрелостью, а в проекции школьного обучения – их школьной зрелостью, определяющей в сочетании с другими компонентами школьной готовности готовность к обучению чтению.

Готовность к обучению чтению, по мнению С. Г. Макеевой и Л. А. Голицыной, является производной школьной готовности в ее предметной направленности. На это также опираются в своей работе А. А. Чеменева и О. В. Гурова, которые утверждают, что подготовка старшего дошкольника к чтению связана с формированием у него полноценной психологической готовности к школе, его общим психологическим и личностным развитием. Соответственно, как отмечал А. В. Запорожец, только при наличии сложившейся системы ряда взаимосвязанных качеств детской личности обеспечивается безболезненный переход ребенка от игры и дошкольных занятий к систематическому школьному обучению.

Рассматривая проблемы обучения чтению детей старшего дошкольного возраста, Д. Б. Эльконин указывал на важность мотивационной составляющей данного процесса, которая предполагает наличие у них не только интереса к книге, но и желания научиться читать – одного из основных мотивов освоения учебной деятельности. Ф. А. Сохин, Л. Е. Журова и О. С. Ушакова, в свою очередь, выделяют общеречевую готовность, а именно, наличие у ребенка определенного уровня развития восприятия, осмысленного понимания речи, богатого словарного запаса в соответствии с возрастом, владение «чувством» языка и речевой рефлексией. Все это в своей совокупности напрямую связано с развитием у детей воображения, как главного психологического новообразования дошкольного возраста, а также основного механизма чтения – смыслового анализатора.

С. Г. Макеева и Л. А. Голицына отмечают, что с точки зрения семиотического подхода, проблема освоения старшими дошкольниками чтения заключается в особенностях овладения ими знаково-символической деятельностью, готовность к которой является показателем общего уровня интеллектуальной готовности к обучению в школе. Авторы пишут: «Реализация семиотического подхода к обучению чтению, письменной речи требует ее применения через использование не только буквенного, но других способов графической фиксации речи (пиктографического, идеографического, образно-символического, в связи с чем «читающими» становятся многие дети уже на ступени старшего дошкольного возраста». Показателями интеллектуальной готовности к чтению в данном случае выступают уровень развития мелкой моторики и координации в системе «глаз – рука».

В. Д. Шадриков определяет готовность к обучению чтению как целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, побуждающих, программирующих, регулирующих и реализующих деятельность. Отсюда психологической основой обучения чтению детей старшего дошкольного возраста выступает структура учебно-важных качеств, заключающихся в пяти функциональных блоках, которые связаны с принятием ими учебной задачи. В данном отношении Е. Е. Кравцова указывает, что этот процесс связан с формированием у старших дошкольников ключевых показателей психологической готовности к школе – произвольных форм общения со взрослыми и сверстниками, а также произвольного отношения к самому себе. Усвоение этих форм общения позволяет детям выстраивать отношения сотрудничества с окружающими, что в свою очередь обуславливает успешность освоения ими учебной деятельности, важнейшая составляющая которой – овладение чтением.

Между тем, С. Г. Макеевой и Л. А. Голициной отмечено, что отсутствие навыка чтения, который достаточно часто рассматривается как обязательный критерий готовности к обучению осмысленному чтению, не является отрицательной оценкой последней. Достижение определенного этапа формирования навыка чтения, хоть и является косвенным показателем зрелости механизмов данного процесса, не дает действительного представления о том, насколько ребенок готов к нему.

А. А. Чеменева и О. В. Гурова отмечают, что трудности с овладением навыками чтения могут наблюдаться и у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом при наличии у них проблем в общении с окружающими. Ввиду этого, психологический возраст ребенка может не совпадать с календарным возрастом : у детей старшего дошкольного возраста, психофизиологическое развитие которых соответствует необходимости перехода на следующий этап обучения, могут быть психологически не готовы к следующей ступени образования, поскольку на этапе дошкольного детства не были созданы необходимые условия для становления соответствующих навыков.

В частности, это может быть связано с широким использованием ребенком различных средств информационно-коммуникационных технологий. На фоне этого многие старшие дошкольники умеют читать, решать элементарные задачи и пример, использовать по назначению достаточно сложную технику. Но при этом дети не проводят свое время с книгой, им трудно организовать совместную игровую, театрализованную деятельность со взрослыми и сверстниками. Причиной тому является отсутствие у дошкольников умения видеть условную позицию, которую занимает партнер по игре, способности находить адекватный способ действия в условиях коллективной деятельности.

С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина и Е. Е. Кравцова характеризуют современных дошкольников как не умеющих интересно и творчески играть детей, поскольку их кругозор, несмотря на обилие информации, поступающей к ним ежедневно, достаточно узок. У детей отсутствует инициативность и самостоятельность в поиске информации в книгах и прочих источниках с целью решения тех или иных задач. Многие из них, имея понятие об особенностях доступа в интернет, не способны использовать этот ценнейший источник информации для решения учебной задачи, поскольку это подразумевает необходимость наличия навыка чтения и анализа текстовых материалов, что недоступно таким детям. Г. А. Цукерман, кроме всего прочего, выделяла отсутствие у детей внутренней мотивации к чтению, что является, по мнению ученого, «ключом к успеху в процессе зарождения базового компонента умения учиться в будущем».

При развитии такой важной предпосылки готовности к обучению, как способность к чтению, необходимо опираться на следующую мысль С. В. Михалкова: «… Детские игры, детские шалости, детские фантазии, детские интересы, детские разговоры… Если взрослые не разрушили преждевременно этой особой атмосферы, в которой зарождается будущего богатство духовного мира, если взрослые сумели понять и оценить вдохновение, романтику и чистоту юной поры, то они уже многое сделали для ребенка». Такой подход к процессу позволит воспитателю создать условия для развития у детей основы их читательской деятельности – интереса к этому процессу, позволит убедить их в необходимости чтения.

О. В. Чикишева пишет, что именно на развитие интереса к процессу чтения необходимо обращать внимание при формировании у детей готовности к осмысленному воспроизведению данного процесса. При этом под интересом в данном случае понимается любовь к книге, стремление правильно и глубоко понимать прочитанное. На фоне этого у ребенка развивается эстетическое восприятие литературы, чувственное отношение к книгам. Наличие или отсутствие у старшего дошкольника интереса к чтению является основным фактором формирования у него положительного отношения к восприятию литературы. При отсутствии интереса приобщение к чтению не будет иметь успеха.

Немалое значение имеет и характер организации процесса обучения чтению. Согласно исследованиям А. А. Чеменевой, О. В. Гуровой, Б. Фишера и др., в большинстве случаев подготовка детей к обучению чтению в дошкольных учреждениях проходит в фронтальной форме через вербальные методы под контролем воспитателя. Этот процесс носит характер учебной деятельности и не соответствует потребностям, возможностям, возрастным и индивидуально-психологическим особенностям старших дошкольников. Педагогами не учитывается значение игровой деятельности в этом процессе, а только используются отдельные игровые приемы в рамках «школьных технологий» для привлечения внимания детей к освоению неинтересного для них предметного содержания. Таким образом, ребенок не является источником обучения, а лишь является участником учебной программы, которая чужда ему. Соответственно, при формировании навыков чтения у старших дошкольников необходимо уделять особое внимание игре и именно на ее основе прививать необходимые умения. Обучение чтению в указанный период жизни ребенка не должно происходить в ущерб игре.

Таким образом, обучение чтению – это процесс приобретения и практики навыков, необходимых для понимания значения печатных слов. Психолого-педагогические особенности данного процесса заключаются в том, что в его основе должен лежать учет возрастных и индивидуально-личностных характеристик указанной группы детей. В частности, при обучении чтению детей старшего дошкольного возраста педагогу необходимо учитывать, что в этом возрасте формируются все необходимые предпосылки для развития способности к чтению : дети начинают разделять игру и труд, что включает также и процесс восприятия литературных произведений. Иными словами указанный возраст является сензитивным для формирования навыков чтения.

У детей старшего дошкольного возраста уже сформированы предпосылки к освоению самостоятельного чтения небольшими объемами, они способны оценить то, о чем читают, интересуются литературными произведениями, проявляют желание прочитать определенную книгу, понимают сущность процесса «чтение с продолжением». Еще одним моментом, который необходимо учитывать педагогу при обучении чтению детей старшего дошкольного возраста является уровень их готовности к этому процессу, что включает интеллектуальную, коммуникационную и двигательную готовность. Для того чтобы обучение чтению проходило успешно, у детей также должна быть сформирована мотивация к совершению данного процесса, которая выражается в наличии интереса к книге и в желании научиться читать. Под интересом в данном случае понимается любовь к книге, стремление правильно и глубоко понимать прочитанное. Интерес ребенка указанного возраста к любой деятельности обуславливается отсутствием или наличием в ней игровых моментов. В связи с этим обучение чтению должно основываться на игре, а не просто включать отдельные игровые приемы.

Публикации по теме:

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Игры-тренажеры для обучения чтению детей старшего дошкольного возраста «Читаем слоги»Игры-тренажеры для обучения чтению детей старшего дошкольного возраста «Читаем слоги» Для каждого ребенка чтение слогов – это обязательный этап освоения процесса чтения. Игр - тренажеров для обучения чтению слогов много..

Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Чтение сказки Бориса.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические особенности обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 мая 2022 в 08:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические особенности обучения чтению детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Загидулина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД