МААМ-картинки

Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы дошкольного учреждения

Оксана Коновалова
Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы дошкольного учреждения

Цель: ознакомление педагогов с факторами риска психологического здоровья детей; психологическая поддержка детей в ДОО.

Состояние психологического здоровья детей является одной из серьезнейших проблем детской психологии и педагогики. Поэтому чтобы работа педагогического коллектива и родителей в данном направлении была плодотворной, необходимо создать благоприятные условия для сохранения психологического здоровья ребенка.

Публикация «Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы дошкольного учреждения» размещена в разделах

Здоровая психика ребенка – это, прежде всего, благоприятный психологический климат в его семье. Если в ней нет места скандалам, обидам, ссорам, то ребенок вырастает воспитанным, свободным и раскрепощенным.

Для нормального развития дошкольнику необходимо уже не только собственное общение с матерью и отцом, но и наличие теплых, доброжелательных отношений между родителей. Конфликтные взаимоотношения или их крайний вариант – развод нарушают процесс идентификации. Особенно важно понимание родителями своей ответственности за своего ребенка, за его жизнь, здоровье, развитие. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первичный основной фундамент.».

Психологическое здоровье – понятие, которое включает нормальное эмоциональное, социальное, поведенческое самочувствие, наличие динамического равновесия между личностью ребенка и средой, тогда ключевыми критериями становится адаптация ребенка к социуму

Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые. Начало посещения детского сада - это не только новые условия жизни и деятельности, режима и питания, - но и новые контакты, окружение, новые взаимоотношения, обязанности. Привыкание к детскому саду часто сопровождается нарушением эмоционального состояния дошкольника, ухудшением сна, аппетита, повышением заболеваемости.

Можно выделить три группы детей по характеру приспособления к новым условиям жизни.

Первая группа - те, для кого процесс адаптации легкий и безболезненный. Они проявляют интерес к игрушками и деятельности, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные. Общение родителей с ребенком доброжелательное, уважительное.

Вторая группа - дети, которые адаптируются медленнее и труднее. Периоды интереса к игре сменяются периодами безразличия, капризов. Не хватает доверия в отношении с воспитателями, другими детьми. Навыки игры и общения развиты недостаточно. Малоинициативны. Менее самостоятельные, что-то могут делать сами, но по большей части зависят от взрослого. Со стороны родителей наблюдается нестабильность в общении: доброжелательные, рассудительные обращения сменяются окриками, угрозами или ослаблением требовательности, невниманием.

Третья группа - дети, которые с трудом приспосабливаются к новому для себя быту. Как правило, несамостоятельные, неконтактные. Привычные к нестабильности в режиме дня. Быстро устают. Игровые навыки не сформированы. В опыте таких детей - проявление авторитарности, жестокости, или, наоборот, лишнего либерализма со стороны взрослых, что вызывает страх, недоверие к воспитателю или полное игнорирование его и других детей. Сон, аппетит - плохие или вовсе отсутствуют. Высокая заболеваемость еще больше замедляет привыкание к новой обстановке и новым требованиям.

Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Дошкольники, с наличием выраженных страхов, как правило, прибывают в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности.

Об эмоциональном здоровье мы можем говорить, когда человек умеет контролировать свои эмоции: агрессию, страх, что приводить лучшему самочувствию. У ребенка этот процесс происходит намного сложнее, чем у взрослого из – за не умения выразить чувство или справится с длительными периодами негативного эмоционального состояния. Так же иногда взрослым нужно задумываться что мы говорим, в обращенной речи к ребенку. И как наши фразы в дальнейшим влияют на сознание ребенка. И как он их воспринимает в силу своего возраста.

Задачи, выдвигаемые для реализации данной цели:

1. Способствовать становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми.

2. Учить осознавать свои эмоции и распознавать эмоциональные реакции других людей.

3. Помочь ребенку прожить определенное эмоциональное состояние;

объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;

4. Учить передавать эмоциональное состояние при помощи мимики и пантомимики.

5. Развитие и коррекция умения снимать эмоциональное напряжение, научить адекватно выражать негативные эмоции.

6. Формировать положительную направленность в отношении себя и своего будущего.

Далее рассмотрим задачи, стоящие перед педагогами для достижения психологического здоровья дошкольников, а именно социального и поведенческого компонента.

1. Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.

2. Показать детям, что значит взаимное признание и уважение, сострадание и сочувствие.

3. Корректировать и развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать вопросы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

4. Коррекция и развитие коммуникативных навыков и умения без насилия разрешать конфликты.

5. Развитие функций сознания, самоконтроля и саморегуляции.

6. Развивать готовность помочь другому человеку, идти друг другу навстречу.

7. Учить проявлять терпение к недостаткам других, учить умению считаться с интересами других.

Семь «золотых правил» воспитания счастливых и здоровых детей

1. Формируйте правильную самооценку у ребенка.

Важнейшая характеристика каждой человеческой личности - ее самооценка. Свой собственный образ, закрепленный в нашем сознании, будет определять любое решение, которое придется принимать в жизни. Высокая самооценка дает ребенку смелость идти на риск, исследовать неизведанное, браться за что-то новое, иногда терпеть неудачи, но в конце концов побеждать.

Уметь принимать детей такими, какие они есть, любить их, конечно очень важно - и все же недостаточно. Говорить детям о том, как вы их любите, какие они замечательные, слишком мало для формирования у них высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными успешными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему заслужить признание и одобрение окружающих. Каждый ребенок должен преодолеть свои трудности, справиться с ними. Воспитатели могут их предвидеть и сделать так, чтобы у детей появились возможности, способности и силы влиять на свое окружение, на ход событий, одерживать победы. Надо, чтобы дети обязательно, знали, что они не беспомощные существа и от них самих многое зависит.

Для этого учите своего ребенка быть компетентным, выделяться в избранных им видах деятельности, делать кое-то дело лучше, чем большинство сверстников. И еще: у каждого юного человека должен быть близкий друг - хороший человек, который его любит. Родители могут сделать очень многое для того, чтобы укрепить такую дружбу.

2. Научите ребенка выражать любовь, проявлять свои чувства.

До того как к человеку придет настоящее чувство, он уже должен испытать, что такое любовь. Самый простой и надежный способ вырастить ласковых, любящих детей - окружить их заботой и нежностью с самого детства.

3. Научите ребенка общаться.

Благополучное будущее наших детей в немалой степени зависит от их способности правильно общаться с окружающими. Их истинная человеческая сущность проявляется в том, насколько они умеют сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми.

Шесть условий, которые способствуют воспитанию ребенка с хорошими социальными навыками.

1. Истинная, глубокая любовь, дающая ребенку ощущениё полной защищенности.

2. Открытость всем людям не только близким и родным.

3. Внешняя привлекательность в одежде, манерах, но без чрезмерностей, что может отдалить от окружающих.

4. Постоянная возможность у детей наблюдать примеры правильного социального поведения родителей, сверстников, друзей, гостей.

5. Достаточно высокая самооценка, которая порождает у ребенка уверенность, что он достоин дружбы.

6. Средний (как минимум) уровень развития речевых навыков, что способствует облегчению общения, умению поддержать разговор.

4. Воспитывайте у ребенка ответственность, совестливость, честность.

Доктор Чарльз Е. Шафер, психолог из Нью-Йорка, недавно опросил пятьдесят родителей, которые вырастили достойных, благополучных людей. Он задал родителям такой вопрос: "Исходя из вашего личного опыта воспитания детей, какой совет вы бы дали молодым родителям?" Большинство советов сводилось к следующему: самое главное - воспитать в своих детях такие качества, как честность, ответственность, совестливость, благожелательное отношение к другим людям.

Родители могут сделать очень многое, чтобы помочь детям обрести совесть, усвоить нравственные понятия. Это надо закрепить в младшем возрасте, пока дети не достигли бурной подростковой стадии, когда их стремления и привязанности переместятся от родителей к сверстникам.

5. Установите разумные правила работы и поведения в рамках четкой дисциплины.

Судя по многочисленным научным данным, можно сделать вывод, что дети с чувством собственного достоинства, высокой самооценкой, многое знающие и умеющие, были воспитаны так, когда к ним предъявлялись высокие требования. Ведущая роль принадлежит взрослым, которые имеют свои убеждения и хорошо знают, что необходимо и полезно детям, что им понадобится в жизни. Это ведь не означало, что такие взрослые были тиранами, не допускавшими участия детей в принятии решений, ограничивавшими взаимное общение друг с другом. Всего этого было предостаточно. Но вместе с тем эти взрослые умели устанавливать необходимый порядок, организовать целесообразную деятельность детей, требовать дисциплинированного поведения.

Закрепление положительного опыта творит чудеса в мотивации детей, побуждая их к новой деятельности и успеху. В большинстве случаев положительный опыт гораздо эффектнее любого наказания.

Помните, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.

6. Обеспечьте своего ребенка знаниями и умениями.

Изучение людей, которые отличались устойчивостью к стрессам, многое знали и умели, показало, что уже с самого младшего возраста они были деятелями. Поэтому педагогам стоит обдумать, как поощрять стремление детей заняться чем-то новым, как увлечь их разнообразной деятельностью. Заполните жизнь своих детей посильными трудностями, преодоление которых приведет их к успеху. Становясь старше, они смогут справляться с большими трудностями. Успех станет спутником их жизни. Они научатся не сдаваться. Они будут добиваться победы, не боясь поражений, потому что с малых лет обрели уверенность, что справятся с любым делом, дайте только срок.

Как известно, мозг человека, как и отпечатки пальцев, отличается уникальностью и неповторимостью, поэтому каждый ребенок отмечен врожденными природными склонностями. А это значит, что придется учитывать его индивидуальные сильные и слабые стороны. Здесь важно вот что: начать развивать способности, пробовать силы в раннем возрасте, чтобы приучить его к постоянной деятельности, ведущей к успеху. Но все это должно быть радостью, игрой, забавой, а не тяжкой повинностью.

7. Воспитывайте самостоятельность и независимость: не делайте за детей то, что они могут сделать сами.

Дети не приучатся к самостоятельности, если им негде испробовать собственные силы, пережить неудачи.

Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, необходимо отдавать предпочтение следующим приемам работы:

1. Ритуалы приветствия и прощания

Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной и успешной работы с дошкольниками.

2. Дыхательные гимнастики

Один из самых эффективных способов привести в порядок физическое и психологическое состояние. Дыхание объединяет тело и разум. Дыхательные упражнения помогают расслабиться, контролировать чувство тревожности. Они даже полезны для улучшения внимания.

3. Пальчиковые игры

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

4. Упражнения на развитие двигательной координации

Координация — это почти всегда движение. Также в это понятие входит умение сохранять равновесие в неудобных положениях, чувствовать ритм, ориентироваться в пространстве. Детям просто необходимо работать над развитием координация хотя бы потому, что согласованное функционирование мышц станет залогом для нормального роста и гармоничного развития.

5. Упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции

Упражнения и игры, помогут педагогам обучить детей умениям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

6. Релаксация

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

7. Сказкотерапия

Способствует: активизации в ребенке творческого, созидающего начала, развитие его самосознания. Снижает уровень тревожности и агрессивности у детей. Формирует навыки конструктивного выражения эмоций. Развивает способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

8. Игры на повышение самооценки, снижение уровня тревожности, развитие коммуникативных навыков и социальное воспитание.

Участие в занятиях с данными методами работы, помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям. Дети — это существа, которые обладают тонкой психической организацией, поэтому они способны эмоционально реагировать на какие-либо внешние или внутренние факторы в виде переживания, плача, страха и т. д. Таким образом, психологическое здоровье ребенка зависит от развивающей среды, созданной в детском саду. А основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение между педагогами и детьми.

Публикации по теме:

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних.

Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей»Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей» Чтение- самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психологического становления личности. При чтении книг.

Критерии оценки БУД по воспитательным блокам воспитанников среднего звена и план индивидуальной коррекционной работы Добрый день, уважаемые коллеги! Очень часто мне задают вопрос: «По каким критериям вы отслеживаете базовые учебные действия?». Поэтому сегодня.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Библиотека изображений:

Публикация Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы дошкольного учреждения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Коновалова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы дошкольного учреждения
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 04:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД