Папки-передвижки

Психологический портрет ребёнка, оставшегося без попечения родителей

Юлия Пигарева
Психологический портрет ребёнка, оставшегося без попечения родителей

Ежегодно в России наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лишь малая часть из них остались без попечения в результате смерти родителей. Большинство этих детей относятся к социальным сиротам, то есть являются сиротами при живых родителях, не имеющих возможности осуществлять их воспитание и содержание.

Ежегодно увеличивается количество детей, которые попадают в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это Центры содействия семейному воспитанию.

Публикация «Психологический портрет ребёнка, оставшегося без попечения родителей» размещена в разделах

Вырванные из привычной среды, как правило неблагополучной, эти дети вынуждены привыкать и приспосабливаться к новым для них условиям. Это - новая жизнь без родителей, новый дом, новые взрослые, новые правила, новый коллектив и ближайшее окружение из детей с различным травматичным прошлом опытом, с особенностями психического развития, с эмоциональными нарушениями и расстройствами поведения.

Для того чтобы влиться в новый коллектив ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, необходимо пройти стадию адаптации к Учреждению, т. е. приспособиться к новой социальной группе, к новой среде путем активного усвоения её правил и требований.

Что чувствуют дети, которые в один момент потеряли дом, семью, близких и привычный сложившийся годами привычный для них уклад жизни? Как помочь им войти в новую среду, способствовать их успешной адаптации в новом коллективе, принять новые условия жизни и начать стремиться к дальнейшему своему развитию и социализации?

Данная статья посвящена теме адаптации вновь поступивших в сиротское учреждение детей младшего школьного возраста. Эти дети требуют особой психологической поддержки в период их адаптации к Учреждению, которая будет в дальнейшем способствовать их благоприятному духовному, нравственному, умственному и физическому развитию.

Адаптация детей, вновь поступивших в сиротское учреждение, является важной составляющей их социальной адаптации и социализации в целом.

Цель данной статьи – проанализировать особенности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в сиротском учреждении, а также определить роль педагога-психолога в работе с вновь поступившими детьми. Особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей, младшего школьного возраста.

Дети, поступающие в сиротского учреждения, как правило являются «социальными сиротами», т. е. родители лишены либо ограничены в родительских правах, либо находятся под следствием или отбывают наказание в местах лишения свободы.

Такие дети скорее всего росли в неблагополучной среде, были предоставлены сами себе и лишены родительского попечения. Наличие отрицательного опыта выявляется у всех поступивших детей, среди которого - физическое или психологическое насилие в семье, жестокое обращение, безнадзорность, угрожающая жизни и здоровью ребёнка, отсутствие еды, одежды, психические отклонения, алкоголизм и наркомания родителей.

У воспитанников определяются следующие проблемы:

1. Проблемы социального характера:

- наличие отрицательного опыта и деструктивных моделей поведения у ребёнка, обусловленного пребыванием в социально опасной ситуации;

- отсутствие у ребёнка элементарных социально-бытовых навыков (гигиена, коммуникация, ориентация и т. д.)

- расстройства нравственного характера, склонность к противоправным действиям.

- социальный статус такого ребёнка воспринимается им как «детдомовский».

2. Проблемы медицинского характера:

- патологические отклонения в состоянии здоровья воспитанников;

- тяжелые психические травмы, нервные расстройства, расстройства поведения, задержка психического развития;

- отставание в физическом развитии.

- отягощённая наследственность;

3. Психологические проблемы :

- ранняя депривация, деформация эмоциональной сферы ребёнка, вызванная недостатком родительской любви;

- эмоциональная холодность, отчужденность, недоверие к людям;

- недоброжелательное и агрессивное отношение к окружающим;

- несформированность коммуникативных умений (неспособность выстраивать конструктивное общение, нарушение границ в общении);

- инфантилизм, неспособность к самоопределению;

- повышенная эмоциональная уязвимость, возбудимость, неспособность к контролю своих эмоций;

- агрессивность и конфликтность как основные механизмы защиты;

- неадекватная самооценка, искажение своего собственного Я;

- нарушение эмоциональной привязанности к родным (братьям, сестрам, и способность к её формированию в целом.

4. Педагогические проблемы:

- социально-педагогическая запущенность;

- когнитивное развитие ниже возрастной нормы как результат педагогической запущенности, либо наличие отклонений в умственном развитии; неразвитость, несформированность мыслительных процессов;

- отсутствие мотивации школьного обучения, расстройство навыков обучения;

- наличие девиантного поведения;

- несформированный познавательный интерес, низкий уровень культуры;

- эгоизм, потребительское отношение к людям, «эмоциональное равнодушие»;

- отсутствие способности к самоорганизации и слабо развитое чувство ответственности.

То, что в семье дается ребёнку естественно, путём общения его с родителями, и не требует специально обозначенных усилий со стороны родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы всего педагогического коллектива.

Оказавшись в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ребёнок начинает приспосабливаться к новым условиям, усваивать новые нормы и правила, учиться жить в коллективе,

Публикации по теме:

Час здоровья в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей Час здоровья: «В здоровом теле – здоровый дух! Здоровье – это красота! Здоровье – это сила! Здоровье – это выносливость! Здоровье – это.

Консультация для родителей «Дневной сон ребёнка»Консультация для родителей «Дневной сон ребёнка» Дневной сон необходим для детей дошкольного возраста. Педиатры и детские невропатологи считают, что сон во время тихого часа должен быть.

Консультация для родителей «Как успокоить ребёнка» Многим родителям знакома ситуация, когда, например, ребёнка надо вечером укладывать спать, а он разыгрался, расшалился и никак не хочет.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Консультация для родителей «О наказании ребёнка»Консультация для родителей «О наказании ребёнка» Часто молодые родители жалуются, что ребёнок их не слушается. И это становится настоящей проблемой. Как же добиться послушания ребёнка и.

Консультация для родителей «Портрет будущего первоклассника по ФГОС» Введение Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Консультация для родителей «Упрямство ребёнка»Консультация для родителей «Упрямство ребёнка» Ситуации, когда дети капризничают и упрямятся, не редки. Особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Причём, мальчики упрямятся чаще.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Режим дня ребёнка. Консультация для родителейРежим дня ребёнка. Консультация для родителей Большое значение для здоровья и физического развития ребенка дошкольного возраста имеет режим дня. Режим дня – это хорошо продуманный.

Видео-круиз «Любовью дорожить умейте» для воспитанников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Цель: Формирование у воспитанников гармонии чувств и красоты человеческих отношений. Задачи: 1. Помочь детям понять, что любовь — основа.

Библиотека изображений:

Публикация Психологический портрет ребёнка, оставшегося без попечения родителей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Пигарева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психологический портрет ребёнка, оставшегося без попечения родителей
Опубликовано: 8 июня 2022 в 13:15
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД