Лучший педагог года

Психофизическое развитие детей с ОНР посредством дидактических игр

Мороз Наталья Дмитриевна
Психофизическое развитие детей с ОНР посредством дидактических игр

Психофизическое развитие детей с ОНР

посредством дидактических игр

Итоговая работа

Исполнитель:

Мороз Наталья Дмитриевна

воспитатель

МАОУ «Гимназия 42»

г. Кемерово

9234889479 N.D.Moroz@yandex.ru

Консультант:

Загляда Людмила Ивановна,

Преподаватель КРИПКиПРО

Кемерово 2021

Содержание

Введение…. ….3

Публикация «Психофизическое развитие детей с ОНР посредством дидактических игр» размещена в разделах

1. Психолого- педагогическая характеристика детей с ОНР…. …4

2. Дидактические игры, направленные на физическое развитие ….…. 5

3. Дидактические игры для коррекции звукопроизношения…. ….…9

4. Дидактические игры для формирования связной речи….…. 10

5. Заключение….…. 12

Литература ….13

Введение

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".

Сухомлинский В. А.

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. Очень важно вовремя исправлять недостатки речи.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Игра является основной деятельностью дошкольника. Особое внимание необходимо уделять дидактическим играм.

Цели итоговой работы: систематизация и адаптация дидактических игр для развития речи у дошкольников.

Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, внимание, память, наблюдательность и мышление.

Дидактические игры, направленные на физическое укрепление детей : подвижные и пальчиковые игры. Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, чувство ритма. Движение оказывает эмоционально – положительное влияние на психику, содействует общему оздоровлению организма.

Задача педагога учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию, узнавать знакомый звук в названиях игрушек. Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. [11]

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Теоретическое обоснование было сформулировано проф. Р. Е. Левиной в 1961 г. Речевое недоразвитие детей было описано в трех уровнях: отсутствие речи, начатки речи, развернутая речь с элементами фонетического и лексико –грамматического недоразвития речи.

Речевое развитие первого уровня : у детей скудный словарный запас. Дети пользуются словами без окончания, не изменяется при склонении. Понимание речи у таких детей снижено. Они понимают инструкции в знакомой ситуации. Нет фразовой речи. В речи преобладают одно- двухслоговые слова. Не четкое произношение звуков.

Речевое развитие второго уровня : дети владеют большим запасом активного словаря. Они могут дифференцировать отдельные предметы и признаки. Фразы искажены в фонетическом и грамматическом отношении. Дети используют предложения из 2-4 слов. Словарный запас ниже возрастной нормы. Делают грамматические ошибки, не согласовывают прилагательные с существительными.

Речевое развитие детей третьего уровня. У детей этой группы недоразвитие лексико-грамматическое и фанетико-фанематическое недоразвитие речи. Свободное общение очень затруднено. Наблюдается замена групп звуков более простыми, искаженные звуки. Дети делаю ошибки в слоговой структуре слова. Словарь значительно отстает от нормы. В самостоятельной речи наблюдается недоговаривание слов, неверное согласование слов.

Из исследований А. Н. Корнева (1995, М. З. Кудрявцева (1995, Г. А. Глинна (1996, Т. А. Ткаченко (2000) у детей с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте значительно ниже.

Обучение грамоте детей с ОНР опирается на работу педагога, направленную на: развитие крупной и мелкой моторики, развитие грамматических навыков,

работа над звукопроизношением, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия. [10]

2. Дидактические игры, направленные на физическое развитие [9]

Состоят из подвижных, пальчиковых игр, они формируются из элементов логоритмики.

Цели подвижных и пальчиковых игр: развитие и коррекция неречевых и речевых психических функций, адаптация ребенка к условиям внешней среды.

Задачи подвижных и пальчиковых игр: оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.

Воспитательные задачи: развитие чувства ритма, чувства коллективизма, обучение правилам в различных видах деятельности.

Подвижные игры

Подвижные игры нужно проводить системно и непрерывно. Педагог показывает движения связанные с образом. Их проводят с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, с постепенным повышением требований. В процессе игры формируется произвольная и речевая моторика.

Методы и приемы обучения подвижным играм:

1. Наглядно-зрительные – педагог показывает образ в движении, подражает образам из окружающей жизни.

2. Наглядно слуховые – с использованием музыки и песни, народных прибауток.

3. Словесные методы – педагог объясняет новые движения. Рассказ служит для развития выразительности движений, для перевоплощения в образ.

Обучение подвижным играм начинается с обучения первоначальным навыкам ходьбы (под барабан, с перешагиванием, дополняется ходьба по доске на полу, с остановками по сигналу. Далее обучение ходьбы по канату приставным шагом и ходьбе с высоко поднятыми коленями. Под удары бубна. После, различные виды ходьбы в сочетании с музыкой и словом.

Например: Маме надо отдыхать, Я на цыпочках хожу, (2)

Маме хочется поспать. Я ее не разбужу.

Ходьба на цыпочках.

Тук, тук, тук, тук, Мои пяточки идут,

Моих пяток слышен стук Меня к мамочке ведут.

Подвижная игры: «Мишка», «Гуси», «Хомячок», «Что умеют наши ручки?» «Зайка». «Как у нашего кота», «Собачка», «Бычок», «Самолет», «Солдаты».

Игры на развитие дыхания, голоса и артикуляции:

Подготовка к дидактическим играм на дыхание начинается с упражнений:

Подняться на носочки, руки поднять в верх – вдох, опускаясь тянуть глухой звук [с][ш][ф][х], затем гласные звуки изолировано, затем гласные с согласными. Используется мурлыкание или гудение (подражание кошки и гудку парохода). Упражнение «Муха» : Поймать муху, почувствовать ее в кулаке, поднести кулак к уху. Петь на выдохе, подражая мухе: «з-з-з». выпустить муху. Упражнение «Тополиный пух» адаптированное в «Одуванчик» Летом снег! Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает?

Перебрасывать пух с руки на руку и проговаривать.

Упражнение «Ай-я, жу-жу»

Медвежонок, жу-жу,

Ты не плачь, не плачь спросонок, жу-жу,

Дремлют сосны, дремлют ели, жу-жу,

Малыши легли в постели, жу-жу,

Споро спать все звезды лягут, жу-жу,

Принесет нам ягод мама, жу-жу,

Принесет нам меду папа, жу-жу,

Спи, малыш мой косолапый, жу-жу.

Подвижные игры, регулирующие мышечный тонус.

Подготовка начинается с ходьбы по кругу под музыку или бубен. На тихое звучание остановка, на громкое, сильные взмахи.

Подвижные игры: «Лошадки» (высокий бег). «Бабочки» (под музыку кружатся со взмахами, садятся на цветок). «Пружинки» (рус. народ. песня Посеяли девки лен.) «Мельница» (муз. Т. Ломовой). «Ветер» (музыка Л. Бетховена) – Ветер тихий – руки перед собой вправо, влево, сильный – руки вверх сильно бросают. Ветер стих – опускают руки вниз. «Веселые ножки». «Жуки» (бег в рассыпную, по сигналу – жуки упали и болтают лапками).

Подвижные игры на развитие слухового внимания.

Игра «поспи попляши» (Т. Ломовова) 1 часть - передают медленно куклу, кукла засыпает, 2 часть – последний ребенок куклу качает, 3 часть – передают спящую. 4 часть – плясовая, ребенок танцует в центре круга, остальные хлопают.

Игра «Летний дождь» муз. С. Разоренова

Кап, кап, кап, кап. 2р Ливень хлынул проливной

Дождь пошел сначала редкий. И повис над мокрым лесом,

Капля – две на весь лесок. Кап 4р. Словно пряжей водяной,

А потом по каждой ветке – кап! И полил он все травинки, огороды и сады

На каждый лепесток. Не оставил и пылинки - только лужицы воды.

Игра «Ваня и Маша» Музыка Э. Гумпердинга, текст М. Андреевой.

Ручки у вас лежат? Ножки у вас стоят?

Ну, разок, ну, другой, Посмотрите за собой.

Подвижные игры на счет:

Раз, два, три, четыре, пять – В прятки мы хотим играть.

Надо только нам узнать, Кто из нас пойдет искать.

Да – нет не говорить. Все равно тебе водить.

«Зарядка» Раз, два, раз, два, замелькали пятки,

Как чудесно босиком бегать на зарядке.

«Руки выше подними!» Руки выше подними, раз, два,

А потом их опусти. Три, четыре.

«Мячик» А. Барто Передают мяч.

Подвижные игры: «Поезд»

Вот поезд наш едет, колеса стучат, А в поезде нашем ребята сидят.

Едем, едем, долго едем, Очень длинный этот путь.

Скоро мы домой доедем, Там и сможем отдохнуть.

Чу- чу, чу-чу, чу- чу. Далеко, далеко

Бежит паровоз, Ребят он повез.

«Гусята» Плыли гусята – красные лапки, Серые плыли, белые плыли.

Озером, озером – все по порядку. Красные лапки воду мутили.

«Ручки» Руки в стороны в кулачек, Разжимай – на бочек.

«Малыши» Сначала буду маленький, К коленочкам прижмусь,

Потом я вырасту большой, До лампы дотянусь.

Пальчиковые игры.

Степень развития тонкой моторики рук связана с уровнем развития речи у детей. Развивая мелкую моторику рук, педагог стимулирует развитие речевой зоны мозга.

«Пальчик о пальчик» - Пальчик о пальчик тук да тук, хлопай, хлопай, хлопай.

Ножками топай, топай. Спрятались.

«Кулак, ладонь», «Качели», «Зевака» (ходят по кругу, по сигналу поворачиваются по кругу)

Дидактические игры с массажем рук : [1]

«Петушок» - Локти на столе, «клювик» - большой и указательный палец, остальные уложены вместе. Движения вверх, вниз.

«Котик» - указательный и мизинец вверх и согнуты, остальные прижаты.

Стихотворение: Как у нашего кота.

«Коза рогатая» (указательный и средний вверх) Ножками топ, топ,

Кто каши не ест, молока не пьет, забодает. (указательный и мизинец вниз)

«Зайчишка трусишка» (указательный и средний вверх)

Морковку нашел (ругаем пальцем).

Самомассаж: Полно, беленький снежок, (Массаж левой руки)

На талой земле лежать.

Время беленький снежок, (массаж правой руки)

Время, таять пропадать, и сыру землю питать. (встряхивать).

Подвижные и пальчиковые игры –это система упражнений, в которых движения сочетаются с речевым материалом. Они играют существенную роль в формировании и коррекции речи.

3. Дидактические игры для коррекции звукопроизношения

Цель: коррекция, формирование звукопроизношения.

Задачи:

1. Развивать речь детей.

2. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в игре.

3. Повысить познавательную активность детей.

4. Привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему индивидуальных консультаций, для успешной коррекции звукопроизношения. [6]

Автоматизация поставленного звука слогах: «логопедические дорожки».

Ребенок берет фигурку: машинку (для звука «Р», змейку (для звука «Ш», самолётик (для звука «Л») и др., ставит на дорожку. Игра «Помоги машинке доехать до гаража, змейке до домика, пчелке до улья и произнеси звук». Ребёнок рычит «Р-р-р» или шипит «Ш-ш-ш», или гудит «Л-л-л» и. т. д

«Замотай ленточку. Ребёнок мотает ленточку произнося автоматизированный звук.

Дидактические игры для автоматизация звуков в словах:

«Найди домик» Дидактическая игра с трафаретами : ребенку предлагается правильно назвать картинку и найти для неё домик («силуэт»).

Дидактическая игра «Украшаем платье». Цель: автоматизация звуков «Ш» и «С» в предложениях). На столе контурное изображение платья и предметные картинки на звуки «С» и «Ш». Нужно украсить платье, выбрать картинку, положить на платье со словами: «Я вышью на платье лошадку, санки и т. д.».

Дидактические игры для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи. Их цель: учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, формировать умение самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма, развивать фонематический слух.

4. Дидактические игры для формирования связной речи

Используется составление рассказов по картине и по серии картин, сказок. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и вспомнить сказку, её героев, выбрать их из предложенных фигурок животных или героев, определить последовательность событий и её пересказать. Дети помогают героям исправить ошибки. Самостоятельно придумать рассказ по картинке или с заданным словом.

Дидактические игры на формирование грамматического строя речи. [9]

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д.

Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать их по громкости, силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь.

Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания. Затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова.

Дидактические игры на формирование грамматического строя речи.

Голосовой аппарат недостаточно крепкий. Ребенок часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо. Применяют игры «драматизация». Когда детям предлагается исполнить роли различных персонажей сказки («Три медведя», «Машенька и медведь», «Теремок»). Ребенок должен изобразить героя, меняя голосовую окраску речи. Дидактические игры «Угадай голос….». быть голоса животных, а так же голоса детей, принимающих участие в игре.

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, игра «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т. д.

Заключение

Общее недоразвитие речи у детей представляет собой сложный дефект при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речи.

Таким образом, в итоговой работе были определены характерные черты каждого уровня развития детей с общим недоразвитием речи.

Проанализирована литература на темы: Психолого-педагогическое развитие детей с НОР, использование дидактических игр для формирования речи.

Систематизированы и адаптированы методики для развития речи у дошкольников.

В процессе игры у детей формируется хорошая речь, обогащается

словарь детей, развивается артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствуется фонематический слух. Дети учатся слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их.

Список литературы

1 Борисова, Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: мет. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009.- 64 с.

2 Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. Для студ. высш. учеб. заведений М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 223 с.

3 Калиниченко С. А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР : Лексико-грамматические занятия. Владос. 2015. -55с. –М. : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС. 2015.- 55С.

4 Кириллова Е. В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста –М. : ТЦСфера, 2010. -64 с.

5 Кучмезова Н. В., Лигостаева И. А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ: Методические рекомендации. –М. : ТЦ Сфера, 2015. -64 с.

6 Кучмезова Н. В., И. А. Лигостаева По ступенькам к звуку. Формирование звукопроизношения у ребенка с ОВЗ. М. : ТЦ Сфера, 2015. -64 с.

7 Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры. СПб. : Литера, 2008.- 57 с.

8 Светлова, И. Е. Домашний логопед: эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению М. : ЭКСМО, 2002. – 256 с.

9 Нищева, Н. В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет).- СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 352 с.

10 Рудни О. С. Практическая коррекционная рабта с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи –М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС 2014. -303 С.

11 Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие -3-е изд. М: Айрис-Пресс, 2005. - 224 с.

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игрИнтеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:

Публикация Психофизическое развитие детей с ОНР посредством дидактических игр (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мороз Наталья Дмитриевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психофизическое развитие детей с ОНР посредством дидактических игр
Опубликовано: 14 сентября 2021 в 17:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД