Лучший педагог года

Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание

Елизавета Спасова
Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание

Психолого-педагогическая компетентность родителей : сущность и содержание

Согласно «Федеральному Закону об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ст. 44) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Поэтому появляется необходимость в изучении и формировании грамотного, компетентного родителя, способного развивать компетенции своего ребенка.

Публикация «Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание» размещена в разделах

Однако, в настоящее время у родителей дошкольника, возникают разного рода проблемы: недостаточная развитость воспитательных навыков, опыта; отсутствие времени для качественного взаимодействия с ребенком; отсутствие понимания родителями воспитательных технологий, сущности функциональных обязанностей по воспитанию и обучению детей; недостаточность информации об особенностях ребенка (психологических, педагогических и др.); самостоятельный поиск ответов на ежедневно возникающие вопросы по воспитанию и развитию детей.

Отсутствие у родителей воспитательских навыков, опыта и достаточного времени, необходимых для качественного взаимодействия с ребенком, часто компенсируется родительской гиперопекой, безальтернативными формами отношений взрослого и ребенка. Это приводит к накоплению негативных эмоций в отношениях взрослых и детей, изменению общего климата в семье. Чрезмерная занятость родителей, перепоручение воспитания ближайшему окружению (дедушки, бабушки) или третьим лицам (няни, гувернантки) изменяет содержание и темп воспитательного процесса, принимает формы непостоянного, даже негативного или незапланированного воздействия. Результаты такого воспитания достаточно явно прослеживаются в поведении ребенка и проявляются у детей в форме серьезных акцентуаций, отсутствии необходимых мотивов, умений, знаний и навыков. Поэтому возникает необходимость применения новых, инновационных технологий в работе с родителями в дошкольной образовательной организации, направленных на повышение их общей культуры, воспитательного потенциала и, следовательно, на повышение психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника.

Проблема формирования компетентности родителей является в наши дни весьма актуальной и с научной, и с практической точки зрения. Однако, прежде чем приступить к ее непосредственному рассмотрению, обратимся к теоретическому осмыслению понятий «компетентность», «педагогическая компетентность», «психологическая компетентность».

Смысловое значение компетентности как «полноправности» в толковом словаре В. Даля включает «полное соотношение праву» либо «полноту права». Знания при этом являются базой для исполнения действий, утверждения правомочности в отношении чего-либо. Словари российского языка С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова предоставляют определение компетентности как обладание глубокими познаниями в какой-нибудь области; познание, осведомленность, авторитетность, что, вполне возможно, послужило причиной для понимания компетентности как основы и следствия присвоения определенной суммы знаний, умений, умений. Неслучайно, обширным предметом исследований, главным образом, считаются условия приобретения человеком определенного вида компетентности, отличительные черты ее проявления в образовании, в профессиональной деятельности и жизнедеятельности человека вообщем [43].

И. А. Зимняя позиционирует компетентность как основывающийся на знаниях интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [12].

В. А. Болотов и В. В. Сериков характеризуют компетентность как форму существования знаний, умений, образованности, способствующую личной самореализации, нахождению индивидом собственного места во всем мире [24]. По воззрению В. П. Симонова, компетентность - это обширное интегративное понятие, характеризующее обобщенную способность личности к решению жизненных и профессиональных задач, благодаря имеющимися у нее знаниями, умениям и опыту [47].

Компетентность необходимо рассматривать в контексте уровня умений личности, отражающего степень соотношения определенной компетенции и позволяющего работать плодотворно в изменяющихся условиях социальной действительности. Компетенция – это готовность и способность индивида к мобилизации совокупности знаний, методов воздействия, взаимоотношений и внешних ресурсов для успешной работы в конкретных жизненных ситуациях в рамках оптимального анализа, оценки риска, прогноза явлений, решения трудностей, проявления инициативы и творчества [4].

А. В. Хуторской предлагает трактовку дефиницию компетентности как владение, обладание индивидом подходящей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету работы [55]. Внутри понятия «компетентность», почти все научные работники выделяют и ее составляющие. По мнению исследователей, ключевыми структурными составляющими компетентности являются : знания о конкретном предмете деятельности, ценностные отношения и убеждения к этим знаниям и предмету, готовность применять знания, умение без ошибок определять собственные ресурсы, ставить задачи и исполнять конкретное практическое действие по реализации этих знаний и накопления опыта работы.

Анализ вышеизложенного дал возможность резюмировать, что ученые в контексте изучения феномена «компетентность» выделяют в ней высококачественные (содержательные, количественные и многофункциональные аспекты. Классы явлений, определяющие основу феномена «компетентность» рассматриваются в рамках: специфической способности», «психического состояния», «сочетания психических свойств», «способностей и умений», «характеристики конкретного индивида или его действований», «узкоспециализированных знаний, навыков», «совокупности компетенций», «социальных и индивидуальных форм активности» и т. п. [57].

Аспекты высококачественного (содержательного) порядка отражают категории: «наличие знаний и опыта», «круг предметов» либо «круг вопросов», «понимание ответственности за собственные знания», «специальное образование», «опыт социально-профессиональной деятельности», «личностное отношение», «гуманно-ценностное отношение» и т. д. Аспекты количественного плана рассматриваются в рамках: «широкой общей и специальной эрудиции», «уровня обученности социальным и индивидуальным способам активности», «диапазона и широты знаний и умений», «хорошей осведомленнности», «степени соответствия основных характерных свойств индивида требованиям профессиональной деятельности», «интеллектуального соответствия определенным задачам, решение которых необходимо для работающего на этой должности субъекта», «количественных и качественных задач, которые сформулиро-ваны и решаемы индивидом в его основном рабочем функционале», «уровня и качества освоения знаний и умений», «надежности знаний» и т. д.

Аспекты функционального плана акцентируют внимание на необходимости изучения компетентности «для принятия суждений о чем-либо», «для действенной работы в данной предметной области», «для принятия успешных решений». Данный аспект подчеркивает необходимость компетентности «в обстановках, где работать нужно без помощи других и ответственно», оптимально необходимо «выполнять конкретные трудовые функции». Компетентность дает возможность индивидуму «в рамках собственных возможностей и статуса с успехом работать в обществе»; как способность она дает возможность «выполнять определенные задания»; «рационально организовывать и рассчитывать собственную работу», «использовать знания в типовых ситуациях», и еще «быстро адаптировать их при изменении целей, технологии, организации и условий труда», «использовать приобретенные знания в практике профессиональной деятельности», «творчески применять их, создавая новейшую информацию, инновационные объекты реальности, изменяя окружающие условия согласно с планами самосовершенствования, самореализации личности и т. д. [57].

Существуют разнообразные классификационные виды компетентностей. В рамках проводимого исследования нас интересует педагогическая и психологическая компетентность родителей. В данном ракурсе компетентность родителя мы рассматриваем как совокупность общекультурных (коммуникативных, информационных, самообразования) и специфических (правовых, финансовых, эмоциональных, общественных, витальных, педагогических) компетенций, достаточных для успешного воплощения им, функций обучения, воспитания и становления ребят для их успешной социализации в изменяющемся мире. Компетентный родитель – это человек, который не испытывает тревоги, чувство испуга и вины за то, что он «плохой» родитель. Это субъект, готовый созидать реальную обстановку, в какой подрастает его малыш и предпринимать усилия для того, чтоб ее поменять в позитивное русло оптимального совершенствования ребенка. Это индивид, который понимает, что в случае если не может помочь одно – нужно пробовать другое. Компетентный родитель знает, что для по-строения перспективной траектории становления малыша в более благоприятную сторону нужно изменяться лично, пробовать, отыскивать, в целом – учиться. Такой родитель считается сформированной личностью, способной брать на себя обязанность во всевозможных обстановках, готовой расширять границы собственных знаний и улучшать их [4].

Современные научные работники трактуют педагогическую компетент-ность родителей как : обширное общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Е. В. Бондаревская, Ю. А. Гладкова); единство теоретической и практической готовности родителей к претворению в жизнь педагогической работы, способность понять потребности ребят и создать условия для их удовлетворения (Е. П. Арнаутова, О. Л. Зверева); интегративное, системное, личностное образование, совокупность личных и деятельностных черт, обусловливающих возможность эффективно совершать процесс воспитания ребенка в семье (С. С. Пиюкова, В. В. Селина); знания, умения, умения и приемы исполнения педагогической работы (Н. Ф. Талызина, Р. К. Шакуров); интегральную характеристику, определяющую способность решать трудности и обычные задачи, образующиеся в реальных обстановках педагогической работы, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А. П. Тряпицына); возможности создания условий, в каких ребята ощущают себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Н. Г. Кормушина); присутствие у родителей знаний, умений и опыта в сфере воспитания малыша (М. М. Мизина); способность родителей организовать домашнюю социально-педагогическую работу по формированию у ребенка общественных умений и общественного интеллекта методом компетентного выстраивания тренинга жизненных обстановок (Е. В. Руденский); [1] как составляющую общей культуры человека, как интегративную характери-стику социально-ценностных и профессионально значимых личностных и де-ловых качеств, представляющих собой результат интериоризации соответст-вующих компетенций и проявляющуюся в его готовности и способности ус-пешно выполнять функцию социализации детей того или иного возраста; совокупность личностно-деятельностных черт родителя, обусловливающих возможность эффективно воплощать в жизнь процесс воспитания ребенка в семье и включающих: готовность и способность воспринимать ребенка как ценность; владение базисными психолого-педагогическими знаниями; способность к поиску, восприятию и отбору информации; способность к сотрудничеству с малышом в предметной деятельности; способность к конструированию своей педагогической работы и деятельности малыша; навыки реализации функции социализации ребенка в ходе домашнего воспитания» [45; 54].

Для исследования важным считаются взгляды Е. В. Чердынцева на структуру педагогической компетентности родителей дошкольников, интегрирующую следующие компоненты : знания об эмоциональных отличительных чертах дошкольников, о приемах продуктивного общения и эмоциональной поддержки детей на этом возрастном этапе; знания о ключевых направлениях, способах, средствах воспитания и становления ребят в дошкольном возрасте; умение выявлять трудности в воспитании собственного ребенка, устанавливать первопричины образовавшейся ситуации; умение исполнять отбор способов и средств воспитания согласно с возрастной периодизацией дошкольника и на базе анализа появившейся проблемы; умение продуктивно общаться со своим ребенком; умение предсказывать вполне вероятные проблемы во взаимодействии с дошкольником и пути их преодоления; умение совершать коррекцию собственного стиля взаимодействия с ребенком [56].

Мы полагаем, что существует необходимость разграничения понятий «педагогическая компетентность родителей» и «психологическая компетент-ность родителей». Психологическая компетентность необходима всем обра-щающимся к сфере «человек - человек», к которой в полной мере относится и детско-родительское общение. Исходя из практики наблюдений, не каждый родитель может объяснить ребенку непонятый материал, при этом родитель понимает проблему ребенка, сам владеет материалом, но не владеет методами объяснения, и здесь стоит проблема «педагогической компетентности родителя».

Психологическая компетентность родителей — представляет собой сис-тему знаний о возрастных этапах развития ребенка, психологии общения и взаимодействия. Она является внутренним личностным инструментарием родителей, способствующим эффективному осуществлению воспитания детей. Психологическую компетентность родителей можно определить, как: готовность к целеполаганию; готовность к планированию и предвидению; готовность к действию; готовность к оценке; готовность к рефлексии; готовность к саморазвитию [41].

И. С. Якиманская дает следующее определение психологической компетентности личности как совокупности знаний, умений и навыков по психологии; четкости позиции в отношении роли психологии в здоровьесбережении семьи; умении использовать психологические знания в семье; умении видеть за поведением ребенка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребенком и избирать рациональный способ общения [63].

По мнению Л. С. Колмогоровой [16], психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности, то есть означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед родиями задач, проблем. Психологическая компетентность — это комплекс навыков и свойств человека, способствующих эффективному выполнению его родительских функций, разрешению сложностей и проблем, возникающих во взаимодействии с детьми. Психологическая компетентность родителей направлена на создание условий эффективного взаимодействия с ребенком, учитывающего его возрастные и личностные особенности [41].

Е. А. Овсянникова [34] в психологической компетентности выделяет следующие общие элементы: освоение и адекватное использование психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др. ; анализ прошлого опыта и его адекватное использование для решения актуальных психологических проблем; овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми для решения психологических проблем, задач (саморегуляции, общения и т. д., и их адекватное использование, перенос в конкретные условия; выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.

Таким образом, анализ существующих определений психологической и педагогической компетентностей и их производных, дает нам основание кон-кретизировать понятие «психолого-педагогическая компетентность родителя» (разделяя позицию И. А. Меркуль) как формируемое личностное образование в виде подготовленности личности к конструктивному осуществлению родительской роли, складывающееся из адекватного понимания сущности выполняемых родительских задач, их социальной значимости, конструктивного владения накопленным опытом в семейной сфере, субъектного отношения к своему ребенку, постоянного совершенствования стиля воспитания с опорой на психолого-педагогические достижения в отечественной и мировой культуре в области детско-родительских отношений.

Психолого-педагогическая компетентность родителя как личностное образование интегрирует совокупность специальных (связанных с рождением, воспитанием и обучением ребенка) знаний и навыков (знание методологических основ и категорий педагогики и психологии, понимание закономерностей социализации и развития личности; представление о сущности, целях и технологиях воспитания и образования личности; понимание не только законов ее анатомо-физиологического, но и психического развития на разных возрастных этапах и т. д., методических умений (умение самостоятельно находить пути решения комплексных родительских задач, навыки самообразования и саморазвития как родителя, личностных качеств, определяющих внутреннюю готовность индивида к осознанному родительству. Структура психолого-педагогической компетентности родителя включает в себя следующие компоненты : когнитивно-рефлексивный, ценностно-смысловой, социо-культурный, личностный, эмоционально-регуляционный [26].

В. В. Коробкова несколько по иному определяет структуру психолого-педагогической компетентности родителей в контексте опоры на теорию пси-хологической готовности личности к деятельности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.). В общей структуре готовности человека к деятельности они выделяют мотивационный блок, включающий в себя ответственность за решение задачи, чувство долга; ориентационный блок, состоящий из знаний и представлений об условиях деятельности, ее требованиях к личности; операционный блок, в который входят владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, сравнения, обобщения и др. ; эмоционально-волевой блок, представленный самоконтролем, самомобилизацией, умением управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей; оценочный блок как самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения задач оптимальными образами. Основываясь на структуре готовности личности к деятельности, исследователи определяют компоненты психолого-педагогической компетентности родителей и их содержательные характеристики [17] :

- мотивационный компонент : осознание необходимости своего саморазвития и достижения большей эффективности в процессе воспитательной деятельности; осознание приоритетов в собственном родительском опыте, воспитательных задач и проблем в процессе семейного воспитания; осознание родителями себя в качестве субъекта творческой воспитательной деятельности;

- ориентационный компонент : владение психолого-педагогическими знаниями в области педагогической поддержки и развития ребенка в семье; знание современных методов и приемов реализации педагогической поддержки; знание оригинальных приемов воспитания ребенка;

- операциональный компонент : умение применять на практике методы и средства воспитания, тактики и стратегии педагогической поддержки; умение создавать предметно-развивающую среду для ребенка, изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка, гибко реагировать на различные коммуникативные ситуации;

- эмоционально-волевой компонент : устойчивость психоэмоционального состояния родителей, адекватная самооценка; умение создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества; способность к конструктивному преодолению стрессового состояния в позитивной направленности взаимодействия с ребенком (положительный настрой, эффективная коммуникация);

- оценочный компонент : способность к педагогическому саморегулированию, саморефлексии, самоконтролю, самооценке родительского поведения; умения анализировать свой опыт, прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий [17].

Следовательно, психолого-педагогическая компетентность рассматривается в контексте эффективного родительского поведения, проявляющегося в готовности и способности родителей на основе психолого-педагогических знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности, решая проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях воспитательной практики [27].

Формирование психолого-педагогической компетентности в качестве общих теоретических социально-педагогических основ предусматривает осознание родителями грани своей компетентности и необходимости её расширения и обогащения; дифференциацию и индивидуализацию развития материнства, отцовства и супружества как социокультурных феноменов; учет общих и специфических социальных факторов среды в семье и вне ее и их влияния на развитие детей на разных этапах онтогенеза.

В качестве специфических основ формирования компетентности родителей можно рассматривать их ориентированность на: адекватность воспитания детей специфике, задачам и индивидуальным возможностям их развития на каждом возрастном этапе; ориентацию на возрастание воспитательного, социокультурного и охранно-защитного потенциала семьи как основного ресурса формирования позитивных семейных ценностей и традиций социального развития детей и семейно-соседского сообщества; мотивированность родителей на взаимодействие со специалистами для более успешного социального развития ребенка и семейно-соседского сообщества; овладение родителями гуманными методами социального воспитания детей на разных стадиях жизненного цикла семьи, способных к благополучной адаптации к меняющимся социальным ситуациям.

Публикации по теме:

Доклад «Психолого-педагогическая компетентность педагога» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК» С. БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ МЕЧЕТЛИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ.

Информация для родителей «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста»Информация для родителей «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста» Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике выделяют.

Содержание психолого-педагогической работы в образовательной области «Познавательное развитие» (старшая группа) 1. Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение.

Педагогический совет в детском саду «Педагогическая компетентность в экологическом воспитании дошкольников» Педагогический совет на тему : «Педагогическая компетентность в экологическом воспитании дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал.

Психолого-педагогическая характеристика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Островок». Психолого-педагогическая характеристика на.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР: -ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника Психолого-педагогическая характеристикаФИО ребенка Наименование учреждения: Дата рождения: Адрес регистрации ребенка и фактического проживания:.

Содержание психолого-педагогической работы на I квартал во второй группе раннего возраста Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) Формировать у детей опыт поведения.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Содержание психолого-педагогической работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» .

Библиотека изображений:

Публикация Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елизавета Спасова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 12:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД