Папки-передвижки

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей

Мария Давиденко
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей

Творчество можно рассматривать в трех аспектах: психологическом, философском и педагогическом. С позиции философского мировоззрения творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Психология творчества стала складываться как ответвление теории словесности, истории литературы и искусства. Проблема творчества имеет и педагогический аспект. Процесс воспитания и обучения являются творческими по самой своей сути, и педагогические технологии должны иметь свойственную им эвристическую технику.

Публикация «Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей» размещена в разделах

И. Я. Лернер выделил элементы творческого мышления:

• Перенос знаний в новую ситуацию

• Видение новых проблем в стандартных условиях

• Видение новых функций знакомого объекта

• Умение видеть альтернативу решения

• Умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ

• Умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

Понятие «творческое мышление» неотделимо от понятия «творческие способности». В современной научной литературе представлены различные определения понятия «способности».

По мнению Е. А. Шумилина, способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений.

Психолог Б. М. Теплов выделяет три аспекта понятия «способности»: во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человек от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

По мнению Дж. Гилфорда, способность к творчеству многомерна и включает в себя способность рисковать, дивергенте мышление, гибкость мышления, быстроту мышления, богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, высокие эстетические ценности, развитую интуицию.

Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

1. оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2. семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

3. образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности использования;

4. семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

Американский психолог Е. Торренс занимался исследованием творческих способностей детей. Для него креативность – это способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии и т. д. Торренс предложил модель креативности, которая включает в себя три фактора: беглость (продуктивность, гибкость, оригинальность.

Таким образом, в большинстве исследований под креативностью подразумевается некоторая совокупность мыслительных и личностных особенностей, способствующих становлению и проявлению творческих способностей.

Большинство таких исследователей, как Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Е. С. Ермакова и др. связывают развитие творческих способностей в дошкольном детстве с появлением символов, развитием способности замещения. Замещение формируется в различных видах деятельности ребенка – игре, конструировании, рисовании, речи.

Творчество неразрывно связано с воображением. Эту точку зрения обосновал замечательный отечественный профессор Л. С. Выготский, который различал два вида деятельности – воспроизводящую (репродуктивную) и творческую.

В процессе репродуктивной деятельности человек воспроизводит или повторяет ранее создавшиеся и выработанные приемы поведения, вспоминает следы от прежних впечатлений.

Кроме воспроизводящей деятельности у человека проявляется деятельность комбинирующая или творческая. «Всякая такая деятельность человека, результатом которой являются не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого, или комбинирующего поведения… Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением или фантазией».

Педагогические условия развития вербального творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Одной из важнейших задач воспитания и обучения в детском саду является развитие творческих способностей. Ведущим направлением по активизации творческого развития детей являются интенсификация речевого развития, обучение родному языку, в том числе обогащение, закрепление и активизация словаря.

Развитие творческого мышления ребенка немыслимо без расширения словарного запаса. Усваивая новые слова, ребенок закрепляет полученные им новые знания и представления. Словарная работа в детском саду неразрывно связана с развитием у ребенка его познавательных и творческих способностей.

Игровая деятельность – важнейшая часть деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста. Она подготавливает детей к жизни, оказывает самое непосредственное влияние на развитие вербального творчества детей.

Обогащению словарного запаса способствуют изобразительная и конструктивная деятельность детей (рисование и конструирование).

В процессе изобразительной деятельности развивается знаковая и креативная функции речи ребенка, поскольку рисунки детей – это знаки предметов, в том числе знаки-символы, которые не столько изображают предметы, сколько выражают понятия. Например, изображение голубя – это символ мира, изображение человеческого сердца – символ любви и дружбы.

Конструирование (особенно конструирование по замыслу) требует от дошкольников умения ставить и решать поставленные задачи, составлять и обсуждать план постройки, называть строительные материалы и детали постройки (кубики, глина, клей, бумага, дерево, металл, крыша, стена, дверь, окно).

Особое значение для обогащения словаря детей имеет их ознакомление с художественной литературой. В этом случае используются прежде всего два приема:

• объяснение непонятных слов, встретившихся в тексте;

• введение слов – этических оценок поступков героев.

Воспитатель при чтении художественных произведений объясняет детям слова, обращая основное внимание на те из них, которые являются ключевыми для содержания художественного произведения, а также на слова с абстрактным значением.

Таким образом, к условиям, способствующим обогащению и активизации словаря дошкольников, относятся следующие: общение с людьми, прежде всего с матерью и воспитателем, социальное окружение, игровая деятельность, изобразительная деятельность, конструирование, трудовая и учебная деятельность, словарная работа на занятиях, ознакомление с художественной литературой.

В качестве педагогических условий развития творческих способностей можно выделить: учет психолого-возрастных особенностей детей, обеспечение творческого развития на занятиях по развитию речи, реализация педагогом личностно-ориентированного образования, создание эмоционального психологического комфорта, сочетание репродуктивной деятельностью ребенка, разработка системы дидактических средств (креативность педагога, система технических средств обучения, система упражнений, направленных на развитие творческих способностей через активацию словаря).

Условия, необходимые для возникновения творчества:

1) условия, пробуждающие к творческой деятельности (потребности, мотивы, склонности, взаимодействия, эмоции);

2) условия, обеспечивающие творческую деятельность (способности, волевые черты личности);

3) условия, стимулирующие творческую деятельность;

4) условия, развивающие творческую деятельность:

• творческая, познавательная активность,

• креативность педагога.

Мы рассматриваем развивающую среду как комплекс психолого-педагогических условий развития творческих способностей в организованном пространстве креативного поля. Среди них можно выделить следующие:

Образовательное пространство: система занятий по развитию вербального творчества, способность к диалективному мышлению педагога, ориентация на зону ближайшего развития детей, создание условий и средств организации обучения и развития; технология обучения: методы и приемы, формы, средства обучения; проблемность обучения, система упражнений, активизирующих речевое и творческое развитие, наблюдение за окружающим миром.

Коммуникативное пространство: сформированность коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.

Коррекционное пространство: коррекция речевого развития, коррекция познавательного развития, коррекция эмоционального и коммуникативного развития.

Развивающее пространство: система развивающих занятий, упражнений и игр.

Креативное пространство: формирование творческого потенциала, творческой самостоятельности, стимулирование творческой активности.

Развитие творческих способностей оценивается по следующим параметрам:

1) сформированность компонентов речевой деятельности, таких, как:

объем словаря;

словарный состав речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия);

состав предложений (распространенный, нераспространенный);

категории высказываний (ситуативные, внеситуативные);

грамматические навыки;

понимание речи;

выразительность речи;

связность речи;

понимание обогащенного и отвлеченного смысла слов;

сематико-синтаксическая вариативность (грамматическое конструирование текста при сохранном содержании) и лексико-семантическая вариативность (способность выражать похожее содержание различными языковыми средствами).

2) Сформированность креативных компонентов процессов познавательной деятельности, таких как:

целостность восприятия;

образная и долговременная память;

воображение.

3) Сформированность операций мыслительной деятельности, таких как:

ассоциативность мышления (точность в выборе словесных ассоциаций, легкость ассоциирования);

способность к сравнению;

способность к аналогиям и обобщениям;

гибкость мышления;

творческое мышление.

4) Активность творческой деятельности:

познавательная активность;

коммуникативная активность;

творческая активность.

На занятиях в условиях ДОУ необходимо использовать продуманную и эффективную систему творческо-языковых заданий, ориентированную на обогащение и активизацию словаря, и развитие творческих способностей детей.

Педагогическая система развития творческих способностей детей базируется на основе следующих принципов:

Принцип наглядности. Творческое мышление и речь дошкольников во многом развиваются на наглядной основе. Поэтому в исследовательских ситуациях желательно использовать различные конкретные предметы, названия которых должен знать ребенок: игрушки, рисунки, картины.

Принцип творческого сотрудничества. Работа по развитию творческих способностей будет успешной только в том случае, если педагог найдет подход к ребенку. Необходимо, чтобы дошкольник выполнял задания без всякого принуждения и даже с удовольствием. Поэтому большую роль играет личность педагога, его способность к творческому саморазвитию.

Заинтересованность ребенка в выполнении творческих заданий. Внимание дошкольника не может долго задерживаться на одном и том же предмете, событии, явлении. Это внимание нужно поддерживать любыми способами, вызывая интерес дошкольника к выполняемому заданию.

Учет индивидуальных особенностей ребенка. Каждый ребенок имеет индивидуально-возрастные особенности своего как физического, так и умственного развития, особенности характера каждого ребенка.

Установка на творческое выполнение задания. Ребенку дают понять. Что он будет выполнять предлагаемое ему задание совершенно самостоятельно, без подсказки. Сам должен решить, как ему лучше ответить на вопросы. Он совершенно свободен в выборе способов выполнения задания.

В последнее время выдвигаются новые, нетрадиционные принципы обучения:

o интенсификации и оптимизации учебного процесса;

o компьютеризации учебного процесса;

o сотрудничества и партнерства, разумного сочетания коллективного и индивидуального творчества на учебном занятии;

o лингво-педагогической целесообразности;

o учета актуального, ближайшего перспективного развития обучаемого;

o создание благоприятного психологического и морального микроклимата на учебном занятии;

o дифференцированного подхода к обучаемым.

Л. Ю. Субботина, рассматривая базовые положения, определяющие деятельность педагога по развитию творческих способностей, предложила следующие принципы:

1) прежде, чем приступить к развитию творческих способностей, следует сформировать речевые и мыслительные навыки;

2) в центре внимания должно быть овладение смысловыми понятиями.

3) стимулировать разные виды активности (познавательную, коммуникативную, творческую активность и самостоятельность);

4) создавать проблемные ситуации;

5) процесс развития творческих способностей происходит в связи с общим развитием содержания детской деятельности, в единстве репродуктивной и продуктивной деятельности.

Развитие творческой личности в современных условиях непосредственно связано с ее речевым развитием. Творчество может рассматриваться как совокупность представлений и образов в речевой деятельности. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей.

Обогащение словаря дошкольников в огромной степени способствует их общему речевому, а также творческому развитию.

В качестве педагогических условий развития творческих способностей можно выделить:

учет психолого-возрастных особенностей детей,

обеспечение творческого развития на занятиях по развитию речи;

реализация педагогом личностно-ориентированного образования;

создание эмоционального психологического комфорта;

сочетание репродуктивной с продуктивной деятельностью ребенка;

разработка системы дидактических средств (креативность педагога, система технических средств обучения, система упражнений, направленных на развитие творческих способностей через активизацию словаря).

анализ инновационных и традиционных программ, действующих в системе современного дошкольного образования, определяет наличие творческого потенциала образовательного процесса в ДОУ, выявление творческого потенциала реализации программ в период дошкольного детства.

основной формой реализации творческого потенциала детей в период дошкольного детства в условиях ДОУ выступают интегративные развивающие занятия по развитию речи, что позволяет решать разноплановые задачи в рамках одного занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед речевое развитие ребенка, совершенствуя лексико-грамматический строй речи, который лежит в основе достижения более высокого уровня развития творческих способностей.

Публикации по теме:

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница»Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница» Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5-7 лет «Музыкальная Гусеница» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Пособие для развития творческих способностей детей 4–5 лет «Музыкальное путешествие пчёлки»Пособие для развития творческих способностей детей 4–5 лет «Музыкальное путешествие пчёлки» Пособие для развития творческих способностей детей 4-5 лет «Музыкальное путешествие пчёлки» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:

Публикация Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Давиденко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей
Опубликовано: 6 октября 2021 в 10:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД