МААМ-картинки

Психологическая готовность детей к обучению в школе

Чебурахова Ирина
Психологическая готовность детей к обучению в школе

1 слайд: «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»

2 слайд:

Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.

Публикация «Психологическая готовность детей к обучению в школе» размещена в разделах

Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т. д.

Психологическая готовность к школе - это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др.

Педагогическая готовность ребенка к школе включает в себя : знания об окружающем мире и специальные умения и навыки. А психологическая готовность включает в себя :

- Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения)

- Развитие руки и развитие речи

- Созревание эмоционально – волевых процессов.

3 слайд:

Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе. В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются :

- личностная готовность,

- развитие произвольной сферы (волевая готовность)

- интеллектуальная готовность.

4 слайд:

Личностная готовность - формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Ребенок готов к школе, если школьное обучение привлекает его не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность предполагает и развитие эмоциональной устойчивости у ребенка, на фоне которой возможно развитие учебной деятельности.

5 слайд:

Слагаемые личностной готовности к школьному обучению :

1. Отношение к школе. Чтобы ребенок успешно учился он должен стремиться к «серьезным» занятиям. На появление такого желания влияет отношение к школе близких людей. Первоначально ребенка привлекает внешняя сторона школьной жизни – новый портфель, школьная форма, новая обстановка. Позднее появляется желание учиться.

2. Отношение к учителю. По отношению к учителю – взрослый становится

непререкаемым авторитетом. То есть его требования выполняются, а на

замечания не обижаются, стараются исправить ошибку. Дети готовые к

школьному обучению, подчиняются правилам, и адекватно ведут себя на

занятиях.

3. Формируются специфические отношения с детьми. Учащиеся должны

учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия.

4. Определенное отношение к себе. Это предполагает адекватное отношение

ребенка к своим способностям, результатам работы, т. е. определенный уровень развития самосознания.

6 слайд:

Эмоционально – волевая готовность представляет собой готовность к трудностям и поиску путей их разрешения. Школьная жизнь требует от ребенка соблюдения большого числа правил. Им подчинено поведение учеников на уроке, они служат для организации учебной работы учащихся, регулируют отношение учеников между собой и учителем.

Эмоционально – волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

Эмоционально – волевая готовность включает в себя :

- умение сосредотачиваться,

- управление своими эмоциями,

- контролировать свои действия.

7 слайд:

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная/активность.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.

8 слайд:

Обобщая, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает :

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Важная примета интеллектуальной готовности к школе не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, а, прежде всего, умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что, отчего и почему.

9 слайд:

1. Мышление

До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Малыш должен:

- знать немного информации о себе (имя, фамилию, место проживания);

различать геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат);

- знать цвета;

- понимать значения следующих слов: «меньше», «больше», «низкий», «высокий», «узкий», «широкий», «право», «лево», «между», «около», «над», «под»;

- уметь проводить сравнения различных предметов и находить в них отличия, обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов.

2. Память

Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Также можно подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.

3. Внимание

Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников. Внимание и готовность дошкольников к школе можно проверить простым заданием – прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным. Если малыш будет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито, и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения.

10 слайд:

Портрет будущего первоклассника:

1. Физически развитый ребенок, овладевший основными культурно-гигиеническими

навыками.

2. Любознательный, активный.

3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

5. Способный ребенок управлять своим поведением и планировать свои действия на

основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные

общепринятые нормы и правила поведения.

6. Способный ребенок решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы,

адекватные возрасту.

7. Ребенок, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,

мире и природе.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями

работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

11 слайд:

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Психологическая готовность детей к школьному обучению ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЕ Одной из основных проблем детского развития является проблема вхождения.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Библиотека изображений:

Публикация Психологическая готовность детей к обучению в школе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Чебурахова Ирина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психологическая готовность детей к обучению в школе
Опубликовано: 14 февраля 2023 в 19:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД